Пояснительная записка Программа образовательного модуля «Краеведение» разработана на основе Примерной программы по краеведению, ВГИПКРО,г.Волгоград 2006г.Модуль позволяет изучать краеведческий материал и выполнять лабораторные и практические работы по биологии краеведческой направленности. Программа рассчитана на 34 учебных часа из них 16 часов на лабораторные и практические работы. Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности биологического и ландшафтного разнообразия Волгоградской области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно- исследовательской деятельности.
Цели программы:
-изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Волгоградской области;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края;
-воспитание любви к своему родному краю
Программа решает задачи:
-ознакомления учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Волгоградской области;
-освоения учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и экологических группах растений, грибов, лишайников Волгоградской области, а также о необходимых мрах их охраны;
-овладения учащимися умения работать с определительными карточками, с определителями растений.
Требования к уровню подготовки учащихся:
-описывать морфолого-анатомические особенности растений, Волгоградской области, -называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области.
-узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников всего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные(овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения Волгоградской области.
- наблюдать влияние факторов среды на живые организмы, -приводить примеры различных редких и охраняемых групп растений.
Учебно- методический комплект:
1.Учебник «Биология. Живой организм» Н.И.Сонин М.-Дрофа 2010 г.
2.Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» М.-Дрофа 2000г.
3.Красная книга Волгоградской области
4.Лазерный диск «Красная книга Волгоградской области»
5. Современное состояние окружающей среды и государственный экологический контроль в Суровикинском районе» Волгоград 1999г.
№
| Раздел
| Тема урока
| Час ы
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к
уровню
подготовки
| Вид
контроля
| Элем-ты долго
содержания
| Д/3
| Пла н
| Фак т
| 1
| Введение (3ч)
| Проблемы сохранения & биоразнообразия
| 1
| Вводный
| Международная Конвенция о сохранении биоразнообрази я, нац.стратегия сохранения биоразнообразия
| Знать проблемы биоразнообразия Волгоградской области
| Беседа
|
| Записи в тетради
|
|
| 2
| История изучения природы Волгоградской области
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Экспедиции Палласа, Регеля, Гмелина
| Знать основные открытия в изучении природы области
| Беседа
|
| Записи в тетради
|
|
| 3
| Биоразнообразие природы Волгоградской области
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Природный комплекс и биоразнообрази е, ландшафтно-зкологические проблемы
| Знать рпиродно-климатические факторы и биоразнообразие области
| Работа с картой
|
| Записи в тетради
|
|
| 4
| Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников(4ч)
| Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников
| 1
| П/р
| Жизненные
формы
растений,
грибов,
лишайников
| Знать особенности строения перечисленных групп, уметь делать выводы о их
распространении
| Отчет о п/р
|
| Закончить п/р
|
|
| 5
| Определение по гербарию
жизненных форм и экологических групп леса
| 1
| Л/р
| Жизненные формы и экологические группы леса
| Знать
особенности строения растений леса
| Отчёт о л/р
|
| Сформулироват ь выводы
|
|
| 6
| Определение по гербарию жизненных форм растений степей, полупустынь
| 1
| Л/р
| Жизненные формы и экологические группы
растений степей,
| Уметь определять растения степей, полупустынь
| Отчёт о л/р
|
| Сформулироват ь выводы
|
|
|
|
|
|
|
| полупустынь
|
|
|
|
|
|
| 7
| Определение
| 1
| Л/р
| Жизненные
| Уметь
| Отчёт о л/р
|
| Сформулироват
|
|
|
|
| жизненных форм
|
|
| формы растений
| определять
|
|
| ь выводы
|
|
|
|
| растений водоёмов
|
|
| водоёмов
| жизненные формы растений водоёмов
|
|
|
|
|
| 8
| Деревья и кустарники Волгоградской области (5ч)
| Отличительные
| 1
| Усвоение
| Основные виды
| Знать отличия в
| Составлени
|
| Выписать
|
|
|
| особенности
|
| новых
| деревьев и
| строении между
| е таблицы
|
| деревья и
|
|
|
| деревьев и
|
| знаний
| кустарников
| деревьями и
|
|
| кустарники на
|
|
|
| кустарников
|
|
|
| кустарниками
|
|
| пришкольном участке
|
|
| 9
| Голосеменные растения Волгоградской области
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Голосеменные растения Волгоградской области
| Знать
особенности
голосеменных
растений
| Описание растений
|
| Записи в тетради
|
|
| 10
| Определение видов и групп голосеменных Волгоградской области
| 1
| Л/р
| Экологические группы голосеменных растений
| Знать
характеристику голосеменных и уметь их определять
| Отчёт о л/р
|
| Сформулироват ь выводы
|
|
| 11
| Лиственные растения и кустарники Волгоградской области
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Лиственные растения и кустарники
| Уметь давать хар-ку лиственным растениям и кустарникам
| Устный опрос
|
| Записи в тетради
|
|
| 12
| Определение
лиственных
растений и
кустарников
Волгоградской
области
| 1
| Л/р
| Лиственные растения и кустарники
| Уметь опр-ть лиственные растения и кустарники по гербарию
| Отчёт о л/р
|
| Сформулироват ь выводы
|
|
| 13
| Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников (11ч)
| Природные сообщества парков и скверов
| 1
| Л/р
| Природные сообщества парков и скверов
| Уметь
характеризовать природные сообщества парков и скверов
| Отчёт о л/р
|
| Сформулироват ь выводы
|
|
| 14
| Систематика
растений, грибов,
лишайников.
