ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по географии 10-11класс составлена на основе примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования. Рабочая программа по географии ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников и социализацию личности; завершает формирование у обучающихся представление о географической картине мира, взаимосвязей общества и природы , воспроизводства и размещения населения , мирового хозяйства , географического разделения труда , глобальных проблемах человечества. Изучение географии на базовом уровне среднего ( полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :
---освоение системы географических знаний о целостном , динамично изменяющемся мире , взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях ,географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения ;
---овладение умениями описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
---развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей ;
---воспитание патриотизма, толерантности ,бережного отношения к окружающей среде ;
---использование в практической деятельности и повседневной жизни знаний и умений , а также географической информации;
---формирование общеучебных умений и навыков: работать с разными картами, статистическим материалом ; выбирать критерии для сравнения ,
классификации объектов ; поиск информации , обоснование суждений и явлений. Рабочая программа ,опираясь на федеральный базисный учебный план для
общеобразовательных учреждений РФ, рассчитана на 70часов за два года обучения в 10-11 классах; из них—10 оценочных практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов ( 5 оценочных практических ра
бот) ;1 час в неделю. Изменения, внесенные в авторскую программу:
--в 10классе вместо последней темы№6-Зарубежная Европа(6часов) изучается тема№11-Россия в современном мире(3часа), считаю перестановка тем необходима , чтобы сохранить целостное представление о Зарубежной Европе , а не изучать часть материала в10 классе ,часть---в 11 ; кроме того представление о различных видах всемирных экономических отношениях лучше закреплять на примере России .В тему «География населения мира» введен
урок обобщения и контроля знаний по данной теме. Цель : закрепить усвоение основных понятий по теме.
---изменены несколько практических работ с творческим уклоном на практические работы , в которых отрабатываются умения и знания необходимые на итоговой аттестации. Так , например : практические работы предложенные автором в теме « Природа и человек в современном мире» №2—рассчитать ресурсообеспеченность минеральных ресурсов; № 3- пахотных земель;
№5-речного стока—объединила в одну, выполнив работу по вариантам.
Рабочая программа предусматривает различные формы учебного процесса:
комбинированный урок , лекция , практикум , изучение нового материала,
проектная деятельность, обобщающий урок. Преобладающие формы контроля: самостоятельная работа, оценочная практическая работа, зачет, тест, со
общение (презентация), выступление на семинаре, выполнение творческого задания. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 КЛАСС.
№п/п
| Название темы (раздела)
| Кол-во часов
| Примерная программа
| Рабочая программа
| 10 класс
| 11класс
| 1
| Современные методы географических исследований. Источники географической информации.(Уроки №:1-3,18)
| 4
| 4
|
| 2
| Природа и человек в современном мире
| 6
| 6
|
| 3
| География населения мира
| 5
| 6
|
| 4
| География Мировое хозяйство
| 10
| 14
|
| 6
| Россия в современном мире
| 10
| 4 Уроки№:4, 33-35)
| 6 (Уроки №:6,15,16,25,30,34)
|
| Регионы и страны мира
| 20
|
| 23
|
| Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
| 5
|
| 5
|
| резерв
| 10
|
|
|
| итого
| 70
| 34
| 34
| Учебно-тематический план рабочей программы отличается от учебно-тематического плана примерной программы, предложенной в сборнике нормативных документов расположением тем. 10 --11классы.
№п/п
| Название разделов
| Кол-во
часов
| Название разделов
Рабочая программа
| Кол-во
часов
| 1
| Раздел 1.Современные методы географических исследований .Источники географической информации
| 4
| Раздел 1.Современные методы географических исследований. Источники географической информации Уроки№:1-3,18
| 4
| 2
| Раздел 2.Природа и человек в современном мире.
| 6
| Раздел 2.Природа и человек
В современном мире.
| 6
| 3
| Раздел 3.Население мира
| 5
| Раздел 3 Населения мира.
| 6
| 4
| Раздел 4.География Мирового хозяйства.
| 10
| Раздел 4 География Мирового хозяйства.
|
14
| 5
| Раздел 5.Регионы и страны мира.
| 20
| Раздел 5.Регионы и страны мира.
| 23
| 6
| Раздел 6.Россия в современном мире.
| 10
| Раздел 6.Россия в современном мире.
