Скачать 306.71 Kb.
|
Календарно-тематическое планирование на 2013/14 учебный год Учебный предмет: изобразительное искусство Класс: 1 Количество часов: в неделю __1___; всего за год __33__ Учитель (ФИО): Втулкина Елена Сергеевна Планирование составлено на основе программы (название, авторы) «Изобразительное искусство» Интегрированная программа 1-4 классы, издание третье, переработанное. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 Авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская Используемый учебник (название, авторы, выходные данные) Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012г. Дополнительные материалы (название, авторы, выходные данные): Обществознание. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г. Формы и сроки контроля:
Тематическое планирование составил (а) _______________ / Втулкина Е. С. / Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы» авторов Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской для основной школы, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2013). Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по «Изобразительному искусству» и авторской программой учебного курса. Цели и задачи учебного курса: Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
В авторскую программу не внесены изменения. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Особенности 1 «А» класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Количественный состав: 31 человек (на начало 2013-14 учебного года). Особенности: Ребята в классе способны учиться, ответственно готовятся к урокам. На уроках они способны достаточно долгое время сохранять повышенное внимание, способны воспринимать и хорошо запоминать учебный материал. Все ребята серьёзно относятся к выполнению поручений, старательны и умеют вовлекать в работу других ребят. Особенности 1 «Б» класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Количественный состав: 32 человека (на начало 2013-14 учебного года). Особенности: Способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью взрослого. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества. Особенности 1 «В» класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Количественный состав: 30 человек (на начало 2013-14 учебного года). Особенности: В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Особенности 1 «Г» класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Количественный состав: 29 человек (на начало 2013-14 учебного года). Особенности: Некоторые дети не умеют считать, писать цифры, не знают букв; Часть детей обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса: УМК: «Начальная школа XXI века» Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Изобразительное искусство: 1-4 классы : методическое пособие для учителя. – М. : Вентана-Граф, 2013. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : органайзер для учителя : методические разработки. – М. : Вентана-Граф, 2013. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В. Изобразительное искусство : 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2010. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2011. Дидактические материалы: Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012г. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г. Дополнительная литература: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013г. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М., 1991. Даниэль С. М. Искусство видеть. Л., 1990.Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании/Сост. И. Л. Богуславская. Л., 1981 Компьютерное оборудование: Компьютер, проектор, аудио-колонки Цифровые образовательные ресурсы: Презентации Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Интернет-ресурсы:
В соответствии с учебным планом ГБОУ ЦО № 1329 на 2013-14 учебный год на изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год. 1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными; развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать сознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать вои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения – освоение учащимися формата листа. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди. Конкретное, единичное в пространстве. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм. Индивидуальное чувство формы. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета. Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. Характеристика для учебного курса формы организации деятельности учащихся: Основная форма организации учебного процесса – урок.
Дополнительные формы организации образовательного процесса:
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Источники информации для оценивания:
Методы оценивания:
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (Основание ФГОС, учебная программа). Предметные результаты: - сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне; - умение анализировать и сравнивать произведение искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания; - умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; - способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; - умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства; - сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов; - активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; - понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание как основы всей жизни человечества; - умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища; - умение развивать предложенную сюжетную линию; - умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства; - умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; - умение сравнивать на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства; - умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. Метапредметные результаты: - постановка учебной задачи и контроль её выполнения; - принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения; - самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса; - самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов; - умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; - умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников в основе приобретённых знаний; - умения применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин; - умение проводить самостоятельные исследования; - умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; - умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; - умение находить нужную информацию в Интернете; - участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений; - умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием; - умение пересказывать небольшие тексты, вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини – рассказы по своему сюжету; - умение объяснить, чес похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом. Личностные результаты: - целостное, гармоничное восприятие мира; - интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; - умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; - способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; - способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); - представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство; - самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выполнение её этапов; - умение доводить работу до конца - способность предвидеть результат своей деятельности; - адекватная оценка результатов своей деятельности; - способность работать в коллективе; - умение работать индивидуально и в малых группах; - готовность слушать собеседника, вести диалог; аргументировать отстаивать собственное мнение. Содержание программы по изобразительному искусству. 