6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА
Рассмотрена на заседании МО учителей _химии,биологии,географии Пр №1 от 27.08.13
| Утверждена на заседании Педагогического совета Пр№1 от 29.08.13
| Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 33 г.Липецка
И.В.Знаменщикова Приказ№245от 29.08.13
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 6 класса.
Составитель программы:
учитель географии МБОУ СОШ№33
Винникова С.В.
2013--2014 учебный год
Пояснительная записка
В планировании 6 класса рассмотрение курса соответствует программе для общеобразовательных школ. Перестановки и исключение тем не предусмотрены и не прослеживаются.
Федеральный базисный план включает 1 час географии в неделю. Второй час дается из регионального компонента, подразумевая краеведческий компонент.
Основной целью учебной географии является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. Основная цель курса «Начальный курс географии» – формирование современной географической картины мира и современного географического мышления. Особое внимание уделяется развитию географической культуры – географическому языку, картографическим умениям и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческой основе географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учетом возрастных интересов шестиклассников. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников.
Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новый этап своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли. Количество часов на год 68, 2 часа в неделю, резерв времени 2 часа. Практических работ 12.
Планирование составлено на основе: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. Т.П. Герасимова. Начальный курс изучения географии – М.: Дрофа, 2004. Учебник Герасимова Т.П. начальный курс географии: Учеб.для 6 кл. общеобразоват.учреждений-Дрофа..
При изучении курса 6 класса, в частности знакомство с предметом, закладка основ географии используется следующее оборудование: учебник для 6 кл., карты атласа 6 кл., контурная карта для формирования навыков работы на ней, практической работы, настенные тематические карты, иллюстрации для 6 класса (тематические).
Уровень подготовки учащихся:
Умения называть и (навыки) показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов
- форму и размеры Земли
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан
- строение Земли
- основные формы рельефа суши и дна океана, их различия по высоте
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы, их строение, состав и свойства
- компоненты ПТК
- правила поведения в природе
2.Приводить примеры
- характерных природных явлений в географических оболочках
- связи между элементами погоды
- меры по охране природы в своей местности
- взаимодействие компонентов географических оболочек
- из истории географических исследований и открытий 3. Умение определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра
- стороны горизонта -ориентироваться на местности, по плану и карте
- абсолютные и относительные высоты
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, к/к
- по карте ГП объектов
- фенологические сроки начало времен года
4. Знать и уметь описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность, животный мир), их использование и изменение человеком
5. Объяснять:
- особенности рельефа, климата, вод, бикомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере совей местности) Литература:
Никонова М.А., Данилов П.А.. Землеведение и краеведение. М.: «Академия», 2000
Берлянд А.М., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М. Физическая география. М.: Просвещение,1994
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. М.: Просвещение, 2000
Селищев Е.Н. География для любознательных. Ярославль, 2006
Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. М.: Просвещение 1994
Максимов Н.А. За страницами географии. М.: Просвещение 1993
Учебно-тематический план
Тема
| Кол-во часов
| ВВЕДЕНИЕ.
География – древняя мировоззренческая наука. Кто такие географы, чем они занимались прежде и чем занимаются теперь. Содержание и структура современной географической науки.
| 3
| РАЗДЕЛ 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
Особенности разных видов изображения земной поверхности.
| 14
| Тема 1. План местности. Условные знаки плана. Масштаб плана. Съемка местности. Построение плана местности.
| 7
| Тема 2. Географическая карта. Понятия карта. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Географические координаты. Изображение на карте географических объектов. Шкала высот и глубин.
| 7
| РАЗДЕЛ 2 ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. Внутренне строение Земли. Горные породы. Виды движения Земли.
| 41
| Тема 1. Земная кора. Понятие «литосфера». Минералы и горные породы. Жизнь разных типов горных пород. Основные группы горных пород: осадочные, магматические и метаморфические. Виды рельефа суши и дна океана. Рельеф своей местности.
| 9
| Тема 2. Гидросфера. Мировой круговорот воды. Понятие «гидросфера». Единство и части гидросферы. Ледники: образование и типы (горные и покровные, древние и современные). Подземные воды. Стихийные природные явления.
| 15
| Тема 3. Атмосфера. Понятие об атмосфере. Слои атмосферы. Роль озонового слоя для жизни на Земле. Нагрев атмосферного воздуха. Различия в нагреве и изменение атмосферного давления. Атмосферное давление и его измерение. Понятие «ветер». Направление и сила ветра. Бризы. Пассаты. Муссоны. Западные ветры. Представление о метеорологических приборах.
