Скачать 69.91 Kb.
|
Управление образование г. Костромы Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г. Костромы «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 30 г. Костромы _________________Н.П. Иванова «___»_____________2006 г. Элективный курс по географии для 9 класса «Демографические проблемы России» Модифицировала: учитель географии Федотова Н.К. Кострома, 2006 г. Пояснительная записка. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса посвящен одной из важных тем географии – демографии России. Главной целью курса является формирование систематизированного и целостного представления об особенностях развития демографической ситуации в России, о демографических проблемах и путях их решения за счет реализации демографической политики в России и Костромской области, о роли географии в познании этих проблем и определения ряда территориальных особенностей, присущих регионам нашей страны. Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Задачи курса: 1.Выйти за рамки личностной сферы по отношению к рассматриваемым проблемам в более глобальную (субъекта федерации и государства), ответить на вопрос «почему» и «что надо делать». 2.Рассмотреть демографические проблемы России как результат человеческой деятельности. 3.Выстроить знания о современной демографической ситуации в стройную схему, понять пространственную логику развития человеческого общества и выявить место человека в ней. 4.Развить умения учащихся самостоятельно анализировать документы и статистические материалы и мыслить пространственно. 5.Расширить кругозор учащихся. 6.Развивать любознательность Место курса в системе предпрофильной подготовки Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по географии. Он расширяет базовый курс по географии, является предметно ориентированным и дает возможность учащимся работать с документами, статистическими материалами и мультимедийными программами. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Учебно-тематическое планирование и методическое обеспечение
Итого 16 часов (0,5 часа в неделю) Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой. Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
Основное содержание курса. 1. Введение в курс и проектную деятельность Введение в тематику курса. Деление на группы. Первичный выбор темы проекта (мозговой штурм) 2. Введение. Заселение славянами Восточно-Европейской равнины. Выход к берегам Северного Ледовитого океана. Присоединение Поволжья, продвижение в степь. Освоение Сибири. Выход к Тихому океану. 3. Из истории переписей населения в России. Начало учета населения в Руси в 9 веке. "Ревизии" населения в 12 веке в период татаро- монгольского ига. Переписи населения в отдельных городах и селах после реформы 1861 года. Первая перепись в Российской империи в 1897 году. Всесоюзная перепись 1926, 1937, 1980, 1989 г.г. Перепись населения России 2002. 4. Современная демографическая ситуация в России. Численность населения. Естественное движение, показатели, его характеризующие (рождаемость, смертность, естественная убыль). Демографическая ситуация в РФ. 5 Современная демографическая ситуация в Костромской области. Численность населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Факторы рождаемости и смертности, проявляющиеся в Костромской области. 6 Продолжительность жизни в России. Средняя продолжительность жизни. Повышение смертности. Демографическая "гангрена" Севера. Долгожительство. Детская смертность. 7. Половозрастной состав населения. Половой и возрастной состав населения, преобладание женщин. Причины, влияющие на состав населения. Половозрастная пирамида. 8. Изменение численности городского и сельского населения. Соотношение городского и сельского населения. Типы поселений. Урбанизация. Особенности урбанизации в России. Городские агломерации. Функции городов. Проблемы крупных городов. Городское и сельское население РФ. 9. Миграции населения, их влияние на численность населения. Виды миграций. Понятия "миграция", "эмиграция", "мигранты", "иммигранты", "реэмиграция". Реэмиграция в связи с распадом СССР. Миграции и численность населения. 10.Демографическая ситуация и трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Трудоспособный возраст. Сокращение численности трудоспособного населения. Качество трудовых ресурсов. Требования к современному работнику в условиях рынка. Рынок труда РФ. 11. Миграции населения и трудовые ресурсы Костромской области Экономически активное население области. Труд и трудоспособный возраст. Качество трудовых ресурсов Костромской области. Рынок труда и организации, занимающиеся трудоустройством. 12. Демографическая политика, проводимая в Костромской области . Законопроекты, принимаемые администрацией Костромской области и областной Думой. Реализация законопроектов на местах. Национальные приоритетные проекты «Здравоохранение» и «Молодая семья» 13. Заключительное занятие. Презентация проектов. Ожидаемый результат на выходе.
Мультимедийные презентации будут использованы в преподавании темы «Население России» в 9 классе Литература.
|