Скачать 279.61 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9 класса. Составитель программы: учитель географии МБОУ СОШ№33 Винникова С.В. 2013--2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа, 2011 год. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает блок основного общего образования. Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Основные задачи курса:
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. В ней предусмотрено проведение 12 практических работ. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, практические работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Введение (1час). Предмет экономической и социальной географии России. Часть 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ ( 17 часов). Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье. (12 ч.) Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, место и значение в хозяйстве. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Определение районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. География черной металлургии. География цветной металлургии и охрана окружающей среды. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги ( 5 часов) Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. География отдельных видов транспорта и связи. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Основные центры, районы, города науки. Социальная сфера. Часть 2. География крупных регион России (47 часов) Районирование России (1 час) Задачи, принципы, проблемы. Виды районирования. Крупные регионы и районы России. Европейская Россия (Западный макрорегион) – (30 час). Характеристика регионов и районов. Население. Города. Качество жизни населения. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Европейский Север (4 ч.) Историко-географические особенности формирования. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Северо-Западный район ( 4 ч.). Выгоды ГП. Природная специфика. Район древнего заселения. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Экономические,социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона « Янтарь». Центральная Россия (4ч.) Преимущества ГП. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Внутрирегиональные различия. Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода,Пскова,Смоленска. Европейский Юг (4 ч.) Особенности ГП – самый южный регион России. Геополитическое положение района. АПК: единственный в стране район субтропического земледелия. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Поволжье ( 3 ч.) Место – исторического взаимодействия этносов. Основные географические фокусы экономических,социальных и экологических проблем региона. Урал ( 4 ч.) Границы и состав Урала при разных видах районирования. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающей промышленности, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение.Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности.Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала. Антропогенные изменения природы Урала. География Липецкой области( 6 ч.). Определения особенностей географического положения территории. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Азиатская Россия ( Восточный макрорегион) – (16 час.). Общая характеристика (1 ч.). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселённость. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий, богатство прирдными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырьё, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Западная Сибирь ( 4 ч.). Место и роль района, региона в социально – экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Состав района. Географическое положение на Западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. Север Восточной Сибири (4 ч.). Состав района. Географическое положенеие к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Топливно- энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро – Енисейский каскад ГЭС.Развитие энергоёмких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Южная Сибирь( 3 ч.) Состав района.Географическое положение в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией, Казахстаном. Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны. Основные экономические,социальные и экологические проблемы региона. Дальний Восток (4 ч.). Этапы освоения территории, русские землепроходцы.
|