Скачать 50.65 Kb.
|
Три состояния воды. 5 класс. Тема: ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ Цели: обеспечить повторения и расширение знаний о физических свойствах воды, трёх состояниях воды в природе, формирование представлений о плохой теплопроводности и хорошей теплоёмкости воды, о распространении воды в природе и значении гидросферы для жизни на Земле; содействовать развитию наблюдательности и умений давать объяснения; способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Оборудование: 1) физическая карта полушарий; 2) глобус; 3) иллюстрации картин с изображением воды в разных состояниях ХОД УРОКА I Оргмомент. II Актуализация опорных знаний. Слайд 2 Учитель. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём на много больше, чем других – белой, жёлтой, коричневой, зелёной. ? Что обозначают голубым цветом на глобусе и карте? (Воду) ? Как называется водная оболочка нашей планеты? (Гидросфера) Учитель. Как вы уже догадались, с сегодняшнего урока мы будем говорить о воде. Стр.. 85, вступительная статья к главе 5 – читает ученик. Учитель. На эти вопросы мы ответим чуть позже. А начать хотелось бы с вопроса о том, Слайд 3 - 4 ? Где встречается вода в природе? Из чего состоит гидросфера? 1. Вода в природе. Беседа. В тетрадь. ГИДРОСФЕРА: 1. Мировой океан: 4 океана (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) и 30 морей. Учитель. Деление огромного водного пространства на 4 океана необходимо для удобства (если капитан корабля скажет, что находится в Мировом океане, то не будет понятно, где именно), на самом деле заметить, где кончается один и начинается другой океан невозможно. Моря (их около 30) тоже относятся к Мировому океану, потому что из каждого из них можно по водным путям попасть в океан. Есть только 2 моря-исключения, которые со всех сторон отгорожены от океана сушей, они находятся на территории нашей страны – Аральское и Каспийское. На самом деле - это озёра, но солёные и такие большие, что их тоже назвали морями. 2. На поверхности суши – реки, озёра, болота, ручьи, ледники и др. 3. Почвенные, подземные воды. 4. В атмосфере: водяные пары, облака, тучи, осадки. Учитель. Водяные пары – постоянная составная часть воздуха. ? Есть ли вода в живых организмах? Учитель. Кровь в организмах животных и человека течёт по сосудам; иногда у людей из глаз текут слёзы; могут «плакать» и растения – из повреждённой ветки вытекает сок. Кровь, слёзы, сок растений – жидкости, значит, содержат воду. 5. В составе живых организмов. Слайд 5 Учитель. Вода составляет большую часть массы тела любого организма – от самого простого до самого сложного. Во взрослом человеке на 70 кг массы тела приходится 50 кг воды, т. е. около 70%. Упитанная собака без пищи проживёт до 100 дней, без воды – около 10; человек может прожить без пищи больше месяца, а без воды – только несколько дней; А потеря всего 12% массы тела за счёт воды для человека смертельна. 2. Круговорот воды в природе. Слайд 6 – 7 ? Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: о каком природном явлении в нём говорится. (Круговорот воды в природе) Учитель. Каково значение этого явления? (Образование и выпадение осадков) 3. Свойства воды. Слайд 8 В тетрадь. СВОЙСТВА ВОДЫ 1. Прозрачная. 2. Не имеет цвета, вкуса, запаха. 3. Текуча. 4. Растворитель. 5. Может находиться в трёх состояниях. 6. Долго сохраняет полученное тепло – высокая теплоёмкость. Учитель. Благодаря этому свойству вода оказывает смягчающее влияние на климат нашей планеты. Мировой океан – это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли. Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Без этого на Земле морозы были бы очень жёсткими. Учитель. Сегодня познакомимся ещё с одним свойством (для этого оставили место) С/р с учебником Стр. 87, последний абзац – стр. 88, 1 – 2 абзац. ? Какой опыт провели? Какое свойство воды при этом выявили? (Плохая теплопроводность) Записать свойство. 7. Плохая теплопроводность. 4. Состояния воды. Слайд 9 В тетрадь. СОСТОЯНИЯ ВОДЫ ? Какие состояния воды известны? (Жидкое – вода в обычном состоянии, твёрдое – лёд, газообразное – пар) ? Возможны ли переходы из одного состояния в другие? При каких условиях? В тетрадь. Учитель. 100оС – температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении. Если давление меньше нормы (например, высоко в горах), то вода закипит при более низкой температуре. При давлении 355 мм рт. ст. температура кипения воды – + 80оС. III Изучение нового материала. 1. Твёрдая вода. ? Где в природе встречается вода в твёрдом состоянии? (Ледники, айсберги, снег и лёд зимой) ? Вспомните, что такое снеговая линия? (Линия в горах, выше которой находятся вечные льды и снега) ? Что такое ледяные реки? Куда они текут и почему? Стр. 89 – 90, «Твёрдая вода» 2. Газообразная вода. ? Где в природе встречается вода в газообразном состоянии? (В атмосфере) ? Чем пар отличается от тумана? Стр. 90, «Туман и пар» Слайд 10 IV Закрепление. Отгадайте загадки. Слайд 11 V Домашнее задание. § 23; Сообщения (по желанию): 1) Айсберги 2) Ледники |