1. Цель и задачи дисциплины: подготовить гигиениста стоматологического, владеющего методами проведения профилактики основных стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Проведение стоматологических осмотров населения.
Выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний.
Осуществление профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом уровнях.
Осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
Гигиенист стоматологический должен знать и уметь использовать.
Анатомию, физиологию зубочелюстной системы.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности строения зубочелюстной системы.
Методы контроля за перекрестной инфекцией на амбулаторном стоматологическом приеме.
Основы микробиологии, состав микрофлоры полости рта.
Меры профилактики заражения врача, среднего медицинского персонала и пациента на амбулаторном стоматологическом приеме.
Принципы профилактики боли на амбулаторном стоматологическом приеме, медикаментозные средства для премедикации.
Порядок и методы обследования стоматологических больных, критерии оценки состояния твёрдых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта, гигиенического состояния полости рта.
Основы эпидемиологии, распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний.
Принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследования населения, его цели, задачи, методики, регистрацию данных.
Этиологию, патогенез, клиническую картину и способы диагностики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).
Методы и средства профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).
Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.
Принципы диспансеризации населения у стоматолога.
Общие принципы диагностики и лечения повреждений зубов, челюстных костей и мягких тканей челюстно-лицевой области.
Изменения в полости рта при сопутствующих соматических заболеваниях.
Основные принципы диагностики, лечения, диспансеризации больных с опухолями и опухолеподобными образованиями челюстно-лицевой области; принцип онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.
Уровень компетентности:
Овладение знаниями по предмету «Стоматологические заболевания с основами профилактики» на уровне, обеспечивающем современные представления о стоматологической заболеваемости среди населения и о методах и средствах профилактики основных стоматологических заболеваний. Коммуникативность:
Уметь профессионально использовать знания и современные достижения по профилактике стоматологических заболеваний при общении с коллегами и проведении профилактических мероприятий среди пациентов. Гигиенист стоматологический должен иметь навыки:
Проведения профилактических осмотров детей и взрослых.
Регистрации состояния твёрдых тканей зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, гигиены полости рта.
Регистрации данных эпидемиологического стоматологического обследования.
Диагностики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий).
Выявления и устранения факторов риска основных стоматологических заболеваний.
Применения методов и средств первичной профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов, некариозных поражений твердых тканей зубов, болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, зубочелюстных аномалий) среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровне.
Оказания первой помощи при травмах и повреждениях челюстно-лицевой области.
Осуществление принципа онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.
Осуществление мер предосторожности заражения гепатитом и ВИЧ -инфекции на стоматологическом приеме.
Гигиенист стоматологический должен иметь представление:
о стоматологической заболеваемости населения зарубежных стран и России и тенденции их развития;
об опыте и эффективности профилактической стоматологии за рубежом и в России.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины.
Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественно-научным и клиническим дисциплинам, в том числе по: анатомии и физиологии человека, микробиологии, первой медицинской помощи, организации здравоохранения, клиническому материаловедению, гигиене полости рта, стоматологическому просвещению. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
| Семестры
|
| часов
| II
| III
| IV
| Общая трудоемкость дисциплины
| 745
| 321
| 196
| 228
| Аудиторные занятия:
| 497
| 229
| 112
| 156
| - лекции, семинары
| 41
| 16
| 14
| 11
| - практические занятия
| 456
| 213
| 98
| 145
| Самостоятельная работа
| 248
| 92
| 84
| 72
| Формы текущего контроля
| тестирование, решение ситуационных задач, собеседование, контроль мануальных навыков
| * экзамен после IV семестра
4.Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№
| Разделы дисциплины
| Количество часов
| Всего
|
|
| Лекции,
семинары
| Пр.зан.
| Самост
работа
|
| 1.
| Эпидемиология стоматологических заболеваний
| 3
| 34
| 18
| 55
| 2.
| Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта.
| 5
| 61
| 18
| 84
| 3.
| Кариес зубов. Методы и средства профилактики кариеса.
| 11
| 146
| 44
| 201
| 4.
| Очаговая деминерализация эмали.
| 2
| 12
| 12
| 26
| 5.
| Некариозные поражения твердых тканей зубов. Профилактика некариозных поражений.
| 2
| 19
| 18
| 39
| 6.
| Болезни пародонта. Профилактика воспалительных заболеваний тканей пародонта.
| 3
| 25
| 18
| 46
| 7.
| Зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧА). Методы профилактики ЗЧА.
| 3
| 18
| 18
| 39
| 8.
| Заболевания слизистой оболочки полости рта. Профилактика заболеваний слизистой оболочки.
| 3
| 18
| 18
| 39
| 9.
| Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.
| 3
| 21
| 18
| 42
| 10.
| Травмы и повреждения челюстно-лицевой области.
| 1
| 11
| 12
| 24
| 11.
| Опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области.
| 1
| 5
| 12
| 18
| 12.
| Профилактика боли в стоматологии. Основы премедикации.
| 1
| 5
| 12
| 18
| 13.
| Диспансеризация населения у стоматолога. Санация полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний.
| 1
| 11
| 12
| 24
| 14.
| Особенности проведения профилактики среди различных групп населения.
| 2
| 70
| 18
| 90
|
| ВСЕГО
| 41
| 456
| 248
| 745
| |