Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия)





Скачать 334.4 Kb.
НазваниеОсновные категории политической науки (Раздел учебного пособия)
страница1/3
Дата публикации02.07.2013
Размер334.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ (Раздел учебного пособия)

М.В.Ильин, А.Ю.Мельвиль, Ю.Е.Федоров

Полис, 1996, 4, 15

ИЛЬИН Михаил Васильевич, МЕЛЬВИЛЬ Андрей Юрьевич, ФЕДОРОВ Юрий Евгеньевич — профессора кафедры политологии Московского государственного института международных отношений МИД РФ .

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня у нас политическая наука — общепризнанная учебная дисциплина. Преподается практически во всех высших учебных заведениях страны и даже в ряде средних. Но так было не всегда. Еще каких-нибудь 15-20 лет назад желающий изучать политическую науку молодой человек мог бы услышать от своего профессора, что так называемая политология — это "все буржуазные выдумки", а политику, как и в целом надстройку над экономическим базисом, изучают в рамках исторического материализма и научного коммунизма. Существовала, правда, и прежде Советская ассоциация политических наук, созданная в 1955 году, но она включала узкий круг "советников вождей" да сотрудников академических учреждений, которым приходилось действительно заниматься исследованием отдельных проблем политики на уровне, соотносимом с достигнутым мировой политологией. В позднебреж-невские времена состав ассоциации несколько расширился, стали возникать ее отделения. Членство в ассоциации позволяло хоть немного расширить весьма относительную профессиональную автономность отечественных исследователей политики.

Перестройка принесла оживление интереса к политике, ставшего, увы, слишком поверхностным и "радикальным" по чисто внешним проявлениям. Вообще само понятие радикализма получило у нас крайне искаженную трактовку. В его основе лежит латинское слово radix — "корень", которое во множественном числе (radices) также означало "основания, происхождение, начала". В данном понимании быть радикалом и должно было бы указывать на способность и стремление дойти до самой сути, обратиться к истокам проблем, упорно и последовательно работать ради этого. Такая исходная идея оказалась вытеснена представлением о быстрой и "решительной", т.е. необдуманной и спонтанной, реакции на острый вызов. Вот и интерес к политике и политологии последнего десятилетия получился "радикальным". Возобладала наивная вера в то, что понять и освоить политику, а также утвердить политологию как академическую дисциплину будет крайне легко. Были бы желание и "воля". Были бы сняты гласные и негласные запреты.

Результатом стало появление весьма незамысловатой "политологии", где прежние "ложные" выводы были немедленно и "радикально" заменены на прямо противоположные. Замена знака оценки не была, однако, сопряжена с прояснением фундаментальных начал политики и методологии, ее анализа. Бытовавшие представления о том, что политику что-то "детерминирует" (не экономика, так "цивилизация", не требования классовой борьбы, так "общечеловеческие ценности"), что "объективные законы" всемогущи и истинны, а отдельные граждане и их организации руководствуются эгоистическими и ложными интересами, оказались воспроизведены почти со стопроцентной точностью, хотя и в несколько ином идеологическом оформлении.

За прошедшие с того времени годы все больше людей начинает сознавать, что становление в нашей стране политологии как научной и учебной дисциплины немыслимо без возрождения отечественных традиций изучения политики и без включения в мировой контекст развития политических наук и их преподавания. А это означает учет результатов по меньшей мере полутора столетий работы наших соотечественников и примерно такого же по продолжительности периода существования политологических кафедр и факультетов в университетах Запада.

Авторы данного учебника намереваются использовать позитивный опыт российских и зарубежных предшественников. Содержание и структура предлагаемого учебного пособия отражают практический опыт преподавания комплекса политических наук, накопленный на кафедре политологии МГИМО (Университета) МИД РФ, которая была создана совершенно заново в 1990 году усилиями политологов, работавших прежде в институтах Академии наук. В своей педагогической деятельности сотрудники кафедры ориентируются на мировой опыт изложения материала, стараясь учитывать наиболее успешные и зарекомендовавшие себя программы и учебники, разработанные в ведущих университетах США и Европы, а также труды российских политических мыслителей, нередко, к сожалению, малоизвестные в своем собственном Отечестве.

