Скачать 57.82 Kb.
|
5 класс Цели: Продолжить духовно - нравственное воспитание детей на основе приобщения их к истокам русской культуры. Задачи: Дать первоначальное понятие об иконе. Начать постепенное ознакомление учащихся с иконой «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва. Показать икону в двух аспектах: как произведение искусства и как окно в духовный мир. Раскрыть понятия об ангельском мире, Ангеле- хранителе и о Дне ангела. Оборудование: мультимедийная установка; аудиозапись кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева. Наглядность: икона Андрея Рублёва «Живоначальная Троица» Эпиграф урока: « Икона- это тоже Божественное откровение, только написан-ное не буквами, а красками» (преп. Иоанн Дамаскин) ХОД УРОКА
Рефлексия: С каким настроением вы пришли сегодня на урок? ( Звучит аудиозапись кантаты С. Прокофьева « А. Невский») - Имена, каких известных людей из истории России вы знаете? - Ребята, сегодня вы узнаете ещё об одном удивительном человеке, которым по праву гордится Россия. - На прошлом уроке я вам дала опережающее задание. Подготовить сообщение о иконописце преподобном Андрее Рублёве. - Как вы думаете , почему я вам дала такое задание? - Какая же тема урока у нас сегодня будет? - Мир Ангелов в иконе А. Рублёва «Живоначальная Троица» (слайд №1) - Каковы наши задачи на уроке? (познакомиться с иконой А. Рублёва « Живоначальная Троица».)
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в светлый мир – мир светлых Образов, мир Иконы. ( рассказ детей об Андрее Рублёве) (слайд № 2,3) - Почему спустя века, мы знаем и чтим этого человека? (написал много икон) - Эпиграфом нашего урока будут слова преподобного Иоанна Дамаскина « Икона- это тоже Божественное откровение, только написанное не буквами, а красками». ( слайд №4) Ресурсный круг - Приходилось ли вам видеть иконы? - Где можно увидеть эти священные Образы? Вступительное слово учителя. Икона – в переводе с греческого языка обозначает образ. Икона – это встреча между человеком и Богом, окно в духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком и призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображён. Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних иконах – образ самого господа Иисуса Христа. На других – образы Богоматери или святых. Люди, природа и вещи выглядят на иконах необычно. Взор и душу греет таинственный золотистый свет. Перед образами непременно возжигаются свечи, надолго замирают в молитве верующие люди. Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда языком символов, и каждая деталь на ней имеет свой смысл. С Помощью языка символов и красок икона даёт человеку представление о духовном мире, а также рассказывает библейские сюжеты. «Икона – это та же библия. Только написанная не словами, а красками», - говорил преподобный Иоанн Дамаскин. (слайд №5) Вы знаете, что иконы сопровождали русского человека и в будни, и в праздники, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе. Особо почитаются иконы чудотворные. - А, что обозначает понятие « икона чудотворная» ? - Чудотворные – потому, что их явление ознаменовано чудесами. ( слайд №6) - К таким иконам мы относим икону «Спас Нерукотворный»,икону «Казанской Божьей Матери», икону «Николая Угодника – Чудотворца». - А как иконы почитались в православных семьях? Какое место в крестьянской избе занимала икона? (слайд № 7, 8) - Почему на икону смотрят с верой и надеждой? (слайд №9,10) Среди множества икон есть одна, которую знает вся Россия и весь мир. Это икона « Живоначальная Троица» творения преподобного А. Рублёва. Люди часами стоят перед этим образом. Одни молятся, другие замирают в восторге, иные же чувствуют, что с этого момента у них начинается новая жизнь. (слайд № 11) Попытаемся и мы проникнуть в мир удивительной иконы, проникнуть по мере нашего разумения и духовного сознания. Раньше люди знали только то, что Бог – Один; затем узнали, что в нём – три лица. Тайна эта непостижима. А чистому сердцу, доброму, послушному и справедливому Аврааму Бог показал Святую Троицу, явившись ему в виде трёх ангелов. Поэтому на иконе Троица всегда изображается в виде трёх ангелов. Это Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух Работа по учебнику стр.77- 78. Чтение вслух 2 абзаца. ( «Истоки» А. В. Камкин, 5 класс) Беседа по прочитанному. - Как вы думаете, кто же такие ангелы? - У ангелов нет таких тел, как у нас, они бестелесны. - А, как вы думаете, если они бестелесны, могут ли они умирать? ( они бессмертны) - Правильно, они бестелесны, бессмертны, но они умны, у них есть разум. Память и воля. Такие существа называются духами. Значит, ангелы – это духи, а их мир (небо) – это духовный мир. - Ангел хранитель – это один из святых ангелов, данный каждому крещёному человеку от бога при его крещении. Он является покровителем человека, защитником его, если человек старается жить праведно и не прогоняет от себя ангела своими дурными делами. Защищает нас наш ангел хранитель, если мы его об этом просим. Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле – хранителе. ( читает ученик) Ангела Бог при крещении мне дал, Пусть я его никогда не видал. Знаю и верю, что день ото дня, Он от беды защищает меня! - Как вы думаете, зачем при рождении человека крестили? ( крестины – это второе рождение, когда у человека появляется свой ангел – хранитель) У каждого человека кроме Ангела – хранителя есть ещё один святой покровитель: это святой человек, имя которого нарекают ребёнку при крещении. Он помогает человеку, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь. И стараться подражать ему в поступках и мыслях, день празднования памяти твоего святого покровителя – это день твоего ангела. Этот день называют ещё именинами. (слайд №12) Чтение рассказа - Я прочитаю вам небольшой рассказ, слушая его, подготовьтесь ответить на вопрос: - Кто спас мальчика от гибели? Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это лишь кажется просто, чуть не доглядишь, упустишь мгновение и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сын. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или… - Господи! Сохрани сына! – воззвал он и перевёл стрелку. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда миновал последний, отец бросился к месту, где видел своё дитя. - Что с ним? – с ужасом думал он. И что же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле. - Сынок, ты жив?! - Жив! Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги. - Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец. Мальчуган с улыбкой ответил: - Какой-то дядя наклонил меня. - Какой дядя?! - Такой красивый, светлый… С крылышками. Обсуждение рассказа - Понравился ли вам рассказ? - Какое чувство охватило вас, когда вы слушали его? - Что вам понравилось? - Какая опасность грозила мальчику? - Какое решение принимает отец мальчика? - Почему так поступает отец? - Кто спас мальчика от гибели и почему? (слайд №13) - Сегодня на уроке мы только соприкоснулись с чудесным миром иконы. - Ответили на вопрос: « Кто же такие ангелы?» - Попытались представить себе Ангела – хранителя. - На последующих уроках мы научимся рассматривать икону, читать и понимать её. Ресурсный круг. Давайте сядем поближе друг к другу, улыбнёмся и поделимся тем, что мы, приглядевшись внимательно, увидели, услышали, почувствовали в окне духовного мира иконы «Живоначальная Троица» Домашнее задание. (слайд №14) - К следующему уроку постарайтесь узнать, имя какого святого вы носите и что оно обозначает. Рефлексия. Что нового и интересного вы унесёте сегодня с урока? |