Скачать 69.13 Kb.
|
Тема урока: «Географическое положение, размеры и история исследования Северной Америки». Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу. Задачи: Образовательные: используя карты полушарий и атласа самостоятельно выявить особенности ГП Северной Америки на земном шаре; сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами; изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы. Развивающие: продолжить развивать интерес к предмету; развивать умения делать выводы на основе полученной информации; создать условия для развития у школьников: умений самостоятельной работы, решения проблемных ситуаций, потребности в творческой деятельности; информационной и коммуникативной культуры, продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие. Воспитательные: развивать гордость и уважение за природное наследие Земли; способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора. Тип урока: урок – практикум, урок изучения нового материала Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный. Учебно-наглядный комплекс: физическая карта Северной Америки; проектор, компьютер; географические атласы для 7 класса, учебник географии (География. Материки и океаны. Термины и понятия: географическое положения материка, крайние точки, протяженность материка, береговая линия. Географические объекты: моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Чукотское, Саргассово, Карибское; заливы: Гудзонов, Св. Лаврентия, Мексиканский, Калифорнийский; проливы: Берингов, Гудзонов, Дэвисов, Панамский, Флоридский; острова: Гренландия, Баффинова Земля, Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Большие Антильские, Багамские, Бермудские, Алеутские; полуострова: Лабрадор, Флорида, Юкатан, Калифорния, Аляска. Имена: Эйрик Рауди (Рыжий), Лейф Счастливый, Колумб, Каботы, Гудзон, Макензи, Амундсен, Беринг, Чириков, Шелихов. Ход урока:
– Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И тогда я вспомнила слова поэта А. Твардовского: Есть два разряда путешествий. Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте. Листать обратно календарь. - Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту загадочного плавания на один из материков земного шара. А под картой было написано письмо. Вот оно. «Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля – шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии. Но если Вы отправитесь по суше – через Ваше полушарие, то страны пряностей будут на востоке…». - Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб) - К какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки) - Я предлагаю вам совершить плавание к берегам этого материка. Мы с вами побывали уже на многих материках, какие материки мы посетили? Тема сегодняшнего урока – Северная Америка. II. Изучение нового материала. 1. Знакомство с физико-географическим положением материка. - Ребята, изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие «физико-географическое положение”? Вспомним план характеристики ФГП материка. Свою работу мы будем проводить по станциям: землемеры, картографы, географы, мореходы, исследователи, путешественники. «Землемеры»: используя учебник или энциклопедию, сделайте вывод о размерах материка и его площади. «Картографы»: проанализируйте физическую карту мира и сделайте вывод о положении материка: по отношению к экватору, нулевому меридиану. «Географы»: определите крайние точки материка Северная Америка и запишите их. Крайняя северная точка – Крайняя западная точка – Крайняя южная точка – Крайняя восточная точка – «Мореходы»: совершите плавание вокруг Северной Америки по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку, а также заливы, проливы, острова и полуострова. Задание – соответствует данная характеристика географическому положению Северной Америки: - пересекается экватором; - полностью лежит в западном полушарии; - дальше всех материков заходит за северный полярный круг; - омывается Индийским океаном; - от Евразии отделяется Беринговым проливом; - крайней северной точкой является мыс Принца Уэльского; - Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток. Северная Америка имеет самую длинную береговую линию среди материков – 75 600 км. Больше изрезано северное побережье.
«Исследователи»: используя учебник (стр. 206-207), расскажите об открытиях и исследованиях материка. «Путешественники»: найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников, и запишите названия этих географических объектов. Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) - ………..залив Барроу Джон (1764-1848гг., английский географ) - …………мыс Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870гг., русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) - ……….остров Баффин Уильям (английский исследователь) - ……..море Беринг Витус Ионассен (1681-1741гг., офицер русского флота, по национальности датчанин) - ……..пролив, море Чириков Алексей Ильич (1703-1748гг., русский мореплаватель, капитан-командор) - ……..остров Шелехов Григорий Иванович (1747-1795гг., русский купец-предприниматель) - …..пролив Александер акензи (шотландский исследователь) - ……….. река III. Обобщение и первичное закрепление знаний. Графический тест. Если утверждение верное, вы рисуете на линейке полукруг вверх, а если неверно – уголок вниз.
IV. Подведение итогов. Оценки. - Ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке. Дополните предложение: сегодня на уроке я
V. Д/З. § 51. 1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка. 2 уровень: творческое задание: кроссворд, ключевое слово « Гренландия” или «Северная Америка” (использовать слова, относящиеся к ФГП материка). 3 уровень: найти значение (перевод) географических названий Северной Америки: Гренландия, Лабрадор, Ньюфаундленд, Флорида, Юкатан, Карибское, Аляска, Калифорния. Гренландия – (по-датски - «зеленая страна») открыта в 10 в. викингами Гудзонов – по имени английского мореплавателя Гудзона, открывшего его в 1610 г.; Лабрадор – «земледелец» (португ.); Ньюфаундленд – «вновь открытая земля» (англ.); Флорида – «цветущий» (исп.); Юкатан – «мы вас не понимаем» (индейский); Карибское – по имени индейцев карибов; Аляска – «большая земля» (алеутский); Калифорния – «горячий горн», «раскаленная сковородка» Технологическая карта по теме «ФГП и исследования материка Северная Америка»
Сравните площадь Северной Америки с площадью других материков: занимает ____________ место.
экватору _______________________________________________ нулевому меридиану ____________________________________ северному тропику ______________________________________ северному полярному кругу ______________________________ Вывод: материк расположен в _______________ полушариях.
северная - ________________________________________ южная - ________________________________________ западная - ________________________________________ восточная - _______________________________________
с севера - __________________________________________________ с востока - _________________________________________________ с запада - __________________________________________________
берега Северного Ледовитого океана - ________________________________________ берега Тихого океана - ______________________________________________________ берега Атлантического океана - __________________________________________________________________________
от Евразии - ___________________________________________________________ от Южной Америки - ____________________________________________________
в Тихом океане - _______________________________________________________ в Атлантическом океане - _______________________________________________ в Северном Ледовитом - ________________________________________________
Литература: 1. Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. М., «Просвещение», 2006. 2. Книга для чтения по географии материков и океанов. Южная и Северная Америка, Евразия. М., «Просвещение», 1988. |