Скачать 95.23 Kb.
|
Осенняя пора в жизни людей. Цели и задачи:
Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, рабочая тетрадь №1 к учебнику, выставка урожая «Дары осени», колосья пшеницы, наряженные под «именинный» сноп, крестословица, компьютер, медиапроектор, экран, презентация. План.
Ход урока.
– Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим наше путешествие «Вслед за солнышком живём», т.е. соединим урок окружающего мира с уроком народоведение. – А сейчас повторим. (В это время 6 учащихся разгадывают крестословицу. Приложение 1). – Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени? – Какие изменения происходят в жизни растений? – Что происходит в жизни насекомых, земноводных, пресмыкающихся? – Почему октябрь называют «месяц отлета, пролета и прилета птиц»? – Что происходит осенью в жизни зверей? Проверка крестословицы. – Какое слово получилось в выделенных клетках крестословицы? – Случайно ли получилось слово «урожай»? – Определите тему урока. Обобщение: тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая. – Уточните тему по учебнику.
– На уроке мы ответим на вопросы:
По мере ответов на экране появляется слайд №1. 4. а) – Итак, какое же главное занятие у людей осенью? – Нельзя терять ни минуты. Надо убрать урожай до дождей и холодов. – Где люди собирают урожай? – Чтобы ответить на этот вопрос выполните в тетради на с.17 задание № 37. Проверка. (Слайд №2) – Что люди собирают в саду? На огороде? В лесу? На полях? – Чтобы выполнить задание №36 нужно вспомнить зерновые культуры, садовые и то, что из них получают? – Выберите из растений зерновые и их № выпишите слева. Остальные № - справа. Проверка. б) – Чем еще заняты люди осенью? Прочитайте на с. 53 в учебнике с абзаца. Ответы детей. (Слайд №3) в) – Какие же факторы (условия) влияли на выращивание урожая? – Солнце; – погода; – земля-кормилица; – заботливые руки земледельца. (Слайд №4) – Бережное отношение к земле, сохранение и приумножение ее плодородия – священная забота всех, кто на ней работает. А наша с вами забота бережно относиться к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом. г) – После окончания осенних работ люди устраивают веселые праздники, ярмарки, на которых чествуют тружеников, где всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод. – Приведите примеры таких праздников. («Старый Сургут», общешкольный праздник «А у нас капустник», выставка в кабинете «Дары осени») Слайд №5
а) – Как называли эту пору в старину? – Почему страдой? (Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Слово страда недаром однокоренное со словом страдание) – Каждый час страды был на счету. В июле начинались покосы. (Слайд №6). Заготавливали сено для домашних животных. Выходили на луга очень рано. Поэтому, и говорили «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой» – В августе начиналась уборка хлебов. Говорили «Рожь поспела – берись за дело». Взрослые срезали колосья ржи и пшеницы серпами и вязали их в снопы. После просушки снопы сносили под навес, где обмолачивали колосья цепами. (Слайд №7). – А что в это время делали дети? б) – Наши предки жили с природой в согласии. Они одушевляли матушку- землю, хлебные колосья. Первый сжатый сноп «именинный» наряжали, носили его с песнями по домам, а потом ставили в избе в красный угол. (Слайд №8). – Главными на уборке урожая были женщины-жницы. Жнеи молодые, серпы золотые. Мы сейчас с вами мысленно переместимся в то далекое время и посмотрим, как наши предки отмечали конец жатвы. Хозяин:
Хозяйка:
Вместе:
Хозяин:
На праздник всех приглашаем! Хозяйка:
Как говорят в народе. А осень что-то не идет – Дорогу видно не найдет. Давайте, ребята ее позовем. Дети хором: (Слайд №9)
С обильными хлебами, с высокими снопами, С листопадом и дождем, С перелетным журавлем. Входит Осень. Осень:
Хозяин:
Густое, колосистое – Пшеницу золотую, Рожь зернистую. Хозяйка:
Ячменем усатым. С брусникою переспелою, С красною рябиною, Со всякой садовиной. Хозяин:
Головы-лепешки, Овощные корешки, Завитые кочетки. Горох и ленок, Да грибов кузовок, Да сладкая репа. Хозяйка:
Будем мы всю зиму сыты. Осень: Я пришла к вам не одна, Я гостей к вам привела: Со мною жницы молодые, Серпы золотые. Входят жницы. Жницы :
До последнего венца, Конец нивушке, конец! Будем заплетать венец! Жница 1:
Чтобы мы не заблудились, веночка не сгубили! Жница 2:
Из яхровой ярички, из озимой пшенички! Жница 3:
Отворяйте ворота, встречайте веночек! Хозяйка:
Хозяин:
Жницы:
С поля из пшеницы. Выкупайте венок! Хозяйка:
Жница 1:
Ведь венок-то золотой. В помощь возьмите ум и старанье, Чтобы выполнить наши заданья. Хозяин:
Нам с хозяйкой помогайте. Жница 2 объявляет первое задание:
Ответы детей: – Главной своей помощницей жнеи считали Богородицу. Учитель:
Жница 3:
Жница 1:
Окна позолочены, ставни заколочены. (Колос)
Летом – нивой золотистой, К столу – булочкой душистой. (Пшеница)
В ста карманах, сто ребят. (Рожь)
Голова в сережках. (Овес)
Подпоясан, а не поясом; Не поднимешь, так не встанет. (Сноп) Учитель:
И мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб) Жница 2:
Все задания выполнили, Веночек выкупили. Жницы вручают венок хозяйке. Жницы поют:
Что жито пожали, Что жито пожали И в копны поклали: На гумне стогами, В клети закромами, А с печи пирогами.
Кто в этом дому. Хлебушко, расти! Времечко, лети! До новой весны, До нового лета, До нового хлеба! Хозяйка:
Оспожинки встретили, Пора каравай почать, Гостей угощать. 5. Итог урока. 6. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на с.18. Узнать, какие традиции и обряды существовали у других народов во время уборки урожая. Литература.
Приложение №1 Крестословица
Ответы:
По горизонтали получается слово «урожай» |