Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
Интегрированный урок
(география, информатика, математика) тема: «Климат и человек»
8 класс
-
Подготовили:
|
учитель географии - Л.И. Лутова
учитель информатики – Глущенко В.И.
учитель математики – Петрова М.В.
| Воронеж
2006 г.
Девиз:
| Россия! Как много неоткрытых
Прекрасных, чудных мест!
Где можно поселиться,
Родиться и прижиться,
Найти свою любовь!
Трегубова Дарья, 8 б кл., 2004 г.
| Тема:
|
Климат и человек
| Цель:
| найти наиболее благоприятные районы РФ для жизни и хозяйственной деятельности человека;
построение диаграмм на компьютере по амплитудам температур;
действия над числами с разными знаками
| Задачи:
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
выработать умения и навыки учащихся, используя знания по математике, информатике, географии, при построении диаграмм различного вида на компьютере;
используя метод сравнения при помощи статистических данных найти наиболее благоприятные районы в РФ для жизни и хозяйственной деятельности человека;
по полученным данным научить учащихся оценивать природные условия различных частей страны и делать выводы
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие мышления,
познавательного интереса,
способностей учащихся к интеграции знаний
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
показать учащимся, что природные условия нашей страны чрезвычайно разнообразны и богаты, тем самым воспитать гордость за нашу Родину и необходимость бережного отношения к ее богатствам;
формирование представлений о роли и месте информационных технологий в XXI веке;
формирование научного мировоззрения;
приучение к трудовой деятельности
| Оборудование:
| географические карты РФ (физическая и политическая), компьютеры (приложение MS Excel), картины природы родной стран, ватман с круговыми и столбчатыми диаграммами (гистограммами), таблицы, учебные географические атласы, рабочие тетради.
|
Ход урока: Вступительное слово учителей – цель по географии, информатике, математике.
Слово учителю географии: Начинается фронтальный опрос:
Какую тему мы закончили изучать по географии?
Почему мы ее изучали после темы «Рельеф»?
Что такое климат? Для чего нам нужно его изучать?
Можно ли сказать, что климат в российской федерации разный? Почему?
В каких климатических поясах находится Россия?
Какой наибольший объем занятости? Сколько типов климата?
Какие типы климата для него характерны?
Как их можно отличить?
Каким способом показаны t0 ср., max, min?
Что такое Аt0? Встречались Вы с этими словами в математике? Когда?
Правда или нет, что у нас есть Полюс Холода? Где он? (Абсолютный min? А рядом – max? Аt0? Она нам характеризует климат? А что характеризует? Как распределяются осадки? (Непрерывно)
Температура оказывает влияние на жизнь и деятельность человека? Как? А осадки? Как? Как можно назвать районы с достаточным увлажнением? (Районы с благоприятными природными условиями) Как заселены эти территории? На Ваш взгляд какой тип климата наиболее благоприятный?
Как Вы думаете: легко ли добывать уголь в Западной Сибири?
А где легче добывать нефть: на севере Западной Сибири или в Астрахани, или под Оренбургом?
А вот в нашей области, зная климатические особенности по себе, легко добывать природные ископаемые? Слово учителю математики: Итак, мы с Вами убедились, что климат можно определить, зная среднемесячные зимние и летние температуры, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения.
Ваша задача – вычислить по данным коэффициент увлажнения, определить увлажнение, по ним определить тип климата и степень благоприятности для жизни и хозяйственной деятельности.
Задача 1
| Дана таблица. Найти коэффициент увлажнения, определить увлажнение, определить тип климата и показать на карте область, для которой характерен этот климат.
|
| R ∑, ккал/см2
| Ос, мм
| Исп, мм
| К увл
| Увлажнение
| п № 1
| 70
| 600
| 400
|
|
| п № 2
| 90
| 600
| 600
|
|
| п № 3
| 110
| 200
| 800
|
|
|
?
| Как найти коэффициент увлажнения (осадки разделить на испарение)
|
Назовите города и покажите их на карте, для которых характерен этот тип климата.
Задача 2
| Определить Аt амплитуду температур и попытаться определить тип климата
|
| t, 0C
| A t0
| Ос, мм
| Увлажнение
| п № 1
| tян=-100
tиюн=+200
|
| 600
|
| п № 2
| tян=-400
tиюн=+160
|
| Менее 400
|
|
-
?
| Как найти коэффициент увлажнения (осадки разделить на испарение)
| ?
| Как найти разность чисел с разными знаками?
|
Слово учителю информатики: А теперь Ваша задача по полученным данным построить диаграммы на компьютере в программе MS Excel. Запустите программу. Введите данные в таблицу. Выделите те данные, по которым будем строить диаграмму, запустите мастер диаграмм. Выберите тип диаграмм (гистограмма). Поменяйте размещение - на отдельном листе. Измените цвет столбиков, подпишите данные. (В контекстном меню выберите команду – параметры диаграммы, вкладка - подписи данных).
Проверили. Закрепляем полученные знания по географии с помощью теста в форме ЕГЭ. Тест создан в программа MS Excel, которую мы изучаем. Диктант в форме теста на компьютере в электронных таблицах по проверке знаний.
В каком климате больше всего типов климата:
арктический
умеренный
субарктический
Для какого климата умеренного пояса характерны следующие показатели:
tян=-200 , tиюн=+170:
континентального
резко-континентального
муссонного
Амплитуда t0- это
разница между наименьшей и наибольшей t0
сумма наименьшей и наибольшей t0
разница наибольшей и наименьшей t0
Какой тип климата наиболее благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности жителей РФ?
резко-континетнальный
субарктический
умеренно-континентальный
Увлажнение территории скудное, если коэффициент увлажнения:
> 1
<1
<0,4
Оценку ученики сразу видят на экранах мониторов.
Подведение итогов.
Вывод:
Итак, сегодня на уроке Вы приобрели навыки по картам атласа находить цифровые данные, характеризующие климат (t, осадки), вычисляли A t0, определяли коэффициент увлажнения и увлажнение различных территорий нашей страны, а затем по полученным данным строили диаграммы и определяли типы климата. А также находили наиболее благоприятные районы для жизни и деятельности россиян.
Спасибо Вам! Молодцы! Оценки получаете по 3 предметам: географии, математике и информатике.
Если останется время задаются вопросы:
Если Вы экстремал, какой субъект Вы выберете для временного или даже постоянного проживания?
Где бы Вам понравилось больше: на Камчатке или в республике Бурятия?
|