муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»
Урок по теме:
«Три состояния воды».
(природоведение – 5 класс)
Учитель биологии –
СМИРНИЦКАЯ Н.Б. 2011 – 2012 уч. год Природоведение – 5 класс
Урок по теме:
«Три состояния воды». Цели и задачи:
обобщить и систематизировать знания учащихся о трех состояниях и свойствах воды, о распространении и роли воды в природе;
создать условия для формирования и развития учебно-познавательных и коммуникативных компетенций через использование разнообразных видов учебной деятельности обучающихся, организацию коллективной и групповой (парной) форм их работы на уроке.
Оборудование: физическая карта мира, географические атласы, схемы-аппликации «Круговорот
воды в природе», схемы, стакан с водой, лёд, зеркало, чайник с кипящей водой,
оценочные листы. Ход урока: I. Организационный этап: подготовка учащихся к восприятию материала, мотивация к
деятельности, постановка целей и задач урока
Тема сегодняшнего урока – «Три состояния воды».
А что такое вода? (жидкость, сложное вещество, формула воды – Н2О)
В каком виде встречается вода в природе? (жидком, твердом, газообразном)
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Вода – жидкость, сложное вещество, Н2О
Сегодня на уроке вам предстоит:
1. Обобщить свои знания о трех состояниях и свойствах воды.
2. Привести в систему знания о круговороте воды и ее роли в природе.
Какую форму работы на уроке мы будем использовать? (работу в парах или индивидуально)
Чтобы урок прошел успешно, а результаты работы были хорошими – вы будете работать парами, соблюдая следующие правила:
1. Нет «Я» - есть «Мы».
2. Я знаю – скажу тебе.
3. Ты умеешь – научи меня.
4. В итоге – мы равны.
Какие источники информации нам могут помочь ответить на данные вопросы? (учебник, тетрадь, атлас,…)
У вас на партах лежит всё необходимое для успешной работы на уроке (учебник, тетрадь, географический атлас, схемы, таблицы с заданиями).
В ходе работы на уроке вы постарайтесь оценить результаты своей деятельности. Для этого каждая группа (пара) получит оценочный лист (см. приложение 1)
II. Основной этап: работа по теме урока в парах. 1. Жидкая вода. (запись в тетради)
Скажите, где можно встретить воду в жидком состоянии? ( в океанах морях, реках, озерах, болотах)
Посмотрите на карту мира и в свои атласы – какого цвета на карте больше всего? (голубого и синего)
Что обозначает синий цвет на карте? ( воду)
Попробуйте определить, какую часть поверхности земного шара занимает вода? (1/3)
Запишите в тетради: Вода занимает 1/3 часть поверхности земного шара.
Все тела живой и неживой природы содержат воду. Например, на долю воды в человеческом
теле приходится 60 – 80% массы. Жидкая вода необходима всем живым организмам. Не зря говорят: «без воды нет жизни» или «вода – это жизнь».
А теперь вы должны вспомнить, какими свойствами обладает жидкая вода.
Свойства жидкой воды запишите в таблицу №1:
Свойства жидкой, твердой и газообразной воды (приложение №2)
Свойства жидкой воды
| Свойства твердой воды
| Свойства газообразной воды
|
|
|
|
Проверьте результаты вашей работы. (Сравнение результатов заполнения таблицы)
Оцените свою работу и занесите результаты в оценочный лист. (заполнение оценочного листа)
2. Твердая вода. (запись в тетради) Запишите в тетради: Когда температура воздуха опускается ниже 0 градусов – вода замерзает и
переходит в твердое состояние.
Ребята, в каком виде можно встретить твердую воду? (лед, снег, град, иней)
А теперь вспомните, какими свойствами обладает лед, в отличие от жидкой воды, и запишите эти свойства в таблицу №1. (работа в парах)
Проверяем и оцениваем результаты работы. (сравнение результатов заполнения таблиц,
заполнение оценочного листа)
Какого свойства нет у льда? (текучесть)
Но это не всегда так. Что еще может произойти со льдом – прочитайте в учебнике на стр. 87.
А еще огромные ледники лежат на самом крупном острове Земли – о. Гренландия, на самом южном материке – Антарктиде, а также на вершинах высоких гор. Посмотрите на карту и найдите эти географические объекты.