Структура
определительных
карточек и
определителей
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Классификация растений, биоразнообразие видов
| Знать
систематику растений, уметь пользоваться определительной карточкой
| Работа с карточками
|
| Записи в тетради
|
|
| 15
| Характеристика ,растений семейства Розоцветные
| 1
| Л/р
| Общие признаки
семейства
Розоцветные
| Уметь опр-ть представителей семейства Розоцветных
| Отчёт о л/р
| Болотниковые
Бурачковые, Валериановые
| Записи тетради
|
|
| 16
| Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников (11ч)
| Характеристика растений
семейства Бобовые
| 1
| Л/р
| Общие признаки
семейства
Бобовых
| Уметь
определять
представителей
семейства
Бобовых
| Отчёт о л/р
|
| Записи в тетради
|
|
| 17
| Характеристика растений семейства Капустные
| 1
| Л/р
| Общие признаки
семейства
Капустные
| Уметь
определять
представителей
семейства
Капустные
| Отчёт о л/р
| Мальвовые, Рутовые
| Записи в тетради
|
|
| 18
| Характеристика растений
семейства Луковые и Лилейные
| 1
| Л/р
| Общие признаки семейства Луковые и Лилейные
| Знать признаки перечисленных семейств и уметь определять их по
определительным карточкам
| Отчёт о л/р
| Ароидные,
Глацинтовые,
Осоковые,
Спаржевые,
Лютиковые
| Сформулироват ь выводы
|
|
| 19
| Характеристика, многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки)
| 1
| Л/р
| Общие признаки семейства Злаки
| Уметь
определять
представителей
данного
семейства
| Отчёт о л/р
|
| Записи в тетради
|
|
| 20
| Искусственные сообщества поля, сада, огорода. Биологические основы выращивания культурных растений
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Знакомство с искусственными сообществами и биологич. разнообразием основы выращивания культурных растений
| Знать основы выращивания культурных растений
| Устный опрос
|
| Записи в тетради
|
|
| 21
| Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Волгоградской области
| 1
| П/р
| Значение и охрана грибов и лишайников
| Знать значение грибов и лишайников
| Отчёт о п/р
|
| Подготовить рефераты для защиты
|
|
| 22 23
| Защита рефератов и гербариев
| 2
| Обобщ.
| Грибы,
лишайники,
основные
систематические
группы
травянистых
растений
| Знать характеристику основных систематических групп
| Защита рефератов
| -
|
|
|
| 24
| Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области
| Изменения в сообществах под воздействием человека
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Изменения,
возникающие
под
воздействием человека
| Знать влияние антропогенного фактора на природные сообщества
| Устный опрос
|
| Записи в тетради
|
|
| 25
| Основные категории редких и охраняемых растений, грибов и лишайников
| 1
| Усвоение
новых
знаний
| Исчезнувшие виды, редкие и уязвимые
| Знать основные категории редких и исчезающих растений, грибов и лишайников
| Работа с гербарием
|
| Записи в тетради
|
|
| 26
| Охраняемые территории Волгоградской области: :природны е памятники; национальные парки и заказники
| 1
| П/р
| Лимитирующие факторы по охране, история создания и ценность особо охраняемых территорий
| Знать особо
охраняемые
территории
Волгоградской
области
| Работа с картой, доп. материалом
|
| Записи в тетради
|
|
| 27 28
| Определение о описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников Волгоградской области
| 2
| Л/р
| Редкие и исчезающие виды растений, грибов и лишайников
| Уметь
определять виды и описывать их
| Л/р
|
| Отчёт о л/р
|
|
| 29 30
|
| Экскурсия в парк (лес)
| 1 1
| Урок-
наблюдени
е
| Биоразнообразие леса
| Уметь проводить наблюдения за растениями и животными парка
| Отчёт
|
| Наблюдение
|
|
| 31 32
|
| Экскурсия на водоём
| 1 1
| Урок-
наблюдение
| Биоразнообразие водоёма
| Уметь проводить наблюдение за растениями и животными водоёма
| Отчёт
|
| Наблюдение
|
|
| 33 34
|
| Экскурсия в степь
| 1 1
| Урок-
наблюдение
| Биоразнообразие степи
| степи
|
|
| Наблюдение
|
|
| |