Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 150.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер150.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Естественно-научное образование
Данилова Илона Георгиевна

МОУ лицей №19

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня школа призвана стать самым передовым институтом формирования личности гражданина России, обладающего яркими индивидуальными способностями, способного на самостоятельную творческую деятельность в любой области. Для этого необходимы новые технологии в образовательном процессе, позволяющие эффективно использовать имеющиеся ресурсы и достигать поставленных целей.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов. Они показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Цель моей педагогической деятельностиповысить качество преподавания географии через использование интерактивных форм и методов обучения. Поэтому на своих уроках я стараюсь применить некоторые методы обучения, которые могут реализовываться в разных формах.

Приведу примеры уроков, где можно реализовывать цель моей педагогической деятельности.

  1. Урок-презентация, сопровождающийся электронным наглядным материалом для усиления эффекта восприятия учащимися нового материала.

  2. Урок с элементами самостоятельной работы, в процессе которого используются фрагменты самостоятельного изучения нового материала по электронному учебнику.

  3. Урок-зачет, на котором проводится электронное тестирование.

  4. Урок-практикум, на котором учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания на компьютере

  5. Урок-расследование. Такие уроки проводятся обычно в компьютерных классах. Ребята учатся находить и извлекать информацию из глобальной сети Интернет, обрабатывать и применять ее для достижения поставленных целей.

  6. Урок - мозговой штурм, на котором ребята (всем классом или мини-группами) исследуют проблему и находят пути ее решения.

  7. Урок-обобщение темы, который проводится по завершении изучения очередного раздела. Учащиеся создают с помощью компьютера презентации, видеоролики и т.д. и презентуют их на заключительном уроке.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках географии способствует повышению мотивации обучения; повышает активность обучаемых, эффективность процесса обучения. Дает возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений; усиливает межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей. Расширяет источники получения знаний в процессе обучения.

Кушнир Елена Ивановна

МОУ СОШ №58
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшей задачей и функцией школьного образования является социальная адаптация школьников, которая осуществляется в процессе социализации. Концепция модернизации российского образования определяет социализацию приоритетным направлением деятельности общеобразовательных учреждений. Задача школы – создать условия для успешной социализации.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

По результатам исследования функциональной грамотности учащихся, проводимого ОЭСР (организацией экономического развития и сотрудничества), страны-участники разделились на три группы.

Россия вошла в третью группу с невысоким уровнем сформированности ФГ.

Новый порог функциональной грамотности – вызов 21 века. Нынешний период исторического развития характеризуется супертехнологизацией производственных и гуманитарных сфер деятельности, увеличивающимся в геометрической прогрессии информационным потоком, профессионализацией (универсализацией) деятельности. Все это, так или иначе, формирует определенные требования к уровню грамотности и образования человека, который вступает в производственные и общественные отношения в системах деятельности.

Одним из методов формирования ФГ является химический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся. Использование на уроках виртуальной химической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.

Другой важный метод – метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Используемые игровые технологии (загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Способствует формированию функциональной грамотности проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

Очень важный метод – работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.

Часто используемый прием – это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педтехнологии.
Подлескова Наталья Владимировна

МОУ СШ №20
ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ РКТ

(РАБОЧАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ) ПО ГЕОГРАФИИ
Знакомство с теоретическими положениями и практическим опытом использования нового дидактического средства РКТ (рабочей карточкой по теме) на уроках истории и обществознания вызвало интерес к освоению технологии составления РКТ для уроков географии. Вводное практическое занятие позволило приступить к самостоятельной разработке РКТ и апробации данного дидактического средства на уроках географии. Полученный опыт позволяет выделить как необходимые приемы составления РКТ.

1.Определяются основные термины и понятия по теме, содержащиеся в тексте параграфа. В рабочей карточке они выделяются курсивом, жирным шрифтом, чтобы акцентировать внимание учащихся на главном в терминологии данной темы.

2. Если в тексте содержится называется несколько явлений, признаков, свойств, то в РКТ вносится заготовка для перечня – столбец со знаками «-», указывающий учащемуся количественные требования для полного ответа .

3. Для структурирования и систематизации учебного материала в карточку вносятся схемы с «пробелами», ликвидируя которые учащийся самостоятельно определяет место (значение, содержание) элементов схемы.

