Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации02.05.2014
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.2 Политическая география

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1 Автор программы: доцент кафедры географии и экологии, к.г.н. Г.В. Ильин

1.2 Рецензенты:

- доктор географических наук, профессор С.Л. Дженюк;

- ведущий научный сотрудник лаборатории геологии и геодинамики ММБИ КНЦ РАН, д.г.н. Л.Г. Павлова.

    1. Пояснительная записка

Курс «Политическая география», не являясь базовым в системе профессионально педагогического образования, входит в блок географических дисциплин и предназначен для студентам, обучающимся по естественно-экологическим специальностям. Курс “Политическая география” – относительно новый раздел в комплексе географических дисциплин в системе подготовки учителя географии. Курс включает область научных знаний о политико-географическом положении России, о территориальном развитии политических процессов и их причинах, о различиях политико-административного устройства государств Мира, о системном подходе к анализу распространения глобальных и региональных политических явлений.

Целью курса является подготовка студентов к восприятию географического пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса, формирование специалиста к практической работе преподавателя географии в старших классах.

Достижение цели основано на решение следующих задач:

  • изучить основные категории политической географии: государственная территория, государственная граница, политическая карта, электорат, геополитические разломы, регионалистика, политический ландшафт, геополитический код и т.д.;

  • изучить основные концепции мироустройства и геополитические модели построения Мира;

  • сформировать целостное представление о современном мире, в окружении которого находится Россия;

  • сформировать представления о роли России в геополитических процессах;

  • сформировать представления и научить оценивать политические и социальные процессы, происходящие в субрегионах, и в регионах России.


Содержание курса позволяет показать историю формирования современной политической карты мира, понять своеобразие современного политического развития стран и районов, расстановку движущих сил и принципы формирования территориальной структуры стран, государств и межгосударственных политических образований.

Полученные знания необходимы преподавателю географии для организации школьного курса изучения мироустройства, основ его динамичности и современных тенденций развития в рамках познания географической оболочки и формирования разностороннего развития школьников.

Важное значение курс имеет для понимания многих исторических событий, в том числе возникновения мировых войн, формирования политических блоков, формирования центробежных и центростремительных тенденций в регионах мира и в современной России.

Усвоенные знания позволяют школьному преподавателю легко ориентироваться в проблемах современного мироустройства и проводить уроки на высоком учебном и научном уровне, организовать факультативные занятия в разных отраслях географических наук.

Преподаваемые в рамках данного курса знания могут использоваться специалистами-географами в их практической деятельности в отраслях хозяйства и органах управления различных уровней.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:

- причины изменений политической карты мира, влияния политических процессов на жизнь, деятельность людей, развития хозяйства;

- основные понятия, научные школы, принципы и проблемы геополитики;

- особенности политико-географического положения государств и территорий, формирование политических границ и возникновение пограничных споров;

- процессы новейшего этапа преобразований России;

- современные тенденции, происходящие в сфере политической структуризации морских акваторий и морских экономических ресурсов;

- особенности политико-географической структуры государственных территорий,

формирования политических ландшафтов;
По результатам изучения курса студенты должны уметь

-объяснить современную тенденцию развития политической карты Мира;

-объяснить роль и назначение государственных границ в современном мире;

-объяснить сущность и причины происходящих политических процессов в различных регионах;

-понимать структуру региональных взаимосвязей в государстве;

-анализировать особенности государственной территории и возникающие в связи с

-этим проблемы административно-территориальной структуры государства.

-ориентироваться в современных геополитических моделях и теориях;

-оценить место России в развитии современных геополитических тенденций.

-понимать и объяснять возможную динамику политических границ современного

мира
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Не предусмотрено.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



п/п

Код и наименование

специальности


Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1.

050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

4

8

70

40

20

20

-

30

экзамен

1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:





п/п



Наименование раздела, темы

Количество часов

050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

Специальность 050103 «География» (туризм) ЗО

Всего

ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Всего

ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1

Введение в предмет. Теория политической географии.

1

1

---

---

6

2

2

---

---

1

2

Объекты исследования и понятия в политической географии

2

1

1

---

8

2

2

---

---

1

3

Политическая география и геополитика

5

2

3

---

12

8

6

2

---

4

4

Географическое государствоведение

2

1

1

---

9

2

2

---

---

2

5

Политико-географическая история общества

---

---

---

---

8

---

---

---

---

3

6

Новейший этап формирования политико географического облика России

---

---

---

---

8

---

---

---

---

3

7

Политическая регионалистика

5

2

3

---

12

8

4

4

---

2

8

Морская политическая география

2

1

1

---

8

2

2

---

---

2

9

Электоральная география

3

2

1

---

9

4

2

2

---

4




Всего:

20

10

10

---

80

28

20

8

---

22


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в предмет. Теория политической географии.

Цели, задачи, предмет исследований, методы исследований, содержание курса. Место политической географии в системе географических наук.
Тема 2. Объекты исследования и понятия в политической географии.
Территориально-политические системы. Формы и организация государства. Государственная территория, понятие о государственной границе. Изменения государственных территорий и границ.
Тема 3. Политическая география и геополитика.

Классическая геополитика от Ф. Ратцеля до Х. Маккиндера. Современное понимание геополитики. Концепции германской и американской теорий геополитики. Концепции «мондиализма». Геополитическая линия в идеологии русского евразийства.
Тема 4. Географическое государствоведение.