| 12
| Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера – оболочка жизни. Понятие «биосфера». Границы биосферы. Человек и биосфера. Воздействие человека на биосферу. Круговороты в биосфере. Жизнь в океане. Распределение жизни в океане с глубиной и географической широтой. Система живых организмов в океане. Жизнь на суше. Лесные и травяные сообщества и их типы. Понятие «тайга», «широколиственные леса», «влажные тропические леса», «саванны», «степь».
| 2
| Тема 5 Взаимосвязи компонентов природы. Почва – система, связующая неживую и живую природу. Основные свойства почв. Почвы естественные и искусственные. Понятие о почвенной эрозии и борьбе с ней.
| 3
| РАЗДЕЛ 3 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ. Города на пути в будущее. Понятия «сельская местность», «город». Экологические проблемы современных городов. Численность населения Земли. Человеческие расы.
| 3
| ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ ИТОГО:
| 7
68
| Календарно – тематическое планирование
№
| Дата
| Тема
| Кол-во часов
| Практические работы
| УУД
| ВВЕДЕНИЕ
| 3
| 1
| 6а,б-3.09
6в,г-4.09
| Что изучает география
| 1
| ПР «Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой. Оформление календарей погоды» (Данная практическая работа не оценивается, т.к. подготовительный этап)
ПР «Экскурсия по изучению форм земной поверхности» (Переносится на конец учебного года)
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 2
| 6б,г-6.09
а-4.09
в-5.09
| Развитие географических знаний о Земле. Семенов Тян Шанский – наш земляк
| 2
| ПР «Нанесение на к/к маршрутов Ф. Магеллана, Х.Колумба»
ПР «Надписать название материков и океанов» (практические работы не проводятся, т.к. учащиеся не знакомы с приемами работы на к/к)
| 1.2;2.3;3.1
| РАЗДЕЛ 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
| 14
| Тема 1. План местности | 7
| 4
| А,б-10.09
В,г11.09
| Что такое план местности. | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 5
| 6б,г13.09
а-11.09,в-12.09
| Масштаб плана. Работа с планом нашего района. | 1
| ПР «Топографический диктант (проверка знаний условных знаков)»
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 6
| А,б-17.09
В,г-18.09
| Ориентирование на местности и по плану. | 1
| ПР «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними»
| 1.2;2.3;3.1
| 7
| Б,г-20.09
а-18.09
б-19.09
| Изображение неровностей земной поверхности по плану. | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 8
| А,б-24.09
В,г-25.09
| Съемка местности. Способы глазомерной съемки. | 1
| ПР «Глазомерная съемка небольшого участка »
«Ориентирование на местности» (Данные практические работы объединяются и выставляется одна оценка)
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 9
| а-25.09.в-26.09
г-27.09
| Составление плана пришкольного участка | 1
| 1.2;2.3;3.1
| 10
| Чтение планов местности. Урок обобщения знаний по теме: «План местности» | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| Тема 2. Географическая карта | 7
| 11
| 4.10
| Глобус – модель Земли. Местоположение города Липецка на глобусе. | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 12
| 15.10
| Географические карты
| 1
| ПР «Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объетов» (работа не оценивается, т.к. идет обучение)
| 1.2;2.3;3.1
| 13
14
|
18.10
22.10
| Градусная сетка Географическая широта, долгота, географические координаты города Липецка. | 2
| ПР «Обучение определению направлений по карте» (не оценивается, т.к. процесс обучения)
ПР «Проведение на к/к меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. Определение географических координат объектов»
| 2.7;3.1.8;4.2
| 15
|
25.10
| Изображение высот и глубин на физических картах | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 16
| 29.10
| Как используются планы местности и географические карты. | 1
| ПР «Характеристика карты (или ее части) своей местности»
| 2.7;3.1.8;4.2
| 17
| 1.11
| Урок обобщения знаний по разделу: «Изображение земной поверхности» | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| РАЗДЕЛ 2 ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ | 41
| Тема 1. Земная кора | 9
| 18
| 5.11
| Строение Земли | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 19
|
8.11
12.11
| Породы, слагающие земную кору. Горные породы Липецкой области. | 2
| ПР «Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам и плану)»
| 2.7;3.1.8;4.2
| 21
| Движения земной коры | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 22
| 15.11
| Вулканы. Горячие источники, гейзеры | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 23
24
| 19.11
26.11
| Разнообразие рельефа земной коры. Рельеф суши. Горы Равнины суши. Рельеф Липецкой области. | 2
| ПР «Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин обозначение на контурной карте» (можно проводит в течение двух уроков, оценивается одной оценкой) ПР «Изучение рельефа своей местности» (переносится на весеннюю экскурсию)
| 2.7;3.1.8;4.2
| 25