Отчасти эта последняя проблема уже начинает решаться за счет постепенного переиздания старых книг и публикаций переводов. К сожалению, учебная литература пока еще слабо учитывает потребность как в восстановлении отечественных традиций, так и в знакомстве с достижениями зарубежной политологии. При всем обилии появившихся у нас в последние годы учебников и учебных пособий по основам политологии и введению в политическую науку, политологических словарей и справочников даже способные их проштудировать студенты вряд ли получат сколь-ни-будь полную картину современных политических наук. И дело тут не в недостатках самих учебников и справочников. Эклектичность построения многих из них, случайность привлекаемого материала, приблизительность и грубость в трактовке основных понятий вполне естественна и извинительна для начального этапа восстановления политологии в нашей стране. Авторы, которые рискнули создавать учебники в столь непростое время, сделали важное усилие, которое еще предстоит по достоинству оценить. Пройдет, вероятно, еще немало лет, пока в нашей учебной и справочной литературе удастся изжить противоречивость изложения и расплывчатость понятий, а также избавиться от налета провинциальности, компенсируемой "радикализмом" формулировок.

Авторы понимают трудность своей задачи, связанную с тем, что в России сейчас, как никогда, требуется отчетливое изложение и раскрытие ключевых категорий, концепций и гипотез политической науки, без знания и понимания которых трудно представить себе квалифицированного специалиста, способного эффективно работать в государственных институтах и крупных частных структурах, заинтересованных в анализе политических событий внутри и вне страны, на равных участвовать в научных дискуссиях с зарубежными коллегами, трудиться в международных организациях.

Вместе с тем авторы сознательно игнорировали распространившиеся в последнее время попытки создания некоей уникальной "российской политологии", круто замешанной на национал-патриотических, великодержавных, т.н. "неоевразийских" концепциях, а точнее мифологиях. Эта позиция объясняется не их интеллектуальной предзаданностью, а убеждением в том, что научные знания в любой области, будь то математика, физика, экономика или политика, не могут быть "прописаны" в изолированные национальные "квартиры". Они делятся на концептуальные школы, хотя на то, как оформляются понятия и логика работы с ними, существенно воздействуют язык, культура и академическая традиция ученых. Будучи при своем зарождении сопряженными с той страной, к которой принадлежат их создатели, научные идеи становятся общим достоянием, "переводятся" в понятия и термины иных академических традиций или же получают новую жизнь в других культурах и языках. Потому нет и не может быть самодостаточной и уникальной российской, американской, немецкой или, например, индийской политической науки. Род людской един. Бдины и человеческие знания о мире, в котором все мы живем, а значит и о важнейшей составляющей человеческого существования — политике. И хотя каждая культура, научная школа, даже каждый политолог и гражданин имеют свои специфические способы и формы представления знаний о политике, политология как наука, как общее творение и достояние "республики ученых" по своему содержанию структурируется в зависимости от избранного исследовательского подхода и инструментария. К числу их относятся структурно-функциональное и институциональное направления, психоанализ, культурно-цивилизационный и социологический подходы, концепции, разработанные Карлом Марксом и Максом Вебером, Борисом Чичериным и Толкоттом Парсонсом и многими другими выдающимися умами.

В значительной степени задачу подготовки учебника облегчает сама мощь и глубина традиций осмысления политики. Еще Аристотель, а вслед за ним и другие блистательные мыслители считали политическую науку высочайшим из знаний. Уже в древнейшие времена были поставлены многие из тех проблем, над которыми продолжают биться и наши современники. Что такое политика и чем она отличается от других аспектов человеческой жизни? Какую роль в политике играют власть и авторитет, разум и убеждение? Что общего в разных политических системах и что в них различного? Как люди ведут себя в сфере политики? В чем особенности "человека политического"?

"Надо, вероятно, признать, что высшее благо относится к ведению важнейшей науки, которая главным образом и управляет. А такой представляется политика. Она ведь устанавливает, какие науки нужны в полисе, что и в каком объеме должен изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, а именно умения в военачалии, хозяйствовании и красноречии — подчинены политике. А поскольку эта наука о полисе пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от которых воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, а следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей вообще".

Аристотель"Никомахова этика"

"Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа — это политика, или королевская мудрость. И из всех наук она наиболее пристойна королям и их советникам".

Юрий Крижанич

Политическая мысль накопила огромное богатство идей, которые изучаются в рамках специальной политологической дисциплины — истории политических учений. Однако при всей значимости достижений эллинской и римской античности, великолепных памятников ближневосточной, индийской и дальневосточной политической мысли, основы политической науки были заложены в Западной Европе, когда в самое плодоносное время "осени средневековья", с середины XIII в. на основе схоластики, выработавшей безукоризненную строгость интеллектуальной работы, возникает ученая дисциплина, которая именуется или ars politico. — "политическое искуство" (Альберт Великий), или scientiapolitico. — "политическая наука" (Фома Аквинский), или doctrinapolitica — "политическое учение" (Лауро Гвирини), или даже sanctissima civilis scientia — "божественнейшая гражданская наука" (Себастьян Брант). Понадобилось немало времени, чтобы эта "политическая наука" после ряда трансформаций превратилась в современную политологию, подобно тому, как средневековая алхимия породила вполне научную химию.

