Скачать 82.78 Kb.
|
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Цель: научить находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении. Задачи: Образовательные: отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого; воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, любви к природе. развивающие: развивать речь учащихся, словесно-логическое мышление, развивать умение находить грамматическую основу предложения. Тип урока: изучение новой темы. Форма урока: парная, групповая, фронтальная работа. Оборудование: 1. М/м. Презентация по теме. 2.Карточки. Ход урока. I. Организационный момент. Слайд 2. -Наш девиз урока: « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» - Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.) - А вы хотите стать сильнее? (Да.) - Тогда улыбнитесь и пожелайте друг - другу удачи! II.Минутка чистописания. - Начнем урок с красивого письма. Слайд 3. 1 5 12 2 А Д ? ? - Кто догадался, какие это буквы? ( буква Б, К) -Сегодня мы с вами потренируемся писать сочетание заглавных и строчных букв «б» и «к». Бб Кк. -Подчеркните красивое соединение. III. Работа со словарными словами. 1.На доске слова: багряный, багровый, коричневый. - Какой частью речи являются эти слова? (Имена прилагательные.) - Что мы знаем об именах прилагательных? (Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Согласуются с именами существительными). 2. Работа над лексическим значением слов: багряный, багровый, коричневый. Слайды 4, 5 -Как называются слова багряный, багровый? (Однокоренные) -Какой цвет обозначают? (Темно-красный, ярко –красный цвета) -Образованы из старославянского языка багр, что значит красный. Однокоренные слова: багровый -багроветь (становиться багровым), побагроветь, забагроветь, багровость. Багряный -багрить, обагрить, обагрять, багряность, багрянец, багрец, багрянеть(становиться багряным). Синонимы: пурпуровый (фиолетово-багровый), багряный, багровый, пунцовый(темно-багряный). Коричневый –(буро-желтый, цвета жареного кофе,спелого желудя.) Синонимы –кофейный, шоколадный, каштановый, карий. Коричневый цвет получают смешивая зеленый и красный цвета. 3. Запись в тетради словарных слов. -Составьте устно предложение с любым из этих слов. IV. Актуализация знаний. Письмо по памяти. -А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.) (Слайд 6.) Апрель с водой, а май с травой. -Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Если в апреле будет вода (растает снег), то в мае будет трава). - Называем орфограммы. -Прочитайте предложение ещё раз и запишите его по памяти. (Соблюдаем все правила написания и соединения букв). Проверка. Оценивание (если ошибок нет, поставьте +). -Итак, мы вспомнили некоторые орфограммы. -Какие ещё поговорки, пословицы о весне вы знаете? -Мы с нетерпением ждали теплых дней и они наступили. Весной прилетают птички, вся природа оживает от зимнего сна и завораживает нас своей красотой. VI. Введение в тему урока. На доске слова: почки, коричневые, благоухают, клейкие, деревья -Какое задание можете предложить к этим словам? (Составить предложение.) Благоухают клейкие коричневые почки деревьев. Запись предложения в тетради. -Укажите часть речи. Спишите в тетрадь. А теперь назовите грамматическую основу? Затруднение! Проблема! -Итак, нам надо узнать, что такое грамматическая основа? На доске прикрепляется таблица: грамматическая основа? - А какие слова могут быть грамматической основой? Грамматическая основа- по- другому главные члены предложения. На доске прикрепляется таблица: главные члены предложения? VII. «Открытие» детьми нового знания. - Каким является это предложение по цели высказывания и интонации? - Сколько слов в этом предложении? Есть ли среди них главные, то есть, такие, без которых в предложении не обойтись? - Попробуйте прочитать предложение без первого слова ( ); без второго ( ); без третьего); без четвёртого( ), без пятого ( ) - Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены). Итак, В ПРЕДЛОЖЕНИИ СЛОВА РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ СТАНОВЯТСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Вывешивается таблица: Тема урока : грамматическая основа. Подлежащее и сказуемое. - Сегодня научимся находить грамматическую основу предложения. - Хором прочтите предложение. О чем в нём говорится? (О почках. ) - Задайте вопрос к слову почки. (что? ) - Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос что? (Подлежащее.) Вывесить таблицу «подлежащее». В предложении подлежащее подчеркивается одной чертой. - Что говорится о почках? (Благоухают.) - Задайте вопрос: …что делают? ) - Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос что делают? ( Сказуемое.) В предложении сказуемое подчеркивается двумя чертами. Вывесить таблицу: сказуемое - Какой частью речи выражено подлежащее? -Какой частью речи выражено сказуемое? -Прочтём грамматическую основу предложения: Почки благоухают. Вывод: подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Без грамматической основы предложение не существует. -Мы получили ответ на наш вопрос? VIII. Наблюдение. Работа по учебнику. -Откройте учебники на стр. 125. Упр. 397. -Прочитайте. Вечер наступил. О чем говорится в предложении? Выполняется устно по «шагам». - Упр. 398. -Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397. Что изменилось? (Добавили слова). - Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным). - Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж.) - Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения. Образец рассуждения: Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным. Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. IX. Физкультминутка. «У оленя дом большой…» X. Работа с текстом определения. (с.126) 1.Чтение первого определения (в рамке). Вопросы после чтения. - Что происходит со словами разных частей речи в предложении? ( Они становятся членами предложения.) -Что такое грамматическая основа предложения? 2.Самостоятельное чтение второго определения на с. 126. Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты из текста определения. XI. Первичное закрепление. Работа в парах. У каждой пары на столе лежат карточки. На слайде 7 и на карточках у детей: Лучи журчат. Ручьи вернулись. Птицы пробуждается. Природа греют. -Прочитайте слова первого и второго столбиков. -Что заметили?(1столбик-существительные, 2 столбик – глаголы.) -Какое задание можно предложить сделать? (К словам из первого столбика подобрать слова второго столбика.) Учащиеся выполняют задание. -Что у вас получилось? Предложение ли это? Почему? Докажи. (Есть грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.) -Значит, предложение может состоять только из грамматической основы. -Устно распространите предложения. -Найдите грамматическую основу каждого предложения. Работа в группах. На партах конверты. - Это алгоритм нахождения грамматической основы. Но его нужно разложить так, как мы будем находить грамматическую основу в предложении. Проверка по слайду. Алгоритм нахождения грамматической основы: Слайд 8.
XI. Тренировочное упражнение. 1.Работа в парах. - На карточках найдите по этому алгоритму грамматическую основу в предложениях. Весело запорхали бабочки. Мелькает в тумане лес. Белый пар по лугам расстилается. 2.Проверка по эталону. Слайд 9. XII. .Рефлексия учебной деятельности. 1.– Что такое грамматическая основа предложения? - Какие главные члены предложения вы знаете? - Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? - Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? 2. Игра «Посчитай». Слайд 10. – Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения С. Маршака? Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит. XIII. Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135. |