№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Тип
урока
| Виды
деятельности
учащихся
| Планируемые
предметные
результаты
| Универсальные
учебные действия
| Виды
контроля
|
Раздел 1. Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч)
|
1
|
| Земля – наш общий дом.
| Урок-викторина.
| Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры их представителей.
| Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира.
| Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.
| Фронтальная беседа.
|
2
|
| Разнообразие изменений в природе и в жизни людей.
| Урок-игра.
| Обсуждают разнообразие изменений в природе и в жизни людей, необходимость природоохранной деятельности людей.
| Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
| Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачу. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
| Фронтальная беседа.
|
3
|
| Времена года.
| Урок-театрализация.
| Наблюдают и описывают изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей со сменой времён года.
| Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов.
| Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам.
| Индивидуальный
опрос.
|
4
|
| Старинный календарь.
| Урок-
путешествие.
| Знакомятся с различными видами календарей. Сравнивают по времени изменения в природе, в общественной жизни.
| Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни.
| Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познаватель-ными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми.
| Творческое выступление.
|
5
|
| Атмосферные явления и погода.
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Наблюдают атмосферные явления и фиксируют их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.
| Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.
| Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Осознавать учебно-познава-тельную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
| Текущий контроль.
|
6
|
| Температура и её
измерение.
| Урок изучения нового материала.
| Выясняют, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.
| Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.
| Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.
| Фронтальная беседа.
Работа в парах.
|
7
|
| Прогноз
погоды. Дневник
наблюдений за погодой.
| Урок формирования умений и навыков.
| Характеризуют изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за
месяц.
| Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).
| Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
| Фронтальная беседа. Работа в группе.
|
8
|
| Необычные атмосферные явления.
| Урок-презентация.
| Выясняют, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.
| Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками.
| Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.
| Фронтальная беседа. Дидактическая игра.
|
Раздел 2. Осенние изменения в природе и жизни человека (4 ч)
|
9
|
| Экскурсии. Наблюдение осенних
изменений в неживой и живой природе.
| Урок-
экскурсия.
| Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет,
загадок.
| Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.
| Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию
партнёра.
| Фронтальная беседа.
|
10
|
| Осень в природе.
| Урок формирования умений и навыков.
| Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины.
| Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.
| Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
| Фронтальная беседа.
|
11
|
| Осенние
заботы
человека.
| Урок-
экскурсия.
| Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.
| Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.
| Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.
| Экскурсия.
|
12
|
| Осень в жизни наших предков.
| Урок закрепления умений и навыков.
| Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме.
| Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.
| Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях.
| Фронтальный опрос.
|
Раздел 3. Тела и вещества, их свойства (14 ч)
|
13
|
| Тело и вещество. Три состояния вещества.
| Урок изучения нового материала.
| Составляют план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Выявляют разные состояния веществ. Приводят примеры, подтверждающие выводы.
| Описывать разные состояния веществ, приводить примеры. Классифицировать предметы по существенным признакам.
| Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
| Фронтальная беседа.
|
14
|
| Строение вещества.
| Комбинированный урок.
| Сравнивают тела и вещества, находят сходства и различия, выявляют их общие и отличительные свойства. Знакомятся с понятиями о молекулах и атомах.
| Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах.
| Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.
| Практическая работа.
|
15
|
| Удивительные открытия.
| Урок формирования умений и навыков.
| Знакомятся с понятиями о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле.
| Рассказывают об открытии простейших организмов, о клетке, болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними.
| Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
| Творческое выступление.
|