Во второй половине XIX в. европейские и американские университеты начинают открывать профессорские кафедры, а затем и факультеты (школы) политологии. С начала нынешнего века создаются профессиональные объединения политологов. Американская ассоциация политической науки (American Political Science Association), основанная в 1903 г., стала одной из первых. В течение 2-3 десятилетий подобные объединения возникли в большинстве стран с сильными академическими традициями. Однако повсеместная и, так сказать, официальная институционализация политической науки приходится на период после второй мировой войны. В 1949 г. создается Международная ассоциация политических наук. Теперь уже ни один уважающий себя западный университет не обходится без кафедры, а то и факультета политической науки. Само понятие политологии (политической науки) закрепляется в академическом лексиконе. Происходит ее методологическое обновление, развитие отдельных отраслей, дисциплин и научных школ.

Авторы данного пособия исходят из того, что при разработке новых курсов по политической науке и входящим в нее научным и учебным дисциплинам есть все основания опираться на уже имеющиеся традиции их преподавания в ведущих мировых университетах. В Сорбонне и Оксфорде, Колумбийском университете и Стэнфорде, Гарвардском университете и Беркли (этот список легко можно продолжить) курсы дисциплин, преподаваемых на факультетах политической науки, как правило, включают изучение национальной (т.е. французской, английской, американской и т.д.) политической системы, сравнительную политику (политологию), историю политических идей и политическую философию, политическую теорию, политическую социологию и политическую психологию, часто — международную политику.

Во многих ведущих университетах мира студенты, изучающие политическую науку, начинают с вводного курса, знакомящего их с основными понятиями и категориями, используемыми при анализе политических явлений и процессов. Преподавание политологических дисциплин в МГИМО построено по аналогичному принципу. Вначале наши студенты знакомятся с базовыми категориями политической науки, входят в курс общей политологической проблематики, а затем приступают к более глубокому изучению отдельных дисциплин политической науки (история политических учений, современные политические теории, политическая психология, политическая социология, сравнительная политология, прикладная политология, политическая система и политические процессы в России и др.).

В ходе вводного курса наши студенты знакомятся с такими базовыми понятиями и категориями политической науки, как политика и политическая власть, личность в политике, политическое поведение и политическое участие, политическая система, политические институты и процессы, политическая идеология и политическая культура, политическое развитие и модернизация, демократия и демократизация и др.

Разумеется, авторы не стремились, да и не могли стремиться к описанию и, тем более, анализу всех направлений современной политической науки или ее "основ". Подобная задача может решаться лишь в ходе всего процесса обучения и составляет, собственно говоря, его цель. Действительно, лишь после успешного окончания МГИМО или другого вуза аналогичного профиля можно говорить о том, что студент овладел, причем лишь в первом приближении, основами политической науки. В данном учебном пособии основное внимание сконцентрировано на тех категориях и гипотезах, которые вызывают наибольшие трудности для понимания и одновременно представляют наибольшую важность для подготовки студентов к самостоятельному чтению современной политологической литературы и освоению тех или иных специфических политических дисциплин.

Первые подходы к изучению политических дисциплин в их современном виде весьма сложны. Эти трудности связаны с несколькими обстоятельствами.

Прежде всего студенты зачастую сталкиваются с определенными методологическими изъянами в самом преподавании этих дисциплин. Преподаватели нередко поддаются искушению изложить собственное мнение относительно развития политической ситуации в России или где-либо еще, а также поделиться своей точкой зрения на особенности российского исторического пути. Такие рассуждения, как правило, с интересом воспринимаются студентами, но они крайне мало могут дать для овладения научными основами политического анализа.

Другая трудность заключается в том, что слушатели часто ожидают от политической науки немедленных практических рекомендаций или прогнозов в той или иной области политической деятельности. Такие ожидания вполне естественны. В условиях напряженности, характерной для периода крутых социально-экономических изменений, общественное мнение пытается найти ответы на острые вопросы, обращаясь, в частности, к результатам научных исследований, ожидая от ученых, что они подскажут, что именно должно быть сделано для стабилизации общества. Не преодолена до сих пор и наивная вера в то, что наука способна разработать рецепты беспроигрышной стратегии, способной принести успех в любой ситуации.