3. Газообразная вода. (запись в тетради)
Скажите, можем ли мы увидеть газообразную воду? Если можем – то в виде чего? (туман, облака, пар из чайника)
А вот и нет – белое облако, которое образуется в низинах летом по вечерам, белый дымок, который вырывается из носика чайника при кипении в нем воды – всё это не водяной пар, а туман, т.е. мельчайшие капельки воды, образующиеся при конденсации водяного пара.
Это можно увидеть, если небольшое зеркальце подержать на улице при Т -5 градусов или ниже 10 – 15 минут, а потом внести в комнату, то оно покроется капельками воды.
Капельки воды на стекле – это бывший водяной пар, который был в воздухе комнаты. При соприкосновении с холодным стеклом зеркала он сконденсировался в капли воды. При конденсации водяного пара вода из газообразного состояния перешла в жидкое.
Запишите свойства газообразной воды в таблицу №1 (работа в парах)
Проверяем и оцениваем работу. (сравнение результатов заполнения таблиц, заполнении
оценочного листа)
Давайте выясним: откуда водяной пар берется в воздухе? У вас на партах лежат конвертики
с фрагментами рисунка. Соберите из них схему круговорота воды в природе и ответьте на поставленный вопрос.
Проверяем и оцениваем работу
В результате какого процесса вода их жидкого состояния переходит в газообразное? (испарения)
Из газообразного – в жидкое? (конденсации)
III. Обобщение знаний учащихся о трех состояниях воды, подведение итогов урока:
1. Заполнение схемы и проверка правильности ее заполнения на доске:
Задание: заполните данную схему, используя слова, приведенные ниже (приложение №3)
Перерисуйте схему в тетрадь:
Ледники, осадки, водяной пар, моря, озёра, осадки, дождь, град, океаны, иней, зимний лед, роса, реки, снег.
Проверяем и оцениваем работу (сравнение результатов заполнения таблиц, заполнении
оценочного листа) 2. Формулирование вывода по уроку.
Вывод: вода на Земле находится в жидком, твердом и газообразном состояниях и образует жидкую оболочку нашей планеты – г и д р о с ф е р у.
IV. Заключительный этап: оценка (самооценка) работы обучающихся на уроке: беседа по
результатам оценочных листов.
Если у вас возникли какие-то вопросы, то подготовьте их к следующему уроку, и мы вместе попробуем на них ответить.
Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными , активными, проявили творчество. Спасибо вам за работу.
Приложение №1 Оценочный лист
работы на уроке природоведения учащихся 5 класса:
_________________________________
_________________________________
Задание
|
Критерии оценивания
|
Кол-во ошибок
|
Оценка
(баллы)
|
Таблица №1 1. Свойства жидкой воды
------------------------------------------------------
2. Свойства твердой воды
------------------------------------------------------
3. Свойства газообразной воды
|
нет ошибок – 5 баллов
1 – 2 ошибки – 4 балла
более 2-х ошибок – 3 балла
| -----------------
-----------------
-----------------
|
| Общая оценка за задание: 5,5,5 –« 5» 5,5,4 – «5»
5,4,4 – «4» 4,4,4 – «4» 4,4,3 – «4»
4,3,3 – «3» 3,3,3 – «3» 3,3,2 – «3»
|
|
Схема-аппликация
«Круговорот воды в природе»
|
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
более 2-х ошибок – «3»
|
|
|
Схема №2
«Три состояния воды»
|
1-2 ошибки – «5»
3-4 ошибки – «4»
более 4-х ошибок – «3»
|
|
|
Итоговая оценка за урок:
| 14 – 15 баллов – «5»
11 – 13 баллов – «4»
10 баллов и менее – «3»
|
| Приложение №2
Свойства жидкой, твердой и газообразной воды
Свойства жидкой воды
| Свойства твердой воды
| Свойства газообразной воды
| обладает текучестью
бесцветная
прозрачная
не сохраняет форму
сохраняет объем
нет запаха
нет вкуса
при t ниже 0 замерзает
| твердый
бесцветный
прозрачный
сохраняет форму
сохраняет объем
нет запаха
нет вкуса
при t выше 0 тает
| газообразное вещество
бесцветный
прозрачный
занимает весь объем
не сохраняет форму
нет запаха
при охлаждении конденсируется
|
Приложение №3
Ледники, осадки, водяной пар, моря, озёра, осадки, дождь, град, океаны, иней, зимний лед, роса, реки, снег. |