Автор проекта
| Фамилия, имя отчество
| Насильникова Татьяна Вячеславовна
| Регион
| Владимирская область
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Владимир
| Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ для детей дошкольного и начального школьного возраста «Прогимназия №73»
| Описание проекта
| Название темы вашего учебного проекта
| Наши зелёные друзья
| Краткое содержание проекта
| Проект предназначен для учеников начальных классов. Он вводит детей в мир комнатных растений, способствует повышению экологической грамотности учащихся, формирует ботанические умения и навыки с помощью практических работ и опытов, развивает познавательную активность и креативность школьников. При проведении проекта учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании информационно-коммуникативных навыков, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию проблемно-деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления в учебной и внеклассной деятельности, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Данный проект был успешно реализован с учащимися Прогимназии №73 и может быть использован учителями начальных классов, а также преподавателями биологии в среднем и старшем звене в своей работе.
| Предмет(ы)
| Окружающий мир, технология, изобразительное искусство
| Класс
| 3-4 классы
| Приблизительная продолжительность проекта
| 2 месяца.
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
· освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях).
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение). Комнатные растения.
Правила поведения в природе.
Опыт практической деятельности. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами.
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут
Перечислить, как минимум, десять комнатных растений;
Назвать условия необходимые для развития комнатных растений;
Рассказать о Родине нескольких комнатных растений;
Использовать на практике полученные знания по уходу за комнатными растениями;
Создать презентацию в PowerPoint;
Показать с помощью буклетов, компьютерных презентаций, стенных и мини-газет, фотомонтажей и др. знание и понимание особенностей комнатных растений и условий их произрастания;
При использовании технологии "перекрёстного обучения" групп интересно изложить весь изученный группой материал по теме исследования;
Создать в личных портфолио листы по "Плану оценивания», представляющие результаты формирующего, промежуточного, итогового и само- оценивания в ходе работы над проектом;
Представить итоговый продукт работы группы в соответствии с выработанными критериями, самоанализ и экспертную оценку работы в проекте.
В ходе работы над проектом у учащихся будут сформированы следующие качества:
- толерантность;
- коммуникативность;
- креативность.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| «Что есть красота, и почему её обожествляют люди?»
| Проблемные вопросы учебной темы
| Комнатные растения - это наши друзья или просто соседи?
Зачем нам нужны комнатные растения?
| Учебные вопросы
| 1.Какие растения называются комнатными?
2.Какие комнатные растения вам известны?
3.Какие условия необходимо создать для нормальной жизнедеятельности комнатных растений?
4.Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| 1. Вводная презентация учителя
2. Представление рекламного буклета.
3. Анкетирование
4.Создание карты Знаю-Интересуюсь-Умею
5. Разделение на группы.
6. Мозговой штурм
7. Выработка единых критериев оценивания проекта
| 1. Опытно-практическая деятельность по учебному плану
2. Критерии самооценки работы в группе
3. Обсуждение промежуточных результатов в процессе урочного и внеурочного общения
4. Промежуточное оценивание работы группы в ходе проекта
| 1. Итоговый праздник «Удивительный мир комнатных растений» (с участием родителей).
2. Защита проектов на внутришкольной конференции.
3. Итоговое оценивание
4. Контрольный тест «Знаешь ли ты комнатные растения?»
5. Конкурс рисунков и поделок на тему: «Наши зелёные друзья».
| Описание методов оценивания
| 1. Вводная презентация учителя
| В процессе представления презентации, беседы и анкетирования учеников учитель может определить уровень их знаний по теме проекта. Презентация направлена на формирующее оценивание в рамках проекта.
| 2. Мозговой штурм Критерии оценивания презентации Создание групп по темам
| После вводной презентации учителя и анкетирования учеников проводится мозговой штурм. Его проведение даёт возможность учащимся высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству. В ходе мозгового штурма заполняются карты З-И-У, составляется календарь работы группы, распределяются роли. Это помогает учителю оценивать понимание учащимися основных вопросов, намечать план взаимодействия с группой и индивидуально. Единые критерии оценивания итоговых работ обсуждаются на этом этапе проекта.
| 3. Создание карт «Знаю – Интересуюсь - Узнаю» (З-И-У)
| Карты «З-И-У» предназначены для выявления имеющихся у учеников знаний по теме проекта, позволяют определить последовательность обучения. Обращение к этим знаниям в ходе проекта поможет удержать внимание учащихся и сделать новый материал более понятным. Обсуждение в ходе работы с таблицами показывает ученикам их путь к новым знаниям, помогает в определении индивидуального пути обучения.
| 4. Критерии самооценки работы в группе
| Этот лист самооценки используется учениками для самостоятельной оценки своих навыков сотрудничества в группе, что позволяет им не только оценить, но и корректировать свои коммуникативные и поведенческие умения и навыки.
