муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
______________ В.И. Костенко
«1» сентября 2013 г «Согласовано»
Зам директора по УВР
__________ Н.В. Бурлаченко
«1» сентября 2013 г «Рассмотрено»
На заседании методического объединения учителей
Протокол №_1_
от «1» сентября 2013 г Большесудаченская средняя общеобразовательная школа
Руднянского муниципального района Волгоградской области
Рабочая программа
учебного курса
география для 9 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель: учитель географии
Шутова И.Н.
Календарно – тематическое планирование 9 класс
68 часов (2 часа в неделю) Программа под редакцией Душиной И. В. Московский государственный университет М Дрофа 2004 2000г.
Учебник «География России. Население и хозяйство» Дронов В.П., Ром В.Я. М. Дрофа 2006 г.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии.
Дополнительная литература: Дронов, Ром «Дополнительные главы к учебнику» М. Дрофа 2000г;
Алексеев и др. «География России. Хозяйство» М. Дрофа 2004Г
Сергеева К.П. «За страницами учебника географии. 8-9 классы» М.Просвещение 1999г Родионова И.А. «Экономическая география Российской Федерации» М. Московский лицей 2001г
Дронов В.П. «Рабочая тетрадь к учебнику» М.Дрофа 2006г.
Сиротин «Тесты для итогового контроля 8-9 классы» М.Дрофа 2003г
№
| Название раздела, темы уроков
| сроки
| Вид урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задан
| 1
| Введение (1 час) |
|
|
|
|
|
| НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 часа)
| 2
3
| Географическое положение России
ЭГП и транспортно-географическое положение 2. Политико-административное устройство России
|
| Изучение нового материал
практикум
| Основные особенности ГП России, Особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории
Субъекты РФ, их различия. Показывать на карте
| Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве.
| Работа с контурной картой
| $
| НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ И НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. (5 уроков)
| 4
5 6 7 8
| Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна
Миграции населения. Расселение населения.
Городское и сельское население. Расселение населения.
Рынок труда, занятость населения России.
5. Итоговый урок по теме «Население России».
|
| Практикум
Семинар Практик Семинар Деловая игра
| Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны.
Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.
Город, типы населенных пунктов, зоны расселения.
Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.
Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.
| Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения Волгоградской области. Сопоставление со средними показателями по стране.
| Работа с контурной картой , составление прогнозов,
| $
| ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (6 уроков)
|
9
10
11
12 13 14
|
Хозяйство России.
Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.
Структура экономики России.
Проблемы ресурсной основы экономики России.
Научный комплекс- вершина экономики России.
Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.
|
|
Лекция
Семинар
Лекция
Практикум
Семинар Деловая игра
|
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем
|
|
Работа с картами атласа, индивидуальный, фронтальный опрос
| $
| ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (21 час)
|
15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 35
| Машиностроительный комплекс (4 часа)
Машиностроительный комплекс- ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России.
Факторы размещения отраслей машиностроения
География машиностроения.
Военно-промышленный комплекс
Научный комплекс (1 час) Топливно-энергетический комплекс (4 часа)
Роль и особенности ТЭКа.
Топливная промышленность.
Электроэнергетика России.
Итоговый урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс России».
Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (6 часов)
Состав и значение комплекса.
Металлургический комплекс.
География металлургического комплекса.
Химико-лесной комплекс.
География химико-лесного комплекса.
Итоговый урок по теме «комплексы конструкционных материалов».
Агропромышленный комплекс. (4 часа)
Состав и значение АПК.
Земледелие и животноводство.
Пищевая и легкая промышленность.
Территориальная организация АПК.
Инфраструктурный комплекс (2 часа)
Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.
Роль транспорта. Виды транспорта.
|
|
Лекция Практик Практик
Семинар
Лекция
Практик
Практик
Семинар
Лекция
Практик
Практик
Исследование Семинар
Практик
Семинар
Семинар
Практик
Лекция практик
| Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. По картам и статистическому материалам составлять характеристику отдельных отраслей комплекса.
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.
Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.
Используя карты и статистические материалы, составлять характеристику металлургических и химико-лесных баз России, оценивать лесные ресурсы.
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Определять по карте особенности зональной специализации с/х. Сфера услуг, здравоохранение. Связь
Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, географию важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.
| Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.
Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности.
Заполнение таблицы «Виды транспорта»
| Работа с картами атласа, индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование, зачет
| $
| РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (27 часов)
|
36
37
38 39 40
41
42 43
44
45
46
47
48 49
50
51
52
53 54
55
56
57
58
59
60 61
62
63- 64
| ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ (2 часа)
Районирование территории России.
Проблемы экономического районирования.
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ. (15 часов)
Центральная Россия. (3 часа)
Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы.
Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России.
Народные промыслы Центральной России.
Северо-Западная Россия (1 час)
Общая характеристика Северо-Западной России.
Европейский Север (2 часа)
ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения.
Хозяйство Европейского Севера.
Европейский Юг – Северный Кавказ (2 часа)
Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.
Население и хозяйство района.
Поволжье (2 часа)
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.
Население и хозяйство района.
Волгоградская область (5 часов)
Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала Волгоградской области.
Население Волгоградской области.
Особенности хозяйства Волгоградской области. Факторы размещение отраслей промышленности.
Специализация АПК Волгоградской области.
Экологические, демографические, социально-экономические проблемы Волгоградской области.
Урал (2 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население и хозяйство района.
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (5 часов)
Восточный макрорегион – азиатская Россия.
Западная Сибирь.
Экономика Восточной Сибири.
Дальний Восток: особенности развития.
Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь».
НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. (3 часа)
Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии.
Закавказье и Азиатский Юго - Восток.
Место России в экономике стран СНГ И Балтии.
Итоговое повторение (2 часа)
|
|
Лекция
Лекция
Изучение нового
Практикум
Игра
Практикум
Лекция Практикум
Практикум Семинар
Практикум
Зачет
Лекция Практик
Семинар
Практикум
Лекция Практикум
Лекция
Практик
Практик
Исследование
Лекция Лекция
Семинар
игра
|
Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.
Особенности ЭГП Центральной России, природно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района.
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района. Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества. Особенности ЭГП района, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества. Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества.
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества.
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества.
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества.
Составлять характеристику района.
|
Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.
Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района.
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья. Определение по картам географического положения Волгоград. обл.
Хозяйственная оценка прир. условий и ресурсов.
Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Волг. обл. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, пром. Узлов Волгогр. области.
Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ТПК Вост. Сибири.
Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых. Оборонных центров Дальнего Востока.
|
Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет
|
|
| Резерв времени – 4 часа.
|
|
|
|
|
|
| |