Скачать 0.68 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.2 Политическая география ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм) (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: доцент кафедры географии и экологии, к.г.н. Г.В. Ильин 1.2 Рецензенты: - доктор географических наук, профессор С.Л. Дженюк; - ведущий научный сотрудник лаборатории геологии и геодинамики ММБИ КНЦ РАН, д.г.н. Л.Г. Павлова.
Курс «Политическая география», не являясь базовым в системе профессионально педагогического образования, входит в блок географических дисциплин и предназначен для студентам, обучающимся по естественно-экологическим специальностям. Курс “Политическая география” – относительно новый раздел в комплексе географических дисциплин в системе подготовки учителя географии. Курс включает область научных знаний о политико-географическом положении России, о территориальном развитии политических процессов и их причинах, о различиях политико-административного устройства государств Мира, о системном подходе к анализу распространения глобальных и региональных политических явлений. Целью курса является подготовка студентов к восприятию географического пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса, формирование специалиста к практической работе преподавателя географии в старших классах. Достижение цели основано на решение следующих задач:
Содержание курса позволяет показать историю формирования современной политической карты мира, понять своеобразие современного политического развития стран и районов, расстановку движущих сил и принципы формирования территориальной структуры стран, государств и межгосударственных политических образований. Полученные знания необходимы преподавателю географии для организации школьного курса изучения мироустройства, основ его динамичности и современных тенденций развития в рамках познания географической оболочки и формирования разностороннего развития школьников. Важное значение курс имеет для понимания многих исторических событий, в том числе возникновения мировых войн, формирования политических блоков, формирования центробежных и центростремительных тенденций в регионах мира и в современной России. Усвоенные знания позволяют школьному преподавателю легко ориентироваться в проблемах современного мироустройства и проводить уроки на высоком учебном и научном уровне, организовать факультативные занятия в разных отраслях географических наук. Преподаваемые в рамках данного курса знания могут использоваться специалистами-географами в их практической деятельности в отраслях хозяйства и органах управления различных уровней. В результате изучения данного курса студенты должны знать: - причины изменений политической карты мира, влияния политических процессов на жизнь, деятельность людей, развития хозяйства; - основные понятия, научные школы, принципы и проблемы геополитики; - особенности политико-географического положения государств и территорий, формирование политических границ и возникновение пограничных споров; - процессы новейшего этапа преобразований России; - современные тенденции, происходящие в сфере политической структуризации морских акваторий и морских экономических ресурсов; - особенности политико-географической структуры государственных территорий, формирования политических ландшафтов; По результатам изучения курса студенты должны уметь -объяснить современную тенденцию развития политической карты Мира; -объяснить роль и назначение государственных границ в современном мире; -объяснить сущность и причины происходящих политических процессов в различных регионах; -понимать структуру региональных взаимосвязей в государстве; -анализировать особенности государственной территории и возникающие в связи с -этим проблемы административно-территориальной структуры государства. -ориентироваться в современных геополитических моделях и теориях; -оценить место России в развитии современных геополитических тенденций. -понимать и объяснять возможную динамику политических границ современного мира 1.4 Извлечение из ГОС ВПО Не предусмотрено. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение в предмет. Теория политической географии. Цели, задачи, предмет исследований, методы исследований, содержание курса. Место политической географии в системе географических наук. Тема 2. Объекты исследования и понятия в политической географии. Территориально-политические системы. Формы и организация государства. Государственная территория, понятие о государственной границе. Изменения государственных территорий и границ. Тема 3. Политическая география и геополитика. Классическая геополитика от Ф. Ратцеля до Х. Маккиндера. Современное понимание геополитики. Концепции германской и американской теорий геополитики. Концепции «мондиализма». Геополитическая линия в идеологии русского евразийства. Тема 4. Географическое государствоведение. Методика политико-географических исследований государства. Политико-географическое положение государства и его территория. Политические границы, политические споры. Функционализм в географическом государствоведении. Эволюционизм в географическом государствоведении. Тема 5. Политико-географическая история общества. Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Средневековый этап. Новый ( XVII - начало ХХ вв.) и новейший (ХХ в) этапы формирования политико-географического облика мира. Закономерности формирования древних государственных образований, роль географической детерминированности в формировании государств. Преобразования карты мира в эпоху Великих географических открытий. Политическая карта Европы. Политическая карта Азии. Политическая карта Америки. Политическая карта Африки. Тема 6. Новейший этап формирования политико географического облика России. Политико географические преобразования на территории Российской империи. Образование СССР. Территориальное расширение СССР в 1939-1940 гг. Великая Отечественная война Советского Союза. Распад Советского Союза и образование Содружества Независимых государств. Политико-административная реформа в новой России. Основы федерализма в России. Местное самоуправление. Тема 7. Морская политическая география. Внутренние воды, территориальные воды, экономические зоны, береговая линия. Политико-географический облик Арктики и Антарктики в современном мире. Тема 8. Политическая регионалистика и региональная политика. Предмет и область деятельности. Политико-географическая структура государственной территории. Различия административного и политического районирования государственных территорий. Отношения «центр –периферия», теория диффузии инноваций. Политическое ландшафтоведение. Типизация столиц и периферии государства. География власти и элитогенеза. Тема 9. Электоральная география Теоретические основы электоральной географии. Электоральная география России. Межрегиональные электоральные различия. Электоральная карта России. Прикладная электоральная география. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ) Темы семинарских занятий из числа предложенных избираются преподавателем, исходя из учебного плана и отведенного времени Семинарское занятие № 1 Тема: Закономерности формирования древних государственных образований, роль географической детерминированности в формировании государств. Цель: изучить причины и условия формирования протогосударственных образований и оценить роль географической детерминированности данного геополитического процесса План: 1. Государственные образования речных цивилизаций: централизованные государства в двуречье (Шумера и Вавилония), Египет. Общие черты и различия принципов формирования и структуры древних государственных образований. 2. Средиземноморский тип государств: Древняя Греция, Финикия, Древний Рим, Карфаген 5. Черты сходства и различия геополитического статуса средиземноморских государств на примере Древней Греции и Финики. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Проанализировать принципы формирования государственных образований в двуречье: централизованные государства Шумера и Вавилония, 2. Охарактеризовать египетский тип становления государства и общества - привязанность к долине великой африканской реки, замкнутость 3. Выявить общие черты и различия принципов формирования и структуры древних государственных образований: географическая и политическая среда , морфометрические признаки территории, политического устройства. 4. Проанализировать исторические и геополитические предпосылки формирования средиземноморских государств: Древняя Греция, Финикия, Древний Рим, Карфаген 5. Выявить основные черты сходства и различия геополитического статуса средиземноморских государств - Древняя Греция, Финикия, Древний Рим. Задание для самостоятельной работы: 1. Охарактеризовать общие закономерности и различия в формировании первых протогосударств в Месопотамии, в долине Нила, в Средиземноморье. 2. Выделить основы географической детерминированности государственной их территории и основы политического строя. 3. Территориальные свойства и структура древних государственных образований: хозяйственный уклад, морфометрические свойства территории - ленточное, удлиненное, компактное, государственные границы, политическое устройство. 3. Римская империя как первая супердержава. Литература: 1 .Голубчик М.М. Политическая география Мира. Смоленск. Изд-во СГУ., 1999. –310 2. Максаковский В.П. Географическая картина Мира. Ч. 1-3. Ярославль. В-Волжское книжное изд-во, 1995 3. Раковский С. Н. Современная политическая карта мира: структура и новейшие сдвиги // География в школе. 1992. № 1. С. 8 4.Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М., Изд-во Московский лицей. 1999. 671 с. Семинарское занятие № 2 |