Скачать 75.46 Kb.
|
Мастер- класс по русскому языку в 8 классе на тему: «Обучение сочинению по картине Е.Е. Волкова « Октябрь». Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины; - формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; - формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами и синонимами; - учить выражать в слове свои впечатления, представления; - умения воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов. Тип урока: комбинированный Ход урока. I. Актуализация. - Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: « Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова. - Работа над сочинением вызывает достаточно затруднений, тем более по произведениям живописи, данная проблема актуальна. Сочинение по картине в школе – одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Важно не только помочь учащимся составить и написать сочинение, но и позаботиться о эмоциональном воздействии на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать её содержание. Словарная работа Стволы, янтарные, жухлая, серо – голубая, выцвело, выгорело, сыроватый. Чтобы решать эти задачи обучению сочинению по картинам можно выделить несколько основных этапов. I. Этап. Подготовка учащихся к сочинению. Работа проводится на предварительном уроке, до написания сочинения. Она предполагает содержательную и языковую подготовку к сочинению: (Слайд № 2) Включает в себя: 1.Диктанты. Тексты об осенней природе. (На усмотрение учителя) 2.Сочинение – миниатюра (эссе) а) «Осень» Опорные слова: ранняя осень, блеклое небо, прохладный ветерок, свежий воздух, чувствуешь дыхание осени. б) «Приметы осени» Опорные слова: осень наступила, пришла; прохладная, золотая, ранняя; стволы берёз, жёлтые, коричневые листья, бледно – серое небо. 3.Творческое изложение: « Октябрь» Наступил октябрь. Природа готовится к зимнему сну. С севера тянет прохладным ветром. Небо стало по – осеннему серым. Всё чаще дни прохладные. Солнце уже редкая гостья. Деревья понемногу сбрасывает свои листья. Нередки прохладные дождики, трава уже не зелёная, а жухлая. Крик грачей, улетающих на юг, напоминает звон разбитого стекла. Они суетятся, хлопочут, торопятся на юг. Булькает вода в неглубоких лужицах. Тревожно становится на душе и у человека. Живая и неживая природа готовится встретить зиму. 4. Выборочный диктант на тему «Осень» (глаголы, прилагательные на осеннюю тему) 5. Экскурсия. - Обратить внимание на краски природы, цвет осеннего неба, воды, осенних деревьев. 6. Использование «корреспондентского блокнота» - для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации. - Каждый листок блокнота служит для записей по определённой микротеме сочинения: - опорные слова; - загадки; - пословицы, приметы; - данные о жизни и творчестве художника; - подбор языковых средств. II Этап. Урок обучающего сочинения. 1. Введение учащихся в определённую речевую ситуацию: тема, задачи урока. - В начале урока я говорила, что мы будем писать сочинение. - О чём узнаете из стихотворения Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. - О каком времени года говорится? - Какие слова говорят об этом? - Так о чём мы будем писать сочинение? Мы будем учиться писать сочинение по картине, и поможет нам в этом полотно Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь». (Слайд № 3) - На уроке, мы познакомимся с творчеством художника, с историей создания картины; - будем формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; - формировать умения отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами; - учить выражать в слове свои впечатления, представления. 2.Подготовка уч-ся к восприятию картины: (знакомство уч-ся с определённым временем, проведение беседы о художнике) - На уроках русского языка мы говорили о картинах с изображением природы. - Как вы называете такие картины? (пейзажи) - Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, исполненной тихой прелести русскую природу. Сообщение о писателе. Волков Ефим Ефимович — живописец-пейзажист. Родился в Петербурге 23 марта 1844, в семье фельдшера. Учился живописец в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1866) и в Академии художеств (1867—1870). Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок (1880—1918). Известен не только как пейзажист, но и как иллюстратор. Был удостоен звания академика. Член товарищества передвижников. Волков известен также не только как пейзажист, но и как книжный иллюстратор. Он создал ряд иллюстраций к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Отчизна». Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые "ландшафты", а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает. Умер Ефим Ефимович Волков в 1920 году в Петрограде История создания картины «Октябрь». В 1883 году Волковым была создана картина "Октябрь", "свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы". Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке. Наряду с образом болота другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от И. Шишкина, Ефима Волкова больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места. Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы. 3.Рассматривание картины (первичное). - Это очень важная часть урока, именно в те минуты, когда дети внимательно всматриваются в картину, стараются её понять. Воздействуют на чувства, дают толчок воображению. Рассмотри те картину в целом, проникните её настроением. 4.Беседа по содержанию картины: - Это упражнения на развитие речи , предполагающие диалог между учителем и учащимися по вопросам направленным на восприятии понимании картины, на осознании особенностей и творчества художника. Вопросы подводят к пониманию сюжета и идеи картины. - Произведения искусства , прежде воздействуют на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроения , вызванного рассматриванием картины. (Слайд № 4) - Какое настроение у вас возникло от увиденного? Выбери: Грустное, печальное, радостное, волнение Тревога, восторг, испуг, удивление Восхищение, интерес, торжество, беспокойство – Объясните свой выбор. - На своей картине Волков мастерски передаёт состояние природы – это лирическое переживание , увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее. - Перечислите всё то, что вы видите на картине. - Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Простой, непритязательный , но очень задушевный, навевающий грусть.) - Какой образ главный на картине? (Осенняя природа, жёлтые листья, берёзы) - Как художник показал осень? - Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают? ( жёлтые, коричневые, серо - голубая, бледно – серое.) - Художник строит общий колорит картины на приглушённых тонах чуть – холодноватых оттенках. Это придаёт жизненность, правдивость. - Что сразу задерживает взгляд зрителя? (берёзы) - Что вы видите на ближайшем плане, на заднем плане? (берёзы, землю, реку, небо) 5. Определение особенности композиции ( микротемы). - берёзки - земля - река - небо; - воздух - Что вы ощущаете глядя на картину? - Какие звуки можем услышать? 6.Сравнение впечатлений полученных от картины и от музыкального произведения. ( Звучит музыка П.И,Чайковского «Времена года») - Что вы представляете, когда слушаете музыку? - Что общего между впечатлениями? 7. Лексико – орфографическая работа. (тип текста - описание, стиль - художественный) - Подбор изобразительных средств к микротемам. (Слайд № 5) Работа со словами – антонимами: Счастливые – грустные Ясное – мрачное Тёплый – холодный Светлый – тёмный Чёрный – белый Далеко – близко Радостные - печальные Работа с синонимами: (назовите только те словосочетания , где глаголы будут употребляться в переносном значении) Прохладный (напиток, ветерок) хмурится (человек, небо) летят (листья, самолёты) засыпает (ребёнок, природа) течёт (ручей, время) (Слайд № 6) Работа над началом текста Пришёл октябрь. На берёзах почти нет листьев…. Правописание слов: ( на доске ) Понемногу, по – осеннему, серо – голубая, вдали, более, суетятся. Буквы заблудились: Б…леют, грус…ная, ств…лы, пр…хладная, ж…лтая, реч…ке, сол…це, …брасывают, т…ропятся. (Слайд № 7) 8.Составление плана, совместно с учителем . План I. Художник и его картина . II. Октябрь III.Отношение к картине. Ученикам предлагается таблица. Они должны её заполнить, чтобы дополнить 2 часть плана.
(Слайд № 8) Рабочие материалы по 2 части плана.
9. Устный пересказ отдельных частей. - Учитель выслушивает несколько вариантов. 10. Написание . 11. Самопроверка . III Этап. Проверка сочинений и анализ учителем . |