Тема урока: Цветок. Строение и значение. Цель: ознакомление со строением цветка, его значением в жизни растения. Оборудования: таблица «Строение цветка», муляж «Цветок редьки», показ слайдов с применением ТСО, карточки – задания, магнитофон, диск План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление
5. Рефлексия
6. Д/З
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проведу я, Ефимова Людмила Васильевна. А с вами, я надеюсь, мы познакомимся в ходе нашей совместной работы.
Итак, сегодня мы будем работать по следующему плану:
1. Проверка знаний
2. Изучение нового материала
3. Закрепление.
4. Д/З
2. Актуализирование знаний
Действительно. Сегодня я хочу ознакомить вас со следующим органом растения о котором вы прекрасно знаете, вы это уже изучили. А как называется этот орган, нам поможет загадка. Ну-ка внимательно послушаем эту загадку. Если отгадаете, то это и есть тема нашего урока
3. Изучение нового материала.
Целью нашего урока является то, что мы должны ознакомиться со строением цветка, его значением в жизни растений. Итак, мы должны узнать:
Каково строение цветка?
Что такое соцветие?
Значение цветов в жизни растений?
Сегодня мы будем говорить о цветах. Пожалуй, не найдется человека, который не любил бы любоваться цветами. 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. И для этого вы тоже должны бережно относиться к природе, окружающей среде. Чтобы красота окружающего мира нас радовала. Беседа с учащимися. Строение цветка
Большинство цветков развиваются на цветоножках. Расширенная часть цветоножки называется цветоложе. Самая заметная часть цветка – венчик. Венчик – это совокупность лепестков. Венчик и чашечка образуют – околоцветник, который может быть простым и сложным. Если чашечка и венчик отличаются друг от друга по окраске, то называется двойным околоцветником (сложным), а если все одного цвета, то простым. Главные части цветка – пестик и тычинки. Рассмотрим строение тычинки. Вот длинная часть – тычиночная нить, на верхушке – пыльник, где созревются пыльца. А пестик состоит из следующих частей: завязь, столбик и рыльце.
Смотрите, как они хорошо защищены околоцветником.
Значит, околоцветник защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий окружающей среды. Также привлекает своей яркостью опылителей.
Оказывается, внутри у большинства цветков имеются и пестики, и тычинки. Цветы, имеющие пестик и тычинку называют обоеполыми.
Цветы имеющие либо пестики, либо тычинки называют однополые.
На основе этого различают пестичные (женские) цветки или тычиночные (мужские) цветки.
Растения на которых развиваются и пестичные, и тычиночные цветки называют однодомными
Растения на которых развиваются только пестичные или только тычиночные цветки, т.е. пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах называют двудомными растениями
Оказывается, они участвуют в образовании плодов, в которых созревают семена.
Из цветка образуются плоды и семена.
Понятие «соцветие». У тюльпана – крупные и одиночные цветы, а у сирени – мелкие, собраны в группы. Их много.
Ответ: Из далека они видны и привлекают насекомых. Оказывается такая группа цветков называют соцветием
Физкультминутка
Закрепление
Какая хорошая песенка. Вам понравилась?
О чем же эта песенка?
Рефлексия.
Ребята, мне кажется, что сегодня мы узнали много интересного. А так ли это? Заключение урока (отметки за урок)
Д/З. Мне понравилось сегодня с вами поработать, Спасибо. Не забудьте написать Д/З. Дома заполняйте кроссворд, а следующем уроке проверите.
|
1. Работа с карточками.
С помощью карточек проверим ваши знания. Перед вами лежат карточки
Ваша задача – заполнить «магический квадрат». Объясняю, что в «магическом квадрате» сумма строк и столбцов должна быть равна 34. Начнем работу. На эту работу я вам даю 3 минуты.
(Сбор карточек)
2. Фронтальный опрос.
А теперь фронтальный опрос.
Ребята, в этом учебном году в курсе биологии мы изучаем растения.
А как называется наука, изучающая растения?
Ответ: ботаника
На предыдущих уроках вы говорили о различных органах цветкового растения. Назовите их?
Смотрите, перед вами комнатные растения. Какие органы у них есть?
Ответ: корень, листья, стебель
Не зовёт на перемену И обратно на урок, Потому что это просто Голубой лесной цветок
Итак, открываем тетради, пишем сегодняшнюю дату и тему урока. 1 слайд Цветок. Строение и значение.
2 слайд А что мы должны узнать на уроке?
3 слайд Посмотрите, какие разные цветки у этих растений:
- они радуют нас своей красотой
- о них сочиняют стихи, поют песни
Все ли вы любите цветы? Ребята, а вы знаете, 2013 год каким годом объявлен у нас в России?
Интересно, все ли цветы имеют одинаковое строение? 4 слайд Расширенная часть цветоножки называется цветоложе. Венчик – это совокупность лепестков. Венчик и чашечка образуют – околоцветник 5 слайд Околоцветник
Простой Сложный
6 слайд
Тычинка – мужской орган цветка (условное обозначение – щит и копье) Из каких частей состоит тычинка? Пестик – женский орган цветка
(условное обозначение – зеркальце с ручкой)
Давайте рассмотрим эти части цветка на муляже. Этот цветок редьки. Из каких же частей он состоит. Ну-ка кто покажет? Теперь быстренько нарисуем схему строения цветка в тетрадях 7 слайд
Строение цветка
8 слайд
Цветки Однополые Обоеполые Пестичные Тычиночные одновременно
и тычинка,
и пестик
Н-р: томат огурец вишня
облепиха
9 слайд
Растения Однодомные Двудомные На одном растении пестичные цветы на
имеются одном, а тычиночные
пестичные и на другом
тычиночные
цветы
Н-р: кукуруза тополь
Ребята, мы написали тычинку и пестик главными частями цветка. А почему же их называют главными частями цветка? Значит, из цветка что образуется?
Вот давайте запишем функции цветка:
Запись в тетрадях. 10 слайд Цветок – генеративный орган растения (орган семенного размножения цветковых растений) Просмотр презентации
Скажите, чем отличаются цветки тюльпана и сирени? Почему же мелкие цветки собраны вместе? 11 слайд
Соцветие – группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке 12 слайд
Ох, как много нового мы сегодня узнали.
Давайте, отдохнем.
Сожмите пальцы в кулачки. По счету разжимаем и сжимаем пальцы.
1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять
1,2,3,4,5 в домик спрятались опять
Давайте закрепим наши знания
У вас на партах имеются части цветка, вырезанные из бумаги. Из этих частей попробуем собрать целый цветок. Будьте внимательны на разных партах разные части цветка. Ваша задача: я буду называть названия органов, у кого имеется этот орган, он должен прикрепить этот орган на доске общим магнитом. Какой красивый цветок у нас получился. Молодцы, ребята!
А теперь, давайте споем песню о сегодняшнем уроке. 13 слайд Песня «Строение цветка» под музыку песни мамонтенка из мультфильма «Как мамонтенок искал маму» Выступление ребят Песня «Строение цветка»
И вот перед нами строенье цветка,
Давайте посмотрим, что есть в нем и как.
Цветок состоит из частей,
Запомните их поскорей.
Припев:
Вот здесь цветоножка,
Затем цветоложе,
Тут столбик и пестик, тычинки есть тоже.
А там лепестки, чашелистик.
И пыльник, и завязь, и рыльце 15 слайд
Давайте послушаем ваши мнения: Как бы вы закончили это предложение:
Было интересно, узнал(а) много …
16 слайд
Повторить параграф 23.
Выучить строение цветка
Заполнить кроссворд.
17 слайд
| |