| 29.11
| Рельеф дна мирового океана | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 26
| 3.12
| Урок обобщения знаний по теме «Земная кора» | 1
| ПР «Обозначение на к/к названных объектов рельефа (на протяжении нескольких уроков). Описание земной коры (не затрагивается, т.к. 6 кл)»
| 1.2;2.3;3.1
| Тема 2. Гидросфера | 15
| 27
| 6.12
| Что такое гидросфера | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 28
|
10.12
| Мировой океан | 1
| ПР «Характеристика карты океанов» (устная ПР, оценивается выборочно)
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 29
30
31
32
| 13.12
17.12
20.12
23.12
| Части Мирового океана Свойства вод Мирового океана Волны в Океане Течения в Океане | 4
| ПР «Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова (по выбору), обозначение их на контурной карте» (можно продолжать на нескольких уроках, т.к. большой объем, оценивается одной отметкой с предыдущей работой порельефу)
ПР «Определение по карте расстояний (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря»
| 1.2;2.3;3.1
| 33
| 27.12
| Изучение и охрана Океана | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 34
| 10.01.2014г
| Воды суши. Подземные воды Липецкой области. | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 35
| 14.01
| Река и ее части. | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 36
| 17.01
| Характер рек Липецкой области. | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 37
| 21.01
| Питание рек Липецкой области | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 38
| 24.01
| Озера | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 39
| 28.01
| Ледники | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 40
| 31.01
| Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 41
| 04.02
| Урок обобщения и контроля знаний по теме «Гидросфера» | 1
| ПР «Изучение подземных и поверхностных вод своей местности» (данная ПР будет изучаться в комплексе весенней экскурсии)
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| Тема 3. Атмосфера | 12
| 42
| 07.02
| Атмосфера, ее строение | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 43
| 11.02
| Атмосферное давление | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 44
45
| 18.02
21.02
| Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Изменение температуры в Липецкой области. | 2
|
| 1.2;2.3;3.1
| 46
| 25.02
| Ветер | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 47
| 28.02
| Водяной пар и облака. Виды облаков на сегодняшний день в нашем городе. | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 48
| 04.03
| Атмосферные осадки | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 49
| 07.03
| Погода нашего региона. | 1
| ПР «Обработка метеорологических наблюдений: составление графиков атмосферного давления и температуры, розы ветров, диаграмм облачности и осадков» (ПР проводится на нескольких уроках с построения графиков температур урок 44)
| 1.2;2.3;3.1
| 50
| 11.03
| Климат | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| 51
| 14.03
| Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| 52
|
18.03
| Причины, от которых зависит климат вашей местности | 1
| ПР «Описание климата своей местности. Описание атмосферы»
| 1.2;2.3;3.1
| 53
| 21.03
| Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера» | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле | 2
| 54
| 25.03
| Распространение организмов. | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 55
| 01.04
| Воздействие организмов на земные оболочки на примере Липецкой области. | 1
| ПР «Описание растительного и животного мира, почв своей местности» (данная ПР изучается в комплексной весенней экскурсии)
| 2.7;3.1.8;4.2
| Тема 5 Взаимосвязи компонентов природы | 3
| 56
57
58
| 04.04
08.04
11.04
| Природный комплекс. Природный комплекс своей местности. Воздействие человека на природный комплекс. | 3
| ПР «Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года» (перенесена на ранее изучение по календарю погоды)
ПР «Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком»
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| РАЗДЕЛ 3 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ | 3
| 59
| 15.04
| Население Земли. Численность населения Земли. Расовый состав. Равенство рас. | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 60
| 18.04
| Населенные пункты. Рассмотрение Липецкой области. | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 61
| 22.04
| Население и природа Земли | 1
|
| 2.1;3.1;4.1;4.2
| ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ | 5
| 62
| 25.04
| Главные особенности оболочек Земли | 1
|
| 1.2;2.3;3.1
| 63
64
65
| 29.04
06.05
13.05
| Воздействия человека на природу нашей местности. Экскурсия «ПК своей местности». | 3
| ПР «Составление полного описания географического комплекса совей местности»
| 1.2;2.3;3.1
| 66-68
| 20.05
23.05
30.05
| Что можно узнать по плану местности и географической карте | 1
|
| 2.7;3.1.8;4.2
| |