4. Для организации работы учащегося с иллюстративным материалом учебника в РКТ указывается страница, номер рисунка (задания) и резервируется место для записи ответа учащимся.

5. При выполнении практической работы в РКТ дается задание, указывается источник информации для его выполнения и резервируется место для записи ответа учащимся.

6. Для организации работы с атласом в РКТ указываются страницы, номера задания атласа и резервируется место для записи ответа учащимся.

7. Для слабого учащегося составляется упрощенный вариант РКТ или выделяется заливкой персональные задания, как правило, ориентированные понятийный аппарат темы.

Стрельникова Наталья Владимировна

МОУ СОШ №63
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Использование компьютера совместно с традиционными формами обучения позволяет разнообразить урок, делает его ярким, интересным, что способствует повышению учебной мотивации у детей. При планировании уроков необхо­димо найти оптимальное сочетание обу­чающих программ с другими (традицион­ными) средствами обучения. Использование компьютерных обучающих программ на уроках актуальны, прежде всего из-за возможности наблюдения биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

При подготовке к урокам я использую такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы» и др., и активно использую такой ресурс Интернета, как Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, где можно найти как видео материалы, так и флэш-анимации и красочные иллюстрации к уроку. Они помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и навыки самоконтроля через компьютер, выработать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности.

Приведу примеры использования компьютера на уроках разного типа.

Уроки изучения нового материала. Урок в 9 классе «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон».

При объяснении нового материала использую слайды с иллюстрациями и схемами. Для более глубокого осмысления материала предлагаю посмотреть анимацию «Онтогенез». В качестве актуализации материала и активизации учащимся, предлагается заполнить таблицу в рабочих тетрадях по анимации. По окончании работы ответы обсуждаются, по необходимости исправляются. Для закрепления изученного материала можно использовать интерактивный тест по теме в игровой форме.

Комбинированный урок. «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков». 10класс

После актуализации знаний и постановки проблемы, вместо объяснения новой темы, использую видеофильм по дигибридному скрещиванию. Перед просмотром видеофильма учащиеся делятся на группы и получают карточки с заданием для каждой группы, знакомятся с вопросами, на которые им нужно ответить, и просматривают видеофильм.

После просмотра фрагмента видеофильма в каждой группе обсуждают ответы на поставленные вопросы и сообщают результаты другим группам. Учитель по мере необходимости осуществляет дифференцированную помощь, а в качестве закрепления материала – решение задач на дигибридное скрещивание.

Урок-конференция. «Антропогенное воздействие на биосферу». 11 класс.

Учащиеся получают задание найти материал по данной теме и подготовить компьютерную презентацию. В ходе подготовки к уроку они работают индивидуально и небольшими группами (2-3 человека) по проблемам урока (их может быть 4-5). На уроке учащиеся презентуют свое понимание выявленной проблемы. Затем происходит обмен мнениями, в результате которого ребята приходят к единой трактации основной проблемы урока.

Компьютерные уроки эффективны и в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов, а также уроков-семинаров, игр. Они повышают работоспособность учащихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок.

Вывод: использование информационных технологий способствует активизации познавательного интереса, достижению учебных целей и более качественному обучению за счет новизны деятельности, интереса в работе с компьютером.
Суркова Елена Александровна

МОУ СШ №91
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Структура обучения следующая:

  • создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

  • выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения;

  • проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;

  • опытная проверка принятых гипотез;

  • обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Создание проблемной ситуации – один из педагогических приемов развития познавательного интереса у учащихся, который может использоваться:

  • в начале урока с целью возбуждения интереса к теме урока,

  • в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в про­цессе поисковой работы,

  • при выполнении домашнего задания (наблюдения), подготавливающего к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке,

  • при изучении нового материала (работа с раздаточным материалом),

  • при решении теоретических задач, т.е. задач, требующих фактических знаний и их теоретического анализа и обобщения,

  • при выполнении практических заданий, включающих элементы исследования.

Очень важно при создании проблемных ситуаций учитывать возраст учеников. Для учащихся 6-8 классов задачи должны побуждать интерес к биологии. Для ребят этого возраста нужна интересная формулировка вопросов и задач.

В старших классах познавательные задачи используются в качестве «интриги». Теперь привлекательность должна обеспечиваться, прежде всего, их содержательной стороной.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации:

  1. Способ аналогий.

  2. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

  3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

  4. Выдвижение проблемного вопроса.

