Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
(проблемно-диалоговой технологии).
Ф.И.О. Козырева Лариса Николаевна
Место работы: МО Ейский район, МОУ СОШ № 23 с. Воронцовка
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: §9 «Осевое вращение Земли» (урок 2.4 в разделе «Земля во вселенной »)
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Цель: сформировать представление о вращении планеты Земля вокруг своей оси и географических следствиях вращения Земли вокруг своей оси.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия земная ось, географические полюса; дать первоначальные сведения о направлении и времени движения планеты вокруг своей оси; показать следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы
Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание специфики движения Земли вокруг своей оси и географических следствий движения Земли вокруг своей оси.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, организовывать сотрудничество, работать в группе.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям « земная ось», «географические полюса»; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать анализ и отбор информации; наблюдать действующую модель движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
№
| Название этапа урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
| 1
|
Актуализация знаний
| Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку (К).
| Выстраивает побуждающий диалог, связующий предыдущий урок и новую тему.
Объясните: Как воздействует на планету Земля Солнце?
Вспомните: Осуществляется ли движение в Солнечной системе? Заметно ли для человека вращение Земли?
| Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П).
| 2
| Создание проблемной ситуации
| Создаёт для учеников проблемную ситуацию.
Какое вы заметили противоречие? Так что же движется: Земля или Солнце? Почему на Земле на смену ночи приходит день? Везде ли так происходит на планете?
| Вступают в диалог (К) , выявляют противоречие, осознают, каких знаний не хватает (П).
| 3
| Целеполага-ние
| Создаёт готовность к предстоящей деятельности.
С чем мы сегодня на уроке будем знакомиться?
| Осознают цель предстоящей деятельности (Р,П,К)
| 4
| Планирование
| Предлагает учащимся обсудить план изучения материала, выбрать средства.
Я вам предлагаю план работы на уроке на доске, познакомьтесь с ним и обсудите его в парах, подберите необходимые для урока средства обучения и выскажите своё мнение.
| Работают в парах, обсуждают план, выбирают средства, необходимые для получения новых знаний, и выносят решение (К, П, Р)
| 5
| Изучение нового материала
| Стимулирует участие детей в поисковой деятельности.
1. Объясните используя учебник на стр.33:
-Какие два основных вида движения планеты Земля известны человечеству?
- Влияют ли эти движения на нашу планету? Подводит к выводу: Земля осуществляет орбитальное и осевое вращение, и эти движения оказывают влияние на нашу планету.
| Работают с текстом учебника, анализируют полученную информацию (П)
Представляют варианты видов движения планеты, высказывают гипотезы о влиянии этих движений (К, Р)
| 2.Демонстрирует модель «Планеты Солнечной системы».
Акцентирует внимание на то, что вращение планеты осуществляется вокруг воображаемой земной оси.
Организует работу с учебником.
- Почему эта ось воображаемая и как она расположена?
| Просматривают (П), сравнивают изображение в учебнике и модель (Р) принимают участие в диалоге с учителем (К)
|
Вводит понятие географический полюс, знакомит с Северным и Южным полюсами.
| Обмениваются полученной информацией (К), запоминают новое понятие (П).
|
|
|
Организует работу в группах
Задание 1 группе
Изучите на стр 34 как вращается Земля. Представьте в виде инсценировки и объясните.
Задание 2 группе
Изучите на стр 35 за какое время обращается Земля 1 раз вокруг своей оси. Представьте в виде инсценировки и объясните. Проверяет полученный результат и правильность понимания материала, организует обсуждение, подводит к выводу.
|
Учащиеся разбиваются на две группы (К).
Анализируют текст и выбирают необходимые сведения (П) распределяют обязанности в инсценировке и объяснении (Р), демонстрируют свои творческие таланты. (К) Озвучивают результаты работы, формулируют вывод (П, К)
| 6
| Применение нового знания
| Подводит учеников к проблеме: каковы же следствия вращения Земли.
- Как люди ощущают вращение Земли вокруг своей оси?
- А возможно ли влияние этого вращения на саму планету? Организует работу по работе с таблицей «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», оказывает помощь в формулировке кратких ответов.
|
Самостоятельно знакомятся с содержанием § 9 (2 часть) обсуждают пункты, формулируют краткий ответ и записывают в таблицу. (П, Р.) Демонстрируют результат своей работы. (Л).
| 7
| Рефлексия
| 1.Проверяет усвоение нового материала в устной форме (презентация)
- Используя приобретённые в ходе работы на уроке знания, выполните тестовые задания.
| Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей (П).
Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)
| 8
| Домашнее задание
| Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Объясняет д/з §9, Вопросы с.35
| Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л, К). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (Р, К).
| |