Подобные ожидания во многом стимулируются многочисленными публикациями в средствах массовой информации, а также разного рода разработками, принадлежащими перу людей, гордо, хотя часто безо всяких на то оснований, именующих себя ''политологами". В России, особенно в период предвыборных камланий, эпидемия подобных публикаций достигает невиданного размаха. Однако сопоставление результатов выборов или иных элементов политического процесса с выводам и прогнозами упомянутых "политологов" свидетельствует, как правило, либо о несостоятельности последних, либо о том, что их заключения не выходят за рамки банальных, самоочевидных размышлений, закамуфлированных подчас квазинаучной терминологией. В этом своем качестве такого рода публикации и разработки дискредитируют политическую науку.

Дело здесь не только и не столько в уровне компетентности "экспертов" и "аналитиков", сколько в том, что политическая наука по самой своей природе не является набором рекомендаций, предназначенных для непосредственного практического использования. Цель политологических дисциплин — вовсе не в том, чтобы разработать сценарий, обеспечивающий приход к власти, победу на выборах или способ разрешения того или иного конфликта. Политологи, политические ученые — отнюдь не имиджмейкеры или консультанты по политической рекламе, которым, впрочем, также требуется основательная профессиональная подготовка в области политической науки.

Да и политические деятели далеко не всегда обращаются к трудам ученых при принятии ответственных решений. Трудность таких решений, кстати говоря, часто состоит отнюдь не в том, что не ясны их последствия. Во многих случаях их можно в целом предвидеть. Проблема, стоящая перед национальными лидерами, заключается в том, чтобы соотнести эти последствия с интересами различных социальных групп и политических сил, выбрав такой вариант, который в наибольшей мере позволяет политической системе работать, а гражданам — участвовать в политическом процессе.

В современной России дефицит политической организации и, особенно, гражданской самоорганизации ведет к тому, что не хватает ресурсов для обеспечения всех общественных потребностей, и потому лидерам приходится выбирать, чем можно пренебречь, интересами каких групп, сил и партий можно "поступиться". В этих условиях выбор, по сути дела, часто приходится делать не между "плохим" и "хорошим", а между "плохим" и "очень плохим" вариантами политического курса. Но такой выбор политические деятели осуществляют, по преимуществу руководствуясь собственной интуицией и интересами, но отнюдь не научными рекомендациями.

Тогда, однако, возникает естественный вопрос — в чем, собственно, заключается прагматическая ценность политической науки и отдельных ее дисциплин вообще и с точки зрения российского студента, в частности? Ведь, по правде говоря, лишь единицы из них, как, впрочем, и в других странах, способны заинтересоваться самим процессом и самой логикой научного исследования политических явлений, абстрагируясь от их прикладного значения.

В самом общем плане практическая польза этих наук состоит в том, что они вырабатывают понимание политического процесса не как хаотической совокупности случайных шагов и действий, предпринимаемых теми или иными лидерами или политическими организациями, но как логического взаимодействия политических воль и интересов, реализации возможностей политической организации. Как и любые другие отрасли социального знания, политическая наука ориентирована прежде всего на объяснение происходящих событий в их взаимосвязи друг с другом, на анализ факторов, обусловливающих политическое поведение личностей и организаций. Она формулирует подходы и предпосылки, позволяющие описать в относительно точных терминах, систематизировать и свести в единую, логически непротиворечивую модель разноплановые, кажущиеся внешне не связанными друг с другом явления и процессы, протекающие в политической сфере, оценить различные гипотезы, объясняющие настоящее и прогнозирующие различные варианты будущего.

Иными словами, научное знание о политике способно упорядочить существующую в нашем сознании картину представлений о политической жизни. По сей день актуально высказывание Аристотеля, который четко сформулировал ориентацию науки на поиск и объяснение причин, порождающих те или иные явления в природе и обществе. "Научить, — подчеркивал он, — способна более та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи".

На этой основе могут уже вырастать различные прикладные исследования, позволяющие сформулировать оптимальную стратегию политического поведения, оценить достижимость тех или иных целей, последствия тех или иных акций с точки зрения массовой реакции на них. Сложность, однако, заключается в том, что подобные прикладные исследования никогда не смогут заменить собой творческий процесс принятия политических решений. Иначе говоря, всегда приходится помнить о различении политики как науки и как искусства особого рода. В лучшем случае прикладные изыскания способны ответить на вопрос о том, как отреагирует тот или иной политический субъект на планируемую акцию в конкретных условиях. Они могут объяснить процесс формирования тех или иных общественно-политических ценностей и идеологий, но они не могут и не должны заменять собой сами эти ценности и идеологии, на основе которых формулируются доктрины и принимаются решения. Они, наконец, не в состоянии объяснить интуицию политических деятелей, позволяющую им ориентироваться на наиболее вероятные, недалеко не очевидные варианты развития событий.