1 класс – 33 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №№ Дата Тема урока Виды деятельности учащихся Форма контроля Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов 1 а 1 б 1 в 1 г Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 1 Изобразительное искусство среди других искусств. Беседовать об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; Рассуждать и высказывать свои представления и объясняем их (Беседа и обмен мнениями о произведениях живописи, беседа о природе). Беседа Впечатления от прогулок, обсуждения фотографий, заготовленных учителем или учениками. Просмотр видео- и фото материалов с помощью компьютера и проектора. 2 Материалы и инструменты художника Рассуждать на тему: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор». Знакомство с материалами: холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина. Беседа, опрос Наблюдение за работой художника (в мастерской, используя фильм, фотографии, картины, описание в книге). Компьютер, проектор, колонки. Развитие фантазии и воображения 3 Кляксография Работа на плоскости(Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное.) Импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения Самооценка Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 4 Листья для волшебного дерева Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Декоративно-прикладная деятельность (Ажурные листья с чёткими прожилками) Наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы Классная выставка 5 Кто рисует на скалах? Работа на плоскости (Тонирование бумаги, изображение-подражание неизвестному древнему художнику) Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника. Выяснять, откуда и когда появилось искусство. Знакомство с природными объектами (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения. Пробная работа с гуашевыми красками, свободная техника рисования: пальцами, кистью, полочкой, брызгами. Самооценка Фотоматериалы, проектор, компьютер Развитие фантазии и воображения 6 Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа на плоскости (Работа в разных техниках и разными материалами) Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изо- гнутые. Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой. Искать в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы. Описывать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы. Открытый ответ Аудиопроигрыватель Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 7 Дождевые тучи Изучение окружающего предметного мира и мира природы. Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Работа на плоскости(Выполнение цветовых композиций на передачу грозы, дождя и облаков. Работа на тонированной бумаге гуашью, белилами) Наблюдать и изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдаем за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе. Овладевать приёмами работы красками и кистью Наблюдение Видеоматериалы на тему грозы, дождя, туч. Компьютер, проектор, колонки. http://www.museum-online.ru/Realism/Arhip_Ivanovich_Kuinji 8 Листопад Работа на плоскости (Изображение по памяти на тему «Листопад». Материал: гуашь. ) Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению. Самооценка Знакомство с произведениями живописи: А.А. Пластов «Первый снег», «Летом», К.Ф. Юон «Мартовское солнце» 9 Рыбы Работа в объеме и пространстве (Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции) Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки) Классная выставка Наглядные пособия Развитие фантазии и воображения 10 Сказочный город Декоративно-прикладная деятельность(Работа по мотивам литературных произведений) Передавать образ интерьера по описанию. Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др. Наблюдение Литературное произведение с описанием 11 Литературные сказочные произведения Декоративно-прикладная деятельность Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции Самооценка Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 12 Деревья зимой Работа на плоскости (Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами; узор ветвей, ритм стволов. Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции. Изображение предметов в открытом пространстве) Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Замечать и передавать разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц) Классная выставка Наглядные пособия. http://www.museum-online.ru/Search 13 Игрушка Работа в объеме и пространстве (Освоение техники лепки. Создание своей игрушки) Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач). Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек Самооценка Наглядные пособия. http://www.1-kvazar.ru 14 Заколдованный зимний сад Снежной королевы Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции. Работа на плоскости Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой. Работать разными мягкими материалами Самооценка Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. http://top-antropos.com/literature/item/133-andersen-snezhnaja-koroleva-illjustracii Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 15 Понятие музея Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного (Знакомство с крупнейшими музеями России.) Беседа Фото- и видео-экскурсия. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом www.hermitagemuseum.org http://www.museum.ru http://www.rusmuseum.ru/ Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 16 Аквариум Декоративно-прикладная деятельность( Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. Навыки работы гуашью. Развитие представлений о цвете в ДИ.) Знакомство со стилизацией: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.) Работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения. Создавать подарки своими руками. Замечать и передавать необычное в обычном Самооценка Наглядные пособия Развитие фантазии и воображения 17 Хрустальный звук .Работа на плоскости Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук» Самооценка Знакомство с произведениями живописи: А.И. Куинджи «Закат»( http://www.museum-online.ru/Realism/Arhip_Ivanovich_Kuinji/Preview/50), Н.П. Крымов «Радуга»( http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2252#), Б.М. Кустодиев «Волга. Радуга»( http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/volga-rainbow-1925), И.И.Левитан «Вечерний звон»( http://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-168197631) Компьютер, проектор. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 18 Поваленное дерево Работа на плоскости(Художник-график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом)) Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами) Классная выставка Компьютер, проектор, книги с репродукциями. И.И. Шишкин «Поваленное дерево»(http://artchive.ru/artists/ivan_ivanovich_shishkin/type/zhivopis/povalenoe_derevo_3029) Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 19 Художник-скульптор. Материалы и инструменты. Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности Беседа Видео-экскурсия в мастерскую скульптора. Компьютер, проектор, колонки. Презентация Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 20 Стилизация в изобразительном искусстве. Работа в объеме и пространстве (Стилизация в изобразительном искусстве) Осваивать лепку из целого куска. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме Самооценка Наглядные пособия. |