10 класс --уроки №:4,33-35
11 класс –уроки №:6,15,16,25,30,35
| 10
| 7
| Раздел 7.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
| 5
| Раздел 7.Глобальные проблемы человечества.
| 5
| РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 10час. РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 0 Изменения количества часов в рабочей программе сделано за счет резервного времени.
Содержание рабочей программы по географии 10-11класс. Раздел 1. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации. 4час. Положение географии в системе наук. Методы географических исследований. Статистический метод. Раздел 2.Природа и человек в современном мире. 6час. Взаимодействие человечества и природы. Виды природных ресурсов Земли.
Ресурсообеспеченность. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Раздел 3.Население мира.6час. Численность, динамика, размещение населения мира. Воспроизводство и миграция. Состав и структура населения .Демографическая ситуация в разных регионах. Характеристика трудовых ресурсов. Расселение населения. Урбанизация. Раздел 4.География Мирового хозяйства.14час. Мировое хозяйство:отраслевая и территориальная структура .МГРТ.
Международная специализация и кооперирование. Интеграционные зоны.
ТНК.Отрасли международной специализации стран и регионов мира.
Внешние экономические связи. Раздел 5.Регионы и страны мира.23час. Многообразие стран мира. Типы стран. Понятие о географическом регионе.
Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы крупных регионов мира и стран Европы ,Азии, Африки, Сев. Америки, Латинской Америки, Австралии. Раздел 6.Россия в современном мире.10час. Россия на политической карте мира; в мировом хозяйстве; МГРТ; современный этап преобразования экономики ;особенности внешних экономических связей страны: партнеры страны, участие в международных
организациях и проектах. Раздел 7.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.5час. Понятие глобальных проблем. Сырьевая, демографическая, экологическая,
Продовольственная. Пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Геоэкология.
КАЛЕНДАРНО --- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п
| Наименование темы
| Кол-во
часов
| Практические
работы
| дата
| примечание
| 1
| РАЗДЕЛ 1. Современные методы географических
исследований. Источники
географ. информации Положение географии в системе наук. Методы географических исследований
| 4
|
|
|
| 2
| Источники географичес-
кой информации.
|
|
|
|
| 3
| Политическая карта мира-
Источник информации о действительности.
|
| «Составление комментария к событиям на политической карте мира» (обучающая)
|
|
| 4
| Россия на современной по-
литической карте мира.
|
| Анализ современного положения РФ ,тенден-
ции их возможного развития.
|
|
| 5
| Раздел 2. Природа и человек
в современном мире.
Взаимодействие общества и
природы
| 6
|
|
|
| 6
| Понятие ресурсообеспеченность
|
| «Оценка обеспеченно
сти стран природны
ми ресурсами»
(оценочная)
|
|
| 7
| Минеральные ресурсы мира.
|
|
|
|
| 8
| Земельные, водные, биоло-
гические ресурсы мира.
|
| Используя Интернет-
сайт, рассмотреть кос
мические снимки пус
тынь для хар-ки про-
цесса опустынивания.
(обучающая)
|
|
| 9
| Ресурсы Мирового океана.
|
|
|
|
| 10
| Загрязнение окружающей
среды. Природоохранная деятельность человека
|
|
|
|
| 11
| Раздел 3География населе
ния мира.
Численность и воспроизвод
ство населения мира
| 6
|
|
|
|
12
| Состав и структура населения.
|
| Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.(оценочная)
|
|
| 13
| Качество населения как новое комплексное понятие.
|
| Оценка особенностей уровня и качества жизни населения разных стран.
|
|
| 14
| Размещение и миграция
населения.
|
|
|
|
| 15
| Урбанизация.
|
| Пользуясь Интернетом
рассмотреть космичес
кие снимки городских
агломераций мира.
Сравнить.(обучающая)
|
|
| 16
| Урок обобщения и контроля знаний по теме
«Население мира»
|
|
|
|
| 17
| Раздел 4. Мировое
хозяйство.
Понятие НТР. Черты и сос
тавные части НТР.
| 14
|
|
|
|
18
| Геоинформационная система как средство получения , обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
|
|
|
|
| 19
| Мировое хозяйство.
Международное географическое разделение труда.
|
| Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и с: районов туризма и др. видов услуг
|
|
| 20
| Международная интегра
ция.
|
|
|
|
| 21
| Влияние НТР на отрасле
вую структуру хозяйства
|
|
|
|
| 22
| Влияние НТР на территори
альную структуру хозяйст
ва.
|
| На к.карте показать ко
лониальный тип терри
ториальной структуры
хозяйства.(обучающая)
|
|
| 23
| Факторы размещения про
изводительных сил.
|
| Составить таблицу
«Воздействие факторов
на размещение произ
водства»(обучающая)
|
|
|
24
| География отраслей
мирового хозяйства.
География промышленности
| 8
|
Построить картодиаг
раму «двадцать стран-
лидеров в мировом
промышленном произ
водстве»(обучающая)
|
|
| 25
| Топливно-энергетическая
промышленность.
|
|
|
|
| 26
| Горнодобывающая и металлургия мира.
|
|
|
|
| 27
| Машиностроение мира.
|
| Составление характе
ристики одной из
отраслей(оценочная)
|
|
| 28
| Химическая, лесная, текстильная промышленности мира.
|
|
|
|
| 29
| С/Х-вторая ведущая отрасль материального
производства.
|
|
|
|
| 30
| География транспорта мира.
|
| Составление таблицы
«Воздействие с/х и транспорта на природу»(обучающая)
|
|
| 31
| Всемирные экономические
Отношения.
|
| Определение основных
направлений междуна
родной торговли и фак-
торов ,определяющих международную специализацию.
|
|
|
32
| Тема 6.Россия в современном мре.
Место России в системе международных финансово-экономических и политических отношений
| 3
|
Используя Интернет,
ознакомиться с проектом «Стратегия
2020»(обучающая)
|
|
| 33
| Роль страны в МГРТ. Торговые партнеры России
|
| Построить круговую
диаграмму «Доля отдельных отраслей промышленности РФ в мире «» (оценочная)
|
|
| 34
| Участие России в междуна-
Родных отраслевых и региональных организа-
циях.
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ . 11 КЛАСС.
№
П/П
| Наименование темы
| Кол-во час.
| Практические работы
| дата
| Примечание1
|
1
| РАЗДЕЛ 5
Регионы и страны
мира.
Россия в современном мире
Понятие о геогра-
фическом регионе.
Зарубежная Европа
Общая хар-ка. Особенности ЭГП, природы.
|
23 5
5
|
|
|
| 2
| Особенности населения.
|
| Таблица «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе»
(обучающая)
|
|
| 3
| Характеристика хозяйства стран.
|
| Анализ транспортной сети стран .(обучающая)
|
|
| 4
| Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы.
|
| «Выделить первую пятерку стран региона
по основным показателям производства.»
(обучающая)
|
|
| 5
| ФРГ-самое мощное государство Зап. Европы
|
| Дать хар-ку страны , используя «Приложения» учебника.(оценочная)
|
|
| 6
| Россия и страны ЕС-
крупнейшие торговые партнеры
страны.
|
|
|
|
|
| Тема 7.Зарубежная Азия. Австралия.
| 9
|
|
|
| 7
| Визитная карточка региона.
|
| На к. карте выделить разные формы правления и территориального устройства. (обучающая)
|
|
| 8
| Население и особенности хозяйства стран.
|
|
|
|
| 9
| Китай—достижения и проблемы.
|
|
|
|
| 10
| Внутренние различия. Пути экономического и социального преобразования.
|
| На к карте обозначить крупнейшие центры промышленности.(обучающая)
|
|
| 11
| Япония. Особенности ЭГП, населения.
|
|
|
|
| 12
| Хозяйство страны на пути в 21 век.
|
| На картосхеме показать экономические связи страны.
(оценочная)
|
|
| 13
| Индия- «ключевая» страна развивающего мира.
|
|
|
|
| 14
| Новые индустриальные страны.
|
|
|
|
| 15
| .Россия и страны Азиатско-Тихоокеанс
кого региона.
|
|
|
|
| 16
| Россия и страны СНГ.
|
|
|
|
|
17
| Австралия-страна Азиатско-Тихоокеанского региона.
|
| Объяснить взаимосвязь между размещением населения, хозяйством ,природными условиями территории.(оценочная)
|
|
| 18
| Тема 8.Африка.
Общая характеристика стран.
| 3
| ) Сделать классификацию стран по степени их богатства
природными ресурсами.
(обучающая)
|
|
| 19
| Субрегионы Африки
|
|
|
|
| 20
| ЮАР-страна с двойной экономикой
|
| Таблица. Сравнить страны разных субрегионов с ЮАР.
(обучающая)
|
|
|
21
| Тема 9. Северная Америка.
Географическое по
ложение,население,
природно-ресурс
ный потенциал.США
| 4
| Рассчитать долю трех главных мегаполисов страны.
(обучающая)
|
|
| 22
| Общая характеристика хозяйства.
|
| Круговыми диаграммами, показать долю страны в миро
вом промышленном и с/х
производстве(обучающая)
|
|
| 23
| Макрорегионы США
|
| Таблица. «Промышленные пояса США»(обучающая)
|
|
| 24
| Россия и США-внешние экономичес
кие связи.
|
|
|
|
| 25
| Экономико-геогра
фическая характери
стика Канады.
|
| К.карта :крупные города, морские порты, континентальные дороги.
(обучающая)
|
|
|
26
| Тема 10. Латинская Америка.
Общая характеристика региона .Особенности
населения.
| 3
|
Сделать классификацию стран
по форме правления и территориальному устройству.
(обучающая)
|
|
| 27
| Хозяйство и террито
риальная структура
региона.
|
| На к. карте показать участие стран в МГРТ.(обучающая
|
|
| 28
| Бразилия.
|
|
|
|
| 29
| Внешние экономичес
кие связи РФ со странами Африки и Лат. Америки.
|
|
|
|
|
30
| Тема 12.Глобальные проблемы человечества. Проблема сохранения мира.
| 5
|
|
|
| 31
| Демографическая и продовольственная проблемы.
|
| Нарисовать «демографический портрет» планеты(обучаюшая)
|
|
| 32
| Энергетическая и преодоление отсталости развивающимися странами.
|
| Составить таблицу «характеристика глобальных
проблем».
(оценочная)
|
|
| 33
34
| Участие РФ в между-
народных социально-
экономических и геоэкологических проектах. Геоэкология-наука о глобальных проблемах.
|
| Выявление,объяснение,оценкаважнейших событий международной жизни(текущих событий). (оценочная)
|
|
| ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
№п/п
| Форма контроля
| количество
|
| 10класс
|
| 1
| зачет
| 1
| 2
| Практические работы (оценочные)
| 5
| 3
| тест
| 2
|
| 11класс
|
| 1
| зачет
| 1
| 2
| Практические работы(оценочные)
| 5
| 3
| тест
| 3
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ЗНАТЬ: -ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ;МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
--ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ; ЧИСЛЕННОСТЬ И ДИНАМИКУ НАСЕЛЕНИЯ МИРА;НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЙ;УРБАНИЗАЦИЮ
--ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА; УЧАСТИЕ СТРАН В МГРТ;ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА;
--ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ России; ее роль в МГРТ; УМЕТЬ: --НАХОДИТЬ И СРАВНИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮО ПРОЦЕССАХ, ЯВЛЕНИЯХ, ОБЪЕКТАХ;
-ОЦЕНИВАТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ,ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ,АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ;
--ПРИМЕНЯТЬ РАЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;
--СОСТАВЛЯТЬ КОМПЛЕКСНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ СТРАН , РЕГИОНОВ; ТАБЛИЦЫ, КАРТОСХЕМЫ, ДИАГРАММЫ,ОТРАЖАЮЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ;
--ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.
Учебникдля 10класса.М., «Просвещение»2009,2010г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира»10 класс М., «Дрофа»
Контурные карты 10 класс М., «Дрофа» Максаковский В.П. Методическое пособие по «Экономической и социальной географии мира» М., «Просвещение»2008г.
Интернет-сайт Google-maps
Учебно – методический журнал «География в школе» |