Скачать 64.49 Kb.
|
Открытый урок «Повторение и обобщение темы: «Население России», проведённый в 9 классе учителем географии МБОУ СОШ №24 Басковой Еленой Валентиновной Тема урока: Повторение и обобщение темы: «Население России» Цель урока: Систематизировать и обобщить знания по теме «Население России» познакомиться с основными демографическими показателями Краснодарского края, станицы Раевской Задачи урока: Образовательные: 1.Сравнить изменение численности населения России, Краснодарского края и станицы Раевской; 2.Применять ранее полученные знания в новой ситуации; Развивающие: 1.Развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, работать со статистическими материалами; 2.Развивать умение вести дискуссию, высказывать свою точку зрения; 3. Развивать интерес к событиям государственной важности; Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к своей Родине, краю, станице; 2.Воспитывать у учащихся гражданскую позицию по современным проблемам государства; 3.Воспринимать свой населённый пункт, как часть страны, его проблемы, как проблемы государственной важности. Литература: Алексеев А.И. География России. Природа и население . 8 класс - М.: Дрофа, 2006 Атлас География России. Природа и население . 8 класс – М.: « Изд. ДИК», Дрофа 2006 Басова К., Габриелян Л.Научная работа «Демографическая ситуация в станице Раевской: от переписи к переписи» Терская И.А. Примерное поурочное планирование по разделу «География Кубани» курса «Кубановедение» Краснодар , 2005 Демографический ежегодник России 2002. М: Госкомстат РФ 2002 Демографический ежегодник России 2002. М: Госкомстат РФ 2010 План урока:
Ход урока Учитель: Перепись населения 2010 года показала, что численность населения в нашей стране сокращается. Демографическая проблема –это одна из основных проблем нашей страны . Правительством приняты ряд мер, направленных на увеличение рождаемости , улучшения качества жизни населения. Национальные проекты не обошли стороной и нашу станицу. Сегодня на уроке мы будем говорить об особенностях населения нашей страны, края и своей станицы. О преимуществах и недостатках жизни в сельской местности, о проблемах, существующих в нашем населённом пункте. Класс делится на рабочие группы, каждая получает задание, на выполнение которого даётся 5-10 минут. Выполняя полученные задания, учащиеся анализируют демографическую ситуацию в стране, знакомятся с особенностями населения Краснодарского края и станицы Раевской. После выполнения заданий учащиеся выступают с отчётами о выполненной работе и заполняют таблицу: Российская Федерация, Краснодарский край, станица Раевская: основные демографические показатели
Задание для первой группы Проанализируйте изменение численности населения в Российской Федерации, Краснодарском крае и станице Раевской. Сделайте выводы. Для работы используйте: График «Изменение численности постоянного населения Российской Федерации» Таблицу «Показатели изменения численности населения Краснодарского края»
Численность населения станицы Раевской в 2002 году составила 8039 человек, в 2010 году - 8440 человек.
Задание для второй группы Проанализируйте таблицу «Изменение численности мужчин и женщин»
Диаграмму «Число женщин на 1000 мужчин» В станице Раевской в 2002 году женщины составляли 52%, мужчины-48%, а в 2010 году- 53% и 47% соответственно.
Задание для третьей группы Сравните данные таблицы. Сделайте вывод. Возрастная структура населения РФ, Краснодарского края и станицы Раевской (в процентах)
Задание для четвёртой группы Проанализируйте диаграмму «Соотношение городского и сельского населения РФ» В Краснодарском крае 52, 9 % проживает в городах и 47, 1 % в сельской местности.
Задание для пятой группы Средняя плотность населения в России составляет около 9 чел./кв.км., в Краснодарском крае – 67, 2 чел./кв.км. Подсчитайте плотность населения в Раевском сельском округе, если общая площадь Раевского сельского округа (станица Раевская и хутор Убых) – 51206 га, а численность населения -8440 человек.
Задание для шестой группы Вспомните наиболее многочисленные народы России. Проанализируйте таблицу «Численность населения отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края (тыс. чел.)» в учебном пособии «География Краснодарского края. Природа. Экономика». Представители, каких национальностей преобладают в крае? Проанализируйте таблицу «Национальный состав станицы Раевской», составленную учащимися - членами научного общества. Ответьте на вопросы: Сколько национальностей проживает в станице? Какие из них наиболее многочисленные? Дети, каких национальностей учатся в вашем классе? Дискуссия по вопросам 1.В чём вы видите преимущества и недостатки жизни в городах и сельской местности? Что нужно сделать, чтобы устранить имеющиеся недостатки? 2. Какими путями должна решаться задача преодоления существенных социально-экономических различий между городом и деревней? И, исходя из этого, подумайте, как бы вы решали проблемы развития производства в сельской местности, социального переустройства своей станицы . 3. Чтобы вы предложили сделать, чтобы ваша станица была самой уютной благоустроенной и красивой, чтобы городские жители стремились жить в ней? 4. Что такое национальные проекты? Как они коснулись жителей нашей станицы? Конкретно ваших семей, школы, в которой учитесь? 5. Что вы можете сказать о национальном проекте в области демографии? Есть ли конкретные результаты после принятия этого проекта? К уроку проведено социологическое исследование среди жителей станицы разных возрастов, профессий, коренных и приезжих. Вопросы социологического опроса. 1.Ваш возраст? 2.Где и кем работаете? 3.Всегда жили в станице? Если приехали, то откуда? 4.Что Вы видите положительного в жизни на селе? 5.Какие Вы можете назвать недостатки жизни в сельской местности? 6. Какие произошли изменения за время проживания в станице? 7. Что вы можете предложить для улучшения жизни в своём населённом пункте? 8.Какие изменения произошли в станице после принятия правительством национальных проектов? Коснулись ли они конкретно Вас? На основе проведенного опроса готовится краткая справка о результатах социологического исследования. В данной справке подводят итоги опроса и по возможности делают вывод о том, насколько положение в нашей станице характерно для края, страны. Совпадают ли личные наблюдения с полученными данными. Подведение итогов урока Домашнее задание: выполнить творческую работу «Социально-демографический портрет моей семьи» |