Скачать 36.21 Kb.
|
Тема: С.Есенин «Пороша», « Поёт зима, аукает…», Цель: познакомить со стихотворениями С.Есенина «Пороша», « Поёт зима, аукает…»; способствовать развитию внимания, образного мышления, речи, выразительного чтения; продолжить работу по воспитанию любви к природе, жалости и сострадания животным зимой Учебник: Литературное чтение О.В.Кубасова Страницы: 179-181 Наглядно-демонстрационные материалы: Презентация, Г. Свиридов «Вальс» 1.Организационный момент. Лежит пушистая снежинка белая. Прочитать разными способами, меняя логическое ударение 2. Сообщение темы урока. – Ребята, сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным (слайд№1) - Мы уже знакомы со стихотворениями Есенина «Черёмуха» и «Нивы сжаты, рощи голы…». - Из биографии Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в рязанском селе Константиново. Происходил из крестьянской семьи. Детство прошло в доме деда Федора Титова. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. Есенин начал писать стихи в девять лет, но тогда его сочинения походили больше на частушки и народные напевы. (слайд №4,5,6) Ежегодно 3 октября в районе Кузьминки на Есенинском бульваре у памятника поэту проводится Есенинский праздник. (слайд №7) 3. Работа со стихотворением «Пороша» с.179 Как вы думаете, о чем будет стихотворение? а) Словарная работа. Пороша - свежий слой выпавшего снега. б) - Оправдались ли ваши предположения? - Какое настроение вызывает? Какие картины представляли? Какие сравнения использовал автор? Какие строчки как в сказке? Какие услышали звуки, цвета? в) Чтение стихотворения детьми Беседа по содержанию. Почему с двух коротких слов начинается? Какие звоны слышит? (бубенцов и колокольчиков на сбруе) Какое время суток? (утро, пороша) «Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна» Как вы себе это представляет? Какие сравнения использует автор? ( «Понагнулась, как старушка», «Словно белою косынкой подвязалася сосна») Где пролегал путь? Что бросилось в глаза? Прочитайте («Бесконечная дорога убегает лентой вдаль») Как бы вы это показали на рисунке? г) Какое настроение у автора? Как нужно читать стихотворение? (Темп неторопливо, негромко) Конкурс чтецов 3. Анализ зимнего пейзажа. (Слайд №8) -Посмотрите на картину.… Какое время года изображено на картине? -На картинах изображён зимний лес. Всё замерло, застыли ёлочки под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Какая из картин больше соответствует нашему стихотворению? Какие строки стихотворения подходят к картине? 4.Физкультминутка А сейчас представьте, что вы воробушки. Как вы чувствуете себя в такую погоду? Надо попрыгать, полетать. Попрыгаем на левой ноге, на правой, полетаем. Ну, что согрелись? А теперь за работу. 5. Чтение стихотворения «Поет зима, аукает…» С.180-181 --Сейчас,внимательно прочитаете про себя (вспомним правила чтения стихотворения) -Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины представите прочитав? После чтения. -Давайте поразмышляем. 1строфа -Кого напоминает зима? (живое существо) -Что она делает? Почему седые облака вызывают чувство тоски? 2 строфа. Какие чувства у автора вызывают воробьи? (он жалеет) Как прочитаем? (с чувством жалости, нежности) 3строфа Как понимаете «озябли»? (замёрзли, окоченели, застыли) Почему именно озябли? (ласково) - Каким представили воробушков? (не сидят на месте, прыгают, летают, будто играют) Почему сравнивают с детками сиротливыми? (Детям, у которых нет родителей, не хватает душевного тепла) Почему прижались у окна? (греются, может быть, человек накормит) - И мы не забудем наших зимних гостей. Чем мы можем помочь нашим зимующим птицам? Кто повесил в саду кормушки? Чем кормите? Молодцы! Продолжим работу над текстом. 6.Исследовательская работа. 1 в - подчёркивают цвет зимы (седые, снежные) 2 в - звуки зимы (аукает, баюкает, стелется, с ревом бешеным, стучит, злится, прижались, игривые) (коллективная проверка) Мало красок, много звуков. - Какая музыка подходит? (Вальс) Слушание музыки. Послушаем «Вальс» Г.Свиридова Какие звуки зимы вы услышали? (аукает, баюкает, стучит, злится) 7. Выразительное чтение. С каким чувством будем читать? (о вьюге печально, с тревогой, о птичках с нежностью, о весне с радостью) Конкурс чтецов 8. Поэзия Есенина напевна, стихи его привлекали многих композиторов. Послушайте романс на стихотворение Есенина (слайд 10) «Клен ты мой опавший» в исполнении народного артиста Иосифа Кобзона 9. Итог урока. Для Есенина природа – это вечная красота. Родившись в «краю берёзовом» на Рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты». - Какой вывод о Есенине можно сделать? ( Сергей Есенин – художник слова. В стихах Есенина природа живёт поэтической жизнью. Она вся в движении, грустит и радуется.). -А кому захотелось выучить стихотворение наизусть? -Какие задания вы могли бы предложить ещё? - По желанию нарисовать иллюстрацию и сделать надписи словами стихотворения. Оценивание учащихся Д/з Выучить стихотворение "Поет зима ,аукает" Нарисовать портрет Зимы. |