  5. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

  6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

  7. Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.

Использование проблемных ситуаций требует большего времени, дополнительной подготовки учителя к уроку. Но ценность таких уроков заключается и в том, что учащиеся находятся в самостоятельном поиске, они мыслят, анализируют, рассуждают, сравнивают, строят логические доказательства, ищут выход, а значит, испытывают удовлетворение от решения проблемы. Всё это оказывает положительное влияние на учащихся, формируя интерес к изучаемой науке и повышая эффективность обучения.
Хоменко Татьяна Ивановна

МОУ СШ №20
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РКТ (РАБОЧЕЙ КАРТОЧКИ

ПО ТЕМЕ) НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Освоение теории, анализ посещенных уроков истории с использованием РКТ (рабочей карточкой по теме) и практические занятия по составлению РКТ позволили разработать и применить это дидактическое средство на уроках биологии. На основе полученного опыта выделены эффективные приемы использования РКТ в обучении биологии.

1. При изучении нового материала проводится самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Содержание РКТ – это запрос школьникам на новую учебную информацию, оно указывает ее структуру, наиболее значимые компоненты. Формулировки ответов учащихся могут быть письменными (предпочтительно краткими) в персональной РКТ или устными (краткими или полными) во время фронтальной работы.

2. При организации повторения РКТ может служить для учащихся визуальной опорой объяснения учителя или пересказа учащимися учебного материала.

3. Во время закрепления нового материала по теме РКТ может являться опорой для устной или письменной работы по наиболее значимым, трудным вопросам темы.

4. При проведении контроля знаний учащихся РКТ может стать ориентиром для отбора содержания письменной проверочной работы, опорой фронтального устного опроса, основой для карточки индивидуального письменного контроля, структуры комбинированного опроса.

5. В ходе коррекции знаний учащихся РКТ дает возможность проведения поэтапной как фронтальной, так и индивидуальной работы.

РКТ позволила также оптимизировать индивидуальную работу с различными категориями учащихся: с «надомниками», со «слабыми», с «сильными». Организационные затраты сводятся к минимуму – учителю достаточно устно или письменно обозначить в РКТ требования к объему и уровню подлежащего освоению материала, а учащиеся при этом обеспечены заготовкой для записи ответов.

С помощью РКТ обеспечивается разнообразие самостоятельной учебной деятельности школьников:

  • читают и осмысливают новый материал,

  • выделяют главное,

  • структурируют информацию,

  • определяют последовательность явлений, процессов,

  • сравнивают и классифицируют объекты,

  • составляют алгоритмы действий,

  • решают проблемные вопросы.

РКТ позволяет организовать продуктивную коммуникацию школьников, так как, являясь унифицированным документом, четко определяет предмет учебного сотрудничества. Учащиеся овладевают приемами активного слушания, развивают грамотность письменной и устной речи, получают возможность соотнести собственные результаты самостоятельной учебной работы с результатами сверстников, приобретают опыт объективной оценки и самооценки.
Яхно Татьяна Владимировна

МОУ СШ №81
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко,

и если мы обменяемся яблоками,

то у вас и у меня останется по одному яблоку,

а если у вас есть идея и у меня есть идея,

и мы обменяемся этими идеями

то у каждого из нас будет по две идеи.

Б. Шоу
Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого уровня жизни. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательного процесса – технологии проектной деятельности.

Учебный проект, с точки зрения учителя, – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, постановка задач;

  • целепологание и планирование деятельности;

  • самоанализ и рефлексия;

  • презентации деятельности и ее результатов;

  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;

  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

  • проведения исследования.

Учебный проект, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

  • он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

  • успешно интегрируется в образовательный процесс;

  • этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение материала, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

  • проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

  • позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;

  • использует множество дидактических подходов;

  • самомотевируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Метод проекта очень хорошо помогает на уроках биологии компенсировать недостаток учебных часов, изучить многообразие живых организмов в большем объеме, чем представлено в учебниках.

По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательский проект. Он может использоваться для обобщающих и итоговых уроков по отдельным темам, разделам.

  • Информационный проект позволяет охватить больший оббьем обобщенной информации.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.

Осуществляя работу над проектами, учащиеся понимают, как на практике можно применить навыки и знания, полученные на уроках биологии, научились быть более самостоятельными в решении различных проблем. А главное, дети чувствуют, что доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск