Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Рассмотрено
на заседании МО учителей естественного цикла
МБОУ «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
(Протокол
от «24» июня 2013 г. № 5)
| Согласовано
Заместитель директора по УВР __________Н. Т. Жукова 28.08. 2013 г.
| Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
(Протокол от «29»августа 2013 г.
№ 1)
| Утверждаю
Директор школы _____________Е. В Тришкина
«30» августа 2013 г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « География»
6 класс
Монаковой Татьяны Дмитриевны
2013 г.
Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, обязательного минимума содержания учебных программ, программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс (составитель Е. В. Овсянникова), «Землеведение», 6 класс под редакцией В.П. Дронова, Савельевой Л. Е. М.: Дрофа, 2009 год. Начальный курс географии – это первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Основная цель: формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Задачи:
1. Способствовать формированию географического мышления обучающихся.
2. Передать обучающимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
3. Формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира.
4. Способствовать формированию картографической грамотности.
В рабочую программу внесены изменения: раздел 1 «Земля во Вселенной» сокращён на 1 час и изучается в течение 6 часов, так как материал легко усваивается и не вызывает затруднений у учащихся, этот час используется в разделе V «Гидросфера» для проведения практических работ; раздел «Биосфера» увеличен на 1 час, так как вопросы раздела встречаются в КИМах ГИА. 1 час выделен на итоговое повторение. В связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель, календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов.
Темы
| Кол-во часов по программе
| Кол-во часов в рабочей программе
| Введение
| 1
| 1
| Земля во Вселенной
| 7
| 6
| Географические модели Земли
| 10
| 10
| Земная кора
| 15
| 15
| Атмосфера
| 12
| 12
| Гидросфера
| 12
| 13
| Биосфера
| 6
| 7
| Географическая оболочка
| 5
| 5
| Повторение
| -
| 1
| Итого:
| 68
| 70
|
Учебно-методический комплект: учебник - В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, География. Землеведение. М. Дрофа. 2009.
Атлас – География. 6 класс, М. Дрофа. 2011.
Контурная карта. Землеведение. 6 класс, М. Дрофа. 2012. Количество учебных часов: на изучение предмета отводится 2 часа в неделю: 1 час в неделю за счёт федерального компонента образовательного стандарта, т. е. 35 часов и 1 час за счёт компонента образовательного учреждения. Итого 70 часов за учебный год. Для контроля знаний предусмотрены: 1 топографический диктант, 7 оценочных тестов, 8 оценочных итоговых практических работ (они под номерами в календарно-тематическом планировании) и 18 тренировочно-обучающих практических работ, которые оцениваются выборочно (они без номеров в календарно-тематическом планировании).
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 6 классе выступают письменный опрос (тесты с использованием дифференцированных заданий, практические работы) и устный (индивидуальная и фронтальная беседа). Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используются следующие типы уроков: комбинированный урок, урок–игра, вводные уроки, урок закрепление изученного материала и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1.Оценивать и прогнозировать:
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;
погоду на ближайшие сутки;
2. Объяснять:
последовательность приемов построения планов местности;
построение градусной сетки на картах;
черты сходства и различия плана местности и географической карты;
происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;
влияние рельефа на направление и характер течения рек;
образование ледников;
нагревание атмосферы;
зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;
образование атмосферных осадков, ветра;
изменение погоды, народные приметы;
причины смены дня и ночи, времен года;
зависимость климата от географической широты;
значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;
понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «Атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс».
3.Описывать:
внешний вид основных форм рельефа суши;
влияние рельефа на особенности жизни и быта человека;
значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;
внешний облик представителей органического мира гидросферы;
внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;
времена года своей местности;
природные комплексы своей местности.
4.Определять:
на местности стороны горизонта, направления, расстояния;
по плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;
протяженность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара;
принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам;
по картам основные природные особенности объектов гидросферы;
при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температур, направление ветра;
взаимосвязи между отдельными компонентами природного комплекса;
результаты мероприятий по охране природы своей местности.
5. Называть (показывать):
примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;
крупнейшие равнины и гонные системы земного шара;
океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения;
источники питания рек;
элементы речной долины;
среднюю соленость Мирового океана;
основные мероприятия по охране гидросферы;
источники поступления тепла на Землю;
форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;
положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;
основные следствия суточного и годового движения Земли;
основные мероприятия по охране атмосферного воздуха;
примеры взаимосвязей между земными оболочками.
Календарно – тематическое планирование
№
уро
ка
|
Наименование
раздела и тем
|
Практичес
кие работы
| Кол
Часы
учебно
го вре
мени
| Пла-
но-
вые
сро-ки про-
хож-дения
| Под-готовка к ГИА
| При-
меча ние
|
| Введение
|
| 1
|
|
|
| 1.
| Что изучает география
| «Обучение
приемам работы по ведению дневника наблюдения за погодой».
| 1
| 04.09
|
|
|
| Раздел 1
Земля во Вселенной
|
|
6
|
|
|
| 2.
| Земля и космос.
|
| 1
| 05.09
| 2.1
|
| 3.
| Земля – часть Солнечной системы.
| «Приемы
ориентирова -ния по Полярной звезде».
| 1
| 11.09
| 2.1
|
| 4.
| Вводное тестирование. Влияние космоса на Землю и жизнь людей
|
| 1
| 12.09
| 2.1
|
| 5.
| Движения Земли.
| «Знакомство с теллурием»
| 1
| 18.09
| 2.1
|
| 6.
| Форма и размеры Земли.
|
| 1
| 19.09
| 2.1
|
| 7.
| Обобщающее повторение темы «Земля во Вселенной». Тест № 1
|
| 1
| 25.09
|
|
|
| Раздел 2
Географические модели Земли
|
|
10
|
|
|
| 8
| Глобус – уменьшенная модель Земли. Масштаб.
| «Приемы
работы с глобусом»
| 1
| 26.09
| 2.2
|
| 9
| Градусная сеть.
Географическая широта.
|
| 1
| 02.10
| 2.2
|
| 10
| Географическая долгота.
|
| 1
| 03.10
| 2.2
|
| 11
| Географические координаты.
|
| 1
| 09.10
| 2.2
|
| 12
| Практическая работа №1
| «Определение географичес-
ких координат на карте (в том числе
своя местность)»
| 1
| 10.10
|
|
| 13
| Изображение земной по- верхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки.
|
| 1
| 16.10
| 2.2
|
| 14
| Географические планы и карты. Условные знаки.
|
| 1
| 17.10
| 2.2
|
| 15
| Как составить план местности.
| Топографический диктант.
| 1
| 23.10
| 2.2
|
| 16
| Практическая работа
№ 2
| «Составление плана местности»
| 1
| 24.10
| 2.2
|
| |