| 5. Взаимное обучение в группах
| Приём взаимного обучения активизирует познание, позволяет в малой группе осваивать и обмениваться информацией, способствует эффективному усвоению знаний.
| 6. Обсуждение промежуточных результатов деятельности Лист текущего оценивания работы групп в ходе проекта
| Необходимо проводить промежуточное оценивание продвижения работы группы по теме проекта. Для этого заполняется лист текущего оценивания работы группы в ходе проекта.
| 7. Итоговая конференция Итоговый праздник «Удивительный мир комнатных растений»
| После завершения исследовательского этапа учащиеся представляют результаты своей работы на внутришкольной конференции. При взаимооценке группами используются критерии оценивания презентации. Каждая группа готовит вопросы для аудитории, чтобы уточнить понимание ключевых вопросов и выводов. Участники другой группы и класса так же могут задавать уточняющие вопросы. Выступления строятся с опорой на презентации, рисунки, схемы, таблицы, сообщения, фотоматериалы.
|
8. Итоговое оценивание
| В процессе работы над проектом вырабатываются единые критерии, по которым можно производить итоговое обобщающее оценивание всего проекта. В ходе работы критерии могут корректироваться.
| 9. Рефлексия
| По результатам рефлексии можно проанализировать работу каждого ученика, группы и всего класса в ходе проекта. Здесь отмечаются положительные результаты, ставятся задачи на будущее.
| 10. Контрольный тест
| Тестирование позволяет произвести оценивание знаний и умений учащихся, приобретенных во время работы над проектом.
|
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Учащиеся 3-х классов имеют представление о разнообразии растений и условиях, необходимых для их жизни, знают части растений. Различают дикорастущие и культурные растения. Умеют использовать доступные источники информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, передавать свои впечатления в рисунках, поделках, устных рассказах.
| Учебные мероприятия
| 1. Окружающий мир.
Урок №1 Разнообразие растительного мира.
Урок №2 Культурные и дикорастущие растения.
Урок №3 Комнатные растения.
Урок №4 Родина комнатных растений. Лекарственные комнатные растения.
2. Технология.
Урок №1 Уход за комнатными растениями.
Урок №2 Размножение комнатных растений.
3. Изобразительное искусство.
Урок №1 Беседа о художниках-натюрмористах и известных картинах, изображающих комнатные растения.
Урок №2 Рисование с натуры акварелью комнатного цветка в глиняном горшке.
4. Экскурсия в оранжерею Детской станции юннатов и «Зимний сад» ДТЮ.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
|
| Проблемный ученик
(Проблемы усвоения учебного материала)
| Для таких детей создаётся памятка по работе над проектом, в которой четко прописано, что должен делать ученик на каждом этапе. Педагог-фасилитатор помогает ему выбрать посильную работу в группе, подобрать необходимые источники информации и оформить работу, а также показывает возможность использования иллюстрированных текстов и текстов – схем в работе над проектом.
|
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для данных детей используются все вышеперечисленные приемы для учащихся с проблемным усвоением учебного материала. Необходимо более подробно знакомить их с терминами, показывать возможности использования словарей и справочников на родном языке.
|
|
| Одаренный ученик
| Здесь нужна работа над индивидуальным проектом, включающая проведение опытов, практических работ, а также дополнительные задания, требующие более глубокого изучения материала.
|
|
| Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
| Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
| Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| Электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
| Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
| Другие принадлежности
| Электронные энциклопедии:
Большая электронная энциклопедия «Википедия»;
Детская электронная энциклопедия "Кирилла и Мефодия";
Большая электронная энциклопедия "Кирилла и Мефодия").
| Интернет-ресурсы
| http://flowers.my1.ru/photo/33
http://www.rastimir.ru/encyclopedia/pandanus.php
http://www.flowersdream.ru/lit.php
http://cveti.ucoz.ua/publ/klassifikator_komnatnykh_rastenij/94-1-0-174
http://www.sflowers-russia.com/fw/encyc_pot.php?cur=RUB
http://www.plantopedia.ru/encyclopaedia/pot-plant/
http://www.floriculture.ru/
http://greenflowers.my1.ru/
http://www.gardenia.ru/
http://http:wiki.vladimir.i-edu.ru]
http://http:openclass.ru]
http://http:yandex.ru]
| Другие ресурсы
| Экскурсии в оранжерею Детской городской станции юннатов и «Зимний сад» в ДТЮ.
Лекторий «Знаешь ли ты комнатные растения?» специалиста из Детской областной бибилиотеки.
Беседа-практикум с родителями, занимающимися комнатным растениеводством.
Лекция врача-гомеопата об использовании комнатных растений в медицине.
| |