Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»
Урок – экскурсия
Цель: научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам. Учить делать выводы из наблюдений, развивать познавательный интерес, речевые умения, внимание. Воспитывать культуру поведения в природе.
Оборудование: этикетки с названиями деревьев
Планируемый результат
Дети учатся:
- определять признаки деревьев
- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков
- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии
-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации
Умения характеризующие достижение результата:
-определять признаки деревьев,
выстраивать план наблюдения и фиксировать результаты;
- следовать инструкции
- делать обобщения
Подготовка к экскурсии.
Экскурсия проводится в январе. Место проведения экскурсии - школьный сад. Перед экскурсией учитель развешивает на деревья этикетки с названиями.
Ход урока - экскурсии
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Актуализация знаний. Мотивация. (проводится в классе)
| -Послушайте отрывок из стихотворения замечательного поэта Фёдора Тютчева.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... - Что описал поэт в своём стихотворении?
- Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.
|
- Зиму
| Личностные УУД: смыслообразование
КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем
| Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.
| Детям предлагается по силуэтам на слайдах попробовать определить некоторые виды деревьев (тополь, осина, липа)
Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.
- Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? На какие внешние признаки нам необходимо обратить внимание?
| Предположения детей
- Мы не можем определить, какое дерево изображено на слайде.
- нам необходимо обратить внимание на:
А) ствол, кору дерева
Б) рассмотреть крону дерева
В) обратить внимание на наличие плодов
Г) обратить внимание на расположение почек
| Личностные УУД:
самоопределение.
Познавательные УУД: общеучебные
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками
| Планирование деятельности.
| Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии
Распределяет детей по группам (не более четырёх человек)
Каждой группе выдаётся рабочий лист:
Внимательно прочитай загадку, отгадай её
Найди нужное дерево
Внимательно рассмотри, как выглядят:
- Ствол, какого цвета кора
- Как расположены ветви дерева?
- Если плоды? Как они выглядят?
- Рассмотри и зарисуй, как расположены почки
Расскажи одноклассникам что ты узнал о своём дереве.
|
| Регулятивные УУД:
целеполагание
| Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.
| Перед тем как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детей можно построить в круг и напомнить им цель экскурсии.
| Исследование в малых группах
| Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками;
познавательные: построение логической цепи рассуждений
| Аналитический.
|
| Каждая группа называет, показывает и рассказывает о дереве. Возможны дополнения учителя. Делается снимок дерева.
| Коммуникативные :
взаимодействовать (сотрудничать)
Регулятивные: самоконтроль, самооценка.
| Рефлексия
| - Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока.
- Какие же деревья изображены на слайдах?
- Продолжите высказывание:
- Я сегодня узнал …
- Мне понравилось …
- Было интересно …
- Я бы хотел узнать …
| Высказывания учащихся
| Регулятивные: самоконтроль, самооценка.
| Материал к уроку
Стоит Аленка- платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза)
У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи, которые идут поперек ствола. Оказывается это чечевички - специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.
Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов о ней сложено! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня ж все обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
У липы ствол черный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку.
Полезен и ароматен чай с липовым цветом. А о вкусовых и лечебных свойствах липового меда и говорить не приходится.
Из коры липы в старину плели лапти, да и сейчас их делают для сувениров.
Ягоды - не сладость,
Зато глазу - радость.
И лесам – украшение,
И дроздам – угощение.
(Рябина) Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
(Осина)
Осину можно узнать по гладкому и очень зелёному по сравнению с другими деревьями стволу. Он у неё ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.
Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это - Мы от этого чихаем. (тополь)
Каждый год на нем с охотой Вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет На всего один полет. (клен) |