Методика политико-географических исследований государства. Политико-географическое положение государства и его территория. Политические границы, политические споры. Функционализм в географическом государствоведении. Эволюционизм в географическом государствоведении.
Тема 5. Политико-географическая история общества.

Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Средневековый этап. Новый ( XVII - начало ХХ вв.) и новейший (ХХ в) этапы формирования политико-географического облика мира. Закономерности формирования древних государственных образований, роль географической детерминированности в формировании государств. Преобразования карты мира в эпоху Великих географических открытий. Политическая карта Европы. Политическая карта Азии. Политическая карта Америки. Политическая карта Африки.
Тема 6. Новейший этап формирования политико географического облика России.

Политико географические преобразования на территории Российской империи. Образование СССР. Территориальное расширение СССР в 1939-1940 гг. Великая Отечественная война Советского Союза. Распад Советского Союза и образование Содружества Независимых государств. Политико-административная реформа в новой России. Основы федерализма в России. Местное самоуправление.
Тема 7. Морская политическая география.

Внутренние воды, территориальные воды, экономические зоны, береговая линия. Политико-географический облик Арктики и Антарктики в современном мире.

Тема 8. Политическая регионалистика и региональная политика.

Предмет и область деятельности. Политико-географическая структура государственной территории. Различия административного и политического районирования государственных территорий. Отношения «центр –периферия», теория диффузии инноваций. Политическое ландшафтоведение. Типизация столиц и периферии государства. География власти и элитогенеза.


Тема 9. Электоральная география

Теоретические основы электоральной географии. Электоральная география России. Межрегиональные электоральные различия. Электоральная карта России. Прикладная электоральная география.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения





п/п

Наименование раздела, темы

Специальность 050103 «География» (ГТП),

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Формы контроля

1

Закономерности формирования древ-них государственных образований, роль географической детерминиро-ванности в формировании государств.


---


---


---

2

Преобразования карты мира в эпоху Великих географических открытий.


---


---


---

3

Формирование политической карты Европы

контрольная работа

3

проверка конт-рольной работы

4

Политическая карта Азии

контрольная работа

3

проверка конт-рольной работы

5

Политическая карта Америки

контрольная работа

3

проверка конт-рольной работы

6

Политическая карта Африки

контрольная работа

3

проверка конт-рольной работы

7

Новейший этап формирования политико-географического положения России как ведущей державы хартленда.

вопросы для самостоятельного изучения


3


реферат/доклад

8

Политико-географическая структура государственной территории. Различия административного и политического районирования государственных территорий. Административно-территориальное районирование России

вопросы для самостоятельного изучения

3



реферат/доклад

9

Типизация столиц и периферии государства. Отношения «центр-периферия», Концепции «диффузии инноваций», «территориальных градиентов». Политический ландшафт.


вопросы для самостоятельного изучения



2



реферат/доклад

10

Становление современных направ-лений ригиональной политики в России. Региональные политические процессы и роль региональных элит.

вопросы для самостоятельного изучения

2


реферат/доклад

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному

материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ)
Темы семинарских занятий из числа предложенных избираются преподавателем, исходя из учебного плана и отведенного времени

Семинарское занятие № 1

Тема: Закономерности формирования древних государственных образований, роль географической детерминированности в формировании государств.

Цель: изучить причины и условия формирования протогосударственных образований и оценить роль географической детерминированности данного геополитического процесса

План:

1. Государственные образования речных цивилизаций: централизованные государства в

двуречье (Шумера и Вавилония), Египет. Общие черты и различия принципов

формирования и структуры древних государственных образований.

2. Средиземноморский тип государств: Древняя Греция, Финикия, Древний Рим, Карфаген

5. Черты сходства и различия геополитического статуса средиземноморских государств на

примере Древней Греции и Финики.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Проанализировать принципы формирования государственных образований в двуречье:

централизованные государства Шумера и Вавилония,

2. Охарактеризовать египетский тип становления государства и общества - привязанность к

долине великой африканской реки, замкнутость

3. Выявить общие черты и различия принципов формирования и структуры древних

государственных образований: географическая и политическая среда , морфометрические

признаки территории, политического устройства.

4. Проанализировать исторические и геополитические предпосылки формирования

средиземноморских государств: Древняя Греция, Финикия, Древний Рим, Карфаген

5. Выявить основные черты сходства и различия геополитического статуса

средиземноморских государств - Древняя Греция, Финикия, Древний Рим.

Задание для самостоятельной работы:

1. Охарактеризовать общие закономерности и различия в формировании первых

протогосударств в Месопотамии, в долине Нила, в Средиземноморье.

2. Выделить основы географической детерминированности государственной их территории

и основы политического строя.

3. Территориальные свойства и структура древних государственных образований:

хозяйственный уклад, морфометрические свойства территории - ленточное, удлиненное,

компактное, государственные границы, политическое устройство.

3. Римская империя как первая супердержава.

Литература:

1 .Голубчик М.М. Политическая география Мира. Смоленск. Изд-во СГУ., 1999. –310

2. Максаковский В.П. Географическая картина Мира. Ч. 1-3. Ярославль. В-Волжское

книжное изд-во, 1995

3. Раковский С. Н. Современная политическая карта мира: структура и новейшие сдвиги //

География в школе. 1992. № 1. С. 8

4.Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М., Изд-во Московский лицей.

1999. 671 с.

Семинарское занятие № 2
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск