Скачать 48.74 Kb.
|
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе Цель урока: Дидактическая: систематизировать навыки и умения по теме “Односоставные предложения”, повторить знания о тексте, о стилях, типах речи; Развивающая: анализировать тексты, развивать логическое мышление, речевую культуру учащихся, навыки самостоятельной работы, творчество; Воспитательная: воспитывать нравственные качества:
Тип урока: комбинированный. Оборудование: рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы:
3. С какой целью мы будем повторять односоставные предложения? (Это пригодится на ГИА) Учащиеся сами определяют цели и задачи урока, учитель поправляет, дополняет. 4. Анализ текста. “Ну что это за земля?” — говорят некоторые. Кусты, перелески да бесчисленные речки. Холмы, поросшие борами с берёзами по опушкам. Когда опушки выкосят, берёзы станут похожими на хозяев, прибравшихся к празднику. Разве что речка Яхрома, тихо спящая в осоке. Летом укрывают её густые туманы. Идёшь, протягиваешь руки и раздвигаешь ватную толщу. Осенью северные ветры рябят воду, прибивают к берегам жёлтые листья. Зимой выморозит воду до дна, заметут русла сугробы. Чем тут восхищаться? Может, о небе упомянуть? Кажется, в других краях нет такого удивительного голубого неба. В сенокосную пору величаво плывут по небосводу белые облака. Но и небо не всякого удивит. Наша земля прочными узами связана со многими выдающимися людьми России. Мы любим эту землю, её неброскую скромную природу. Лучше узнать её прошлое и настоящее — долг каждого, кто сегодня здесь живёт и трудится. - Что мы прочитали? - Докажите, что это текст. - Определите стиль. - Что указывает на то, что наш текст художественного стиля речи? (Изобразительные средства языка, прямая речь, соответствующая лексика) - Определите тип речи этого текста. Докажите (сообщается последовательно о событиях, употребляется много глаголов, наблюдается динамика движения)/ Работа в тетрадях 1. Запись числа. 2. Выполним синтаксический разбор предложения: В сенокосную пору величаво плывут по небосводу белые облака. (По цели высказывания — повествовательное, по эмоциональной окраске — невосклицательное, по наличию второстепенных членов — распространенное, неосложнённое, двусоставное, так как в данном предложении есть и подлежащее, и сказуемое) - А какие простые предложения ещё известны вам? (Односоставные) - Что мы знаем о них? Учащиеся задают вопросы друг другу по цепочке и отвечают на них. Вопросы.
3. Как называется предложение с главным членом подлежащим? (Назывное) 4. Самостоятельная работа: заполнить таблицу на карточке. 5. Проверка по слайду №3. 6. Самостоятельная работа:
7. Проверка самостоятельной работы по слайду №4-5. 8. Слайд № 6: Знакома ли вам эти картины? (Деревня Зобнино) О своей малой родине Яна К. написала стихотворение, его прочитает Вика Гулямова. Какими чувствами проникнуто это стихотворение? Чтение стихотворения. Ответ на вопрос: любовь к малой родине. На партах раздаточный материал с текстом стихотворения. Родная деревня Зобнино — деревня, милый уголок. Здесь тепло и чисто, здесь родной порог. Здесь мои подружки, здесь моя семья. Зобнино — деревня, ты у меня одна. Ничего нет краше Яхромы — реки. Помнят все, что было наши старики. Не нужны мне горы, реки и моря, Лишь бы речка Яхрома чистою была, Чтобы пели птицы, чтоб цвела сирень. Люди мирно жили и не знали лень. Выживай, старайся, береги себя, Зобнино — деревня, родина моя! Какие выразительные средства использует автор для передачи своих чувств? (Анафора — единоначатие, эпитеты) Какие предложения использует автор этого стихотворения? А для чего? (Назывные, которые употребляются в поэзии для того, чтобы точно и лаконично нарисовать время, место действия, пейзаж, обстановку) Укажем такие предложения в тексте. 1. Проверка по слайду №7. 2. А ещё какие предложения использует автор? (Безличные, в них отражено состояние человека в момент, когда он говорит о любви к своей малой родине) Укажем такие предложения в тексте. 3. Проверка по слайду №7 4. Домашнее задание: написать сочинение миниатюру о родном крае, используя односоставные предложения. 5. Итоги урока: подводят учащиеся, оценки. Сочинение-миниатюра “Родной край” Родной край! Родная сторона! Когда произносятся эти слова, каждому человеку представляется знакомая с детства картина. Будь то бескрайние выжженные солнцем просторы степей или высокие горы, покрытые вечными снегами, или тёмная сибирская тайга — эти места дороги каждому. Где бы ни оказался человек, куда бы ни забросила его судьба, он мысленно всегда возвращается туда, где родился, где прошли его лучшие годы детства и юности. Место, где я живу, не выделяется какой-то особенной природой. Средняя полоса. Нечерноземье. Что тут может быть удивительного? А вот на юге? А вот в горах? А у нас что? Так …. А почему так? Почему люди едут за тридевять земель отдохнуть, полюбоваться природой, а природу своего края не замечают? Да потому что все спешат, все торопятся, а оглянуться, остановиться некогда. Хочется крикнуть: “Люди, остановитесь, посмотрите, как прекрасен ваш край, природа, от которой вы стараетесь уехать куда-то”. |