Вместе с тем прикладная ценность политической науки определяется тем, что политическое поведение масс и отдельных личностей не является случайным. Оно в определенных пределах детерминировано факторами и обстоятельствами различной природы. И в той мере, в какой ученые способны понять и объяснить механизмы этой детерминации, их предложения могут иметь практическое значение.

Существует и другой комплекс проблем, затрудняющих на первых этапах понимание современных политологических дисциплин. Многие понятия и категории, использующиеся в этих науках, употребляются в нескольких значениях, выражают сложные, нетривиальные смыслы. Часто студенты, не имеющие навыков строгого мышления, склонны употреблять соответствующие слова в их упрощенной, нередко бытовой интерпретации, которая в большинстве случаев имеет мало общего с научной. В результате целые пласты научного знания остаются непонятыми или понятыми неправильно. Отсюда вытекает достаточно сложная как для студентов, так и для преподавателей задача — с самого начала предельно четко определять смысл и значение используемых терминов и понятий.

Теперь несколько слов о структуре изложения материала в нашем учебном пособии. Пособие построено нами таким образом, чтобы, с одной стороны, помочь студенту подготовиться к лекциям и семинарам, эффективно усвоить предлагаемый там учебный материал, а с другой — служить постоянным справочным подспорьем в самостоятельной работе и в подготовке к зачетам и экзаменам.

Каждый раздел представляет собой отдельную учебную тему, проработке которой отводится одна-две лекции и одно-два семинарских занятия (в зависимости от того, является ли курс семестровым или двухсеместровым). Открывается раздел несколькими общими проблемными вопросами, призванными сконцентрировать, студента на проблемах, которые будут рассматриваться на лекции или лекциях.

Следующий далее конспект лекции отражает, естественно, только наиболее важные и принципиальные положения, обусловливающие содержательный и методический каркас лекции. После этого мы в традиционной форме даем вариант методических разработок для семинарских занятий, т.е. план семинара и рекомендуемую литературу.

И последнее замечание. Один из авторов учебника обычно начинает свою первую лекцию по основам политологии с того, что говорит студентам: "Я не могу научить вас политологии. Но я могу только помочь вам самим овладеть политической наукой". Учебник в еще меньшей мере способен чему-то механически научить. Это всего лишь помощь для вашей самостоятельной работы, точка опоры, которая может послужить если не тому, чтобы перевернуть мир, то во всяком случае — освоить начала политологии. Но сделать это вы должны сами. Были бы силы, настойчивость и желание.

ПОЛИТИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ

Проблемные вопросы:

1. Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни?

2. Какие области человеческого существования связаны с политикой?

3. Что можно считать собственно политикой, где ее границы?

4. Каковы критерии научного знания?

5. Возможна ли наука о политике?

6. Как, какими способами можно изучать политические явления?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconПримерный план История возникновения и развития политической науки....
Ильин М. В., Мервмль А. Ю., Федоров Ю. Е. Основные категории поли­тической науки // Полис. 1996, n 4
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иначе говоря, любая политическая теория, как и формы политической деятельности, укоренены в культуре и выражают дух своего времени....
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconГенеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор...
Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconВопросы к экзамену Основные определения и сущность Паблик рилейшинз
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconТестовые задания по теме «Основные этические категории. Добро и зло»
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconI. Методологические проблемы истории и теории политической науки
Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теориях возникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconСамостоятельная работа по курсу «Политология» Тема Объект предмет...
Дегтярев А. А. О логике исследования в политической науке // Политология и современный политический процесс / Ред. И. И. Антонович...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconПлан мероприятий управления образования и науки администрации Алексеевского...
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconУчебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»...
Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconЭффективность использования информационных технологий в исследованиях...
Специальность 23. 00. 01 – теория и философия политики, история и методология политической науки
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconБиблиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом,...
Ббк '™ Утверждено Редакционно-издательским советом угнту в качестве учебного пособия
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Целью дисциплины является изучение студентами основ политической науки, повышение у них уровня политической культуры и формирование...
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика политологии. Взаимосвязь политологии с другими отраслями гуманитарного знания. Политология в системе общественных наук....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск