Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер95.23 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > География > Учебник
Осенняя пора в жизни людей.

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе;

  • сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину;

  • продолжить развивать умение определять тему урока, работать с таблицами и схемами;

  • развивать мышление, речь;

  • участвовать в инсценировании, передавать особенности роли, используя средства выразительности;

  • воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, рабочая тетрадь №1 к учебнику, выставка урожая «Дары осени», колосья пшеницы, наряженные под «именинный» сноп, крестословица, компьютер, медиапроектор, экран, презентация.

План.

  1. Организационный момент.

  2. Систематизация и обобщение знаний. Проверка домашнего задания.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Осенняя пора в жизни людей. Изучение нового.

  5. Осень в жизни наших предков. Театрализованное представление.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание

Ход урока.

        1. Организационный момент.

        2. Систематизация и обобщение знаний. Проверка домашнего задания.

– Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим наше путешествие «Вслед за солнышком живём», т.е. соединим урок окружающего мира с уроком народоведение.

– А сейчас повторим. (В это время 6 учащихся разгадывают крестословицу. Приложение 1).

– Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

– Какие изменения происходят в жизни растений?

– Что происходит в жизни насекомых, земноводных, пресмыкающихся?

– Почему октябрь называют «месяц отлета, пролета и прилета птиц»?

– Что происходит осенью в жизни зверей?

Проверка крестословицы.

– Какое слово получилось в выделенных клетках крестословицы?

– Случайно ли получилось слово «урожай»?

– Определите тему урока.

Обобщение: тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.

– Уточните тему по учебнику.

        1. Тема «Осенняя пора в жизни людей»

– На уроке мы ответим на вопросы:

          • Чем заняты люди осенью?

          • Какую работу выполняли наши предки осенью?

По мере ответов на экране появляется слайд №1.

4. а) – Итак, какое же главное занятие у людей осенью?

– Нельзя терять ни минуты. Надо убрать урожай до дождей и холодов.

– Где люди собирают урожай?

– Чтобы ответить на этот вопрос выполните в тетради на с.17 задание № 37.

Проверка. (Слайд №2)

– Что люди собирают в саду? На огороде? В лесу? На полях?

– Чтобы выполнить задание №36 нужно вспомнить зерновые культуры, садовые и то, что из них получают?

– Выберите из растений зерновые и их № выпишите слева. Остальные № - справа.

Проверка.

б) – Чем еще заняты люди осенью?

Прочитайте на с. 53 в учебнике с абзаца.

Ответы детей. (Слайд №3)

в) – Какие же факторы (условия) влияли на выращивание урожая?

– Солнце;

– погода;

– земля-кормилица;

– заботливые руки земледельца. (Слайд №4)

– Бережное отношение к земле, сохранение и приумножение ее плодородия – священная забота всех, кто на ней работает. А наша с вами забота бережно относиться к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.

г) – После окончания осенних работ люди устраивают веселые праздники, ярмарки, на которых чествуют тружеников, где всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод.

– Приведите примеры таких праздников.

(«Старый Сургут», общешкольный праздник «А у нас капустник», выставка в кабинете «Дары осени») Слайд №5

  1. – Как и мы сейчас об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы.

а) – Как называли эту пору в старину?

– Почему страдой?

(Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Слово страда недаром однокоренное со словом страдание)

– Каждый час страды был на счету. В июле начинались покосы. (Слайд №6). Заготавливали сено для домашних животных. Выходили на луга очень рано. Поэтому, и говорили «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой»

– В августе начиналась уборка хлебов. Говорили «Рожь поспела – берись за дело». Взрослые срезали колосья ржи и пшеницы серпами и вязали их в снопы. После просушки снопы сносили под навес, где обмолачивали колосья цепами. (Слайд №7).

– А что в это время делали дети?

б) – Наши предки жили с природой в согласии. Они одушевляли матушку- землю, хлебные колосья. Первый сжатый сноп «именинный» наряжали, носили его с песнями по домам, а потом ставили в избе в красный угол. (Слайд №8).

– Главными на уборке урожая были женщины-жницы. Жнеи молодые, серпы золотые.

Мы сейчас с вами мысленно переместимся в то далекое время и посмотрим, как наши предки отмечали конец жатвы.

Хозяин:

  • Добро пожаловать, гости дорогие!

Хозяйка:

  • Добрый день, детишки – девчата и мальчишки!

Вместе:

  • Милости просим на Осенины!

Хозяин:

  • Давно мы вас ждем поджидаем

На праздник всех приглашаем!

Хозяйка:

  • Гости в сборе вроде,

Как говорят в народе.

А осень что-то не идет –

Дорогу видно не найдет.

Давайте, ребята ее позовем.

Дети хором: (Слайд №9)

  • Осень, осень в гости просим:

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Входит Осень.

Осень:

  • Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, красны девицы да добры молодцы.

  • На дворе моем широком, привольном справим праздник урожая «Оспожинки»

  • Испрошу я вас, выведая, чем я вас наградила, чем осенины одарили?

Хозяин:

  • Собрали мы жито

Густое, колосистое –

Пшеницу золотую,

Рожь зернистую.

Хозяйка:

  • Мы теперь с овсом кучерявым,

Ячменем усатым.

С брусникою переспелою,

С красною рябиною,

Со всякой садовиной.

Хозяин:

  • Есть и картошки,

Головы-лепешки,

Овощные корешки,

Завитые кочетки.

Горох и ленок,

Да грибов кузовок,

Да сладкая репа.

Хозяйка:

  • Спасибо за хлеб, за жито

Будем мы всю зиму сыты.

Осень:

Я пришла к вам не одна,

Я гостей к вам привела:

Со мною жницы молодые,

Серпы золотые.

Входят жницы.

Жницы :

  • Сжали ниву до конца,

До последнего венца,

Конец нивушке, конец!

Будем заплетать венец!

Жница 1:

  • Месяц круторогий, свети нам по дороге,

Чтобы мы не заблудились, веночка не сгубили!

Жница 2:

  • Будь село весело! Мы веночек несем

Из яхровой ярички, из озимой пшенички!

Жница 3:

  • Мы не сами идем, мы веночек несем.

Отворяйте ворота, встречайте веночек!

Хозяйка:

  • Жницы идут, мне веночек несут.

Хозяин:

  • А венок из золота, молодые жницы?

Жницы:

  • Лучше, чем из золота.

С поля из пшеницы. Выкупайте венок!

Хозяйка:

  • А сколько стоит золотой венок?

Жница 1:

  • Выкуп наш непростой,

Ведь венок-то золотой.

В помощь возьмите ум и старанье,

Чтобы выполнить наши заданья.

Хозяин:

  • А вы, гости, не скучайте,

Нам с хозяйкой помогайте.

Жница 2 объявляет первое задание:

  • Кого мы, женщины-жницы считали своей помощницей и покровительницей в нашем нелегком труде?

Ответы детей: – Главной своей помощницей жнеи считали Богородицу.

Учитель:

  • 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Празднуется он Церковью, как день всемирной радости. К нему наши предки приурочивали празднование нового урожая. Главными же на уборке урожая были женщины-жницы. С принятием христианства Богородица становится Хозяйкой, Покровительницей поля и помощницей человеку в его страдном нелегком труде. Этот день еще в народе зовется госпожинки, оспожинки.

Жница 3:

  • Осень – время уборки урожая, когда людям приходилось много трудиться. Поэтому, второе наше задание – пословицы о труде, о хлебе. Я вам говорю начало пословицы, а вы должны ее продолжить.

    1. Дерево ценят по плодам,………………………… (а человека по делам).

    2. Хочешь есть калачи – ……………………………. (не сиди на печи).

    3. Землю солнце красит, …………………………….. (а человека труд).

    4. Что посеешь, ……………………………………… (то и пожнешь).

    5. За обедом хлеб – ………………………………….. (всему голова).

    6. Откладывай безделье, …………………………….. (да не откладывай дела).

    7. Делу время, ………………………………………... (а потехе час).

Жница 1:

  • Последнее третье задание – отгадать загадки.

    1. Ходит дом ходуном на столбе золотом

Окна позолочены, ставни заколочены. (Колос)

    1. Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

    1. Золотист он и усат,

В ста карманах, сто ребят. (Рожь)

    1. Стоит в поле Антошка,

Голова в сережках. (Овес)

    1. Лежит мужичок в золотом кафтане;

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)

Учитель:


  • В народе был такой обычай. К празднику урожая украшать передний, т.е. красный, угол избы последним дожинальным снопом, который наряжали в женскую одежду, украшали красными ленточками.

  1. И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

Жница 2:

  • Молодцы, ребята, хозяин с хозяйкой

Все задания выполнили,

Веночек выкупили.

Жницы вручают венок хозяйке.

Жницы поют:

  • Ох, и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали

И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А с печи пирогами.

  • Ай, спасибо тому,

Кто в этом дому.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Хозяйка:

  • Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Пора каравай почать,

Гостей угощать.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на с.18. Узнать, какие традиции и обряды существовали у других народов во время уборки урожая.
Литература.

  1. Изотова В.А. Праздник «Осенины» // Начальная школа. 2000. №9, с.106-109

  2. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1998. – с. 90

  3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику третьего класс «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – с.56-59.


Приложение №1

Крестословица

  1. Какое природное явление помогло древним славянам назвать месяц сентябрь – «вересень»?

  2. Какие осадки чаще всего бывают осенью?

  3. Как называются птицы, перелетающие осенью с севера в более теплые района?

  4. Что считают фенологи одним из первых признаков наступления осени?

  5. Как называется явление, когда деревья сбрасывают листья?

  6. Что начинается у млекопитающих с приходом осени?
















6







4

5










3













1










2







































































































































Ответы:

  1. иней

  2. дождь

  3. кочующие

  4. заморозки

  5. листопад

  6. линька

По горизонтали получается слово «урожай»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск