Скачать 34.63 Kb.
|
Урок №____ Дата__________Тема: Тире в простом предложении. Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении; формирование пунктуационных навыков; воспитание языкового чутья. Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: фразеологические словари, карточки, тесты. Ход урока. I. Фразеологическая разминка. — Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык, место, играть. Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть и т. д. — Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам. Раболепствовать (подметки рвать), побеждать (приходить со щитом), лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), действовать неосмотрительно (сесть в калошу), главенствовать (играть первую скрипку), капризничать, обременять (садиться на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), проучить (дать прикурить), ошибаться (давать осечку, давать маху), разориться (вылететь в трубу), сердиться (рвать и метать). Пример. Трудиться — пахать как вол. II. Проверка домашнего задания. Устный ответ по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого». III. Работа по теме урока. 1. Синтаксический разбор предложения. (Образец на с. 262.) Россия - это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих). — Обоснуйте постановку знаков препинания. — Когда ещё в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире? 2.Объяснение нового материала: соединительное тире, интонационное тире. 3. Работа с учебником. Чтение учебника § 74. Для закрепления правила упражнение 376 выполняется устно: объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях. Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире. 1. Жизнь - это долг, хотя б она была мгновеньем (И. Гете). 2.Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы (И. Гете). 3. Жить - значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены (6. Брехт). 4. Жизнь есть совокупность отправлений, .сопротивляющихся смерти (М. Биша). 5. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо сыграна (Сенека). 6. Жизнь - это надеяться и ждать (Э. Сенанкур}. 7. Жизнь - словно море, его волны - годы: То берег лижут, то бегут, бурлят, И многие у моря ждут погоды, Которую прогнозы не сулят. Э. Севрус 4. Для различения тире в неполном предложении и интонационного тире предлагается задание: объяснить, какова функция тире в следующих предложениях. 1. Я за свечку - свечка в печку! Я за книжку - та бежать и вприпрыжку под кровать [К. Чуковский). 2. В моих садах - цветы, в твоих - печаль [Н. Гумилев). 3. Привольем пахнет дикий мед, Пыль - солнечным лучом, Фиалкою - девичий рот, А золото – ничем. А. Ахматова 4. За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку (А. Толстой). Учащиеся перечисляют условия, когда ставится тире в простом предложении. 5. Чтение § 77, 78. IV. Закрепление темы. Упражнения 383, 385 выполняются устно; задание: объяснить наличие или отсутствие тире; упражнение 382 - письменно. V. Итог урока. VI. Домашнее задание. 1.§74,77,78. 2. Упражнение 384. |