Скачать 86.88 Kb.
|
Компьютерная грамотность состоит не в знании устройства компьютера и цифровых ресурсов — это создает только педанта, а в умении этим всем пользоваться… Использование современных ИКТ в процессе обучения географии и организации воспитательной работы На формирование моего опыта по использованию ИКТ в процессе обучения географии оказали влияние следующие факторы:
3. Изучение методической литературы: - Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год. - Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие. Под редакцией Д.Ш. Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004 г. - Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 год и другие источники. 4. Закрепление руководителем методического объединении учителей естественного цикла Шуваловой О.Т. на 2007/08 и 2008/09 учебный год за мной методической темы «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания географии». На заседании МО учителей естественного цикла мной были сделаны сообщения по следующим темам:
5. Участие в конкурсе учебных мультимедийных пособий (диплом I степени, 2008 год), региональном методическом конкурсе (диплом Iстепени, 2013 год) При использовании ИКТ в процессе обучения географии и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами: 1. ФЗ «Об образовании в РФ» в новой редакции. В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». 3. «Концепция модернизации российского образования». В этом документе говорится о том, что «…В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных…». Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:
Возможности использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. Использование ИКТ-технологий для меня, как для учителя, заключается в следующем: 1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения. 2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени. 3. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке. 4. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя. 5. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат. При подготовке к уроку с использованием ИКТ необходимо ответить себе на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ? Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это эффективный подход, его следует использовать. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. По моему мнению, не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт. В процессе обучения географии я использую цифровые образовательные ресурсы:
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
На протяжении последних пяти лет я являюсь консультантом и рецензентом выпускных квалификационных работ студентов 5 курса специальности «Информатика» КГУ имени Н.А. Некрасова, связанных с разработками педагогических программных средств по географии (разработка урока географии в 7 классе по теме «Япония» с использованием Delphi в приложении). Кроме того, информационно-коммуникативные технологии помогают при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому классному часу. При подготовке к различным праздникам тоже помогают компьютерные технологии и ресурсы Интернета. В Костромской области большое распространение получили сетевые Интернет – олимпиады. В 2009/10 учебном году мы с учащимися 8-х классов приняли участие III сетевой олимпиаде «Эрудит». Так как опыт работы с Интернет – источниками был у нас уже наработан, это позволило моим ученикам стать победителем (Грибков Александр) и призером (Устинова Алена). Я была награждена благодарственным письмом. Интернет-олимпиада «Эрудиты Планеты» Это система интеллектуальных онлайн-тестов из различных областей знаний, на которые одновременно отвечают участники из разных уголков страны и мира. Олимпиада Эрудиты Планеты - это командное первенство. Участвуют команды, сформированные на базе образовательных учреждений. Состав команды: 6 человек плюс руководитель (педагог, воспитатель). Возраст участников - от 8-ми до 23-х лет, команды соревнуются в 16 возрастных группах, мальчики и девочки - зачет раздельный Олимпиада проводится в течение трех месяцев, начиная с 12 октября, команды в дни туров в любое время суток заходят на свою личную страничку и отвечают на вопросы. Олимпиада проводится в три этапа (18 туров), каждый этап имеет свои особенности. По итогам трех туров мои команды (а в этом году их было уже 3 (7 и 9 класс) вошли в десятку лучших участников Высшей лиги. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:
|