Методика преподавания естествознания
Вопросы к экзамену
(3 курс стационар, ОЗО)
Предмет, задачи методики преподавания естествознания.
Методологические основы методики начального естествознания, её связь с другими науками.
История развития методики преподавания естествознания в начальной школе в 18-19 вв.
В. Ф. Зуев и его учебник по естествознанию. А. Я. Герд – основоположник русской методики.
Развитие методики обучения естествознанию на современном этапе. Авторы современных программ и учебников.
Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания.
Формирование природоведческих представлений и понятий. Образование естественнонаучных понятий.
Межпредметные связи. Реализация межпредметных связей на уроках природоведения.
Обусловленность и задачи ознакомления младших школьников с природой.
Педагогическое значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника.
Экологическое образование и воспитание младших школьников.
Современные программы по природоведению. Общая характеристика программ.
Вопросы экологии в программах по природоведению.
Материальная база уроков естествознания: учебное оборудование, пришкольный участок и географическая площадка. Значение материальной базы.
Уголок живой природы, уголок краеведения. Значение, организация уголка живой природы и уголка краеведения в начальной школе.
Средства обучения естествознанию, их классификация. Натуральные объекты.
Наглядно-образные средства, модели, приборы. Методика применения на уроках природоведения.
Средства обучения естествознанию: учебники, печатные пособия, экранные пособия.
Методика обучения. Общая характеристика методов обучения, их классификация.
Практические методы обучения естествознанию.
Наблюдение как метод обучения естествознанию.
Методика работы со схематическими (знаковыми) источниками знаний. Работа с картой.
Словесные методы. Устное слово в системе методов обучения естествознанию.
Методические приёмы и их классификация. Выбор методов и методических приёмов.
Формы организации обучения естествознанию в начальной школе. Классификация форм обучения.
Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию.
Вводные, комбинированные, обобщающие уроки.
Образовательные, воспитательные, развивающие задачи, содержание курса природоведения.
Требования к уроку в начальной школе. Особенности уроков естествознания.
Подготовка учителя к уроку. Планирование учебной работы.
Формы, методы и средства ознакомления учащихся с окружающим миром.
Построение урока. Методика проведения урока природоведения.
Типы уроков естествознания в начальной школе.
Методика организации и проведения предметного урока.
Уроки с демонстрацией опытов. Организация практических работ на уроках природоведения.
Внеурочные формы обучения естествознанию.
Методика повторения учебного материала. Проверка и учёт знаний учащихся.
Значение и методика организации экскурсий по естествознанию.
Экологические экскурсии в природу.
Игровые формы обучения естествознанию. Значение игры в обучении школьников.
Методика подготовки и проведения ролевой игры.
Значение внеклассной работы по естествознанию. Организация внеклассной работы.
Массовые формы внеклассной работы. Организация тематических вечеров, праздников.
Особенности обучения в малокомплектной школе. Специфика урока.
Формы, методы и средства ознакомления учащихся младших классов с окружающим миром.
|