Скачать 75.42 Kb.
|
Уровень образования: основное общее образование Класс(ы): 8 класс Предмет(ы): География Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Урок: «Лесные зоны России» (8 класс) Образовательная цель. Познакомить учащихся с разнообразием лесных зон России, причиной различий лесов зоны тайги, смешанного и широколиственного леса. Познакомить с животными и растениями лесных природных зон. Сформировать знания о лесных природных зонах как о среде жизнедеятельности человека, о влиянии природы этих зон на образ жизни человека, показать значимость каждой из зон для каждого человека и для хозяйства страны в целом. Воспитательная цель. Воспитание чувства патриотизма, гордости за разнообразие природы нашей страны. Воспитание чувства причастности, ответственности и желания принимать участие в решении проблем лесных зон. Формирование экологического мировоззрения учащихся. Развивающая цель. Развитие географического мышления, позволяющего мыслить комплексно, пространственно. Формирование у школьников умения применять географические знания в повседневной жизни. Задачи урока: 1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в лесных природных зонах России. 2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в лесных природных зонах России. 3) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. 4) Выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека. 5) Расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу). 6) Воспитывать любовь к окружающей природе Тип урока: Урок формирования новых знаний. Приемы учебной работы: беседа, дискуссия, самостоятельная работа учащихся. Научные подходы: краеведческий, экологический Методические подходы: практико-ориентированный, творческий, личносто-ориентированный Оборудование: Карта природных зон России, физическая карта России, гербарий растений, экспозиция картин и плакатов Литературные источники, используемые при подготовке к уроку:
План урока:
1.Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя. 2. Актуализация знаний. Вспомните, что лес является важнейшим средством для смягчения неблагоприятных для организма человека внешних условий, он также незаменимый источник физического и психического здоровья людей. Здоровый воздух и благоприятный микроклимат, лесные пейзажи с их красотами, неповторимыми запахами лесных трав и лесными звуками вызывают в человеке чувство комфорта и удовлетворения. Лес — это "кислородный цех", "легкие планеты", "зеленое золото". Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои! С. Погореловский
Учитель: Нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа. На прошлом уроке мы изучали тему: «Природная зона как природный комплекс. Природные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о лесных зонах России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Индивидуальная карточка № 1 Задание. Запишите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре. Индивидуальная карточка № 2 Задание. Перечисли экологические проблемы тундры. Индивидуальная карточка №3 Задание. Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры? Индивидуальная карточка № 4 Задание. Перечисли сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни. Задания для остальных учащихся. По карте растительности и животного мира учащиеся определяют основные природные зоны, а учитель предлагает объяснить закономерности их размещения. Для этого им необходимо вспомнить об условиях жизни растений и животных, о природных зонах и суметь их обобщить. 1. Почему природные зоны сменяются с севера на юг? 2. Каковы особенности растительных и животных сообществ тундры и чем они объясняются? 3. Какие причины способствуют смене тундры лесотундрой? Как увеличиваются природные ресурсы лесотундры по сравнению с тундрой?
Учитель: Лесная зона занимает свыше 60% территории России. Это одна из самых больших лесных областей в мире, которая простирается от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Если всех жителей России равномерно по одному разместить в лесах, то мы не только не увидели бы, но и не услышали бы друг друга. Ведь на каждого пришлось бы … по 5 гектаров леса! Работа с текстом (по зоне тайги). Учитель предлагает следующее задание: Прослушайте, ощутите, что пишет писатель о сосновом и еловом лесах. Почувствуйте разницу, объясните её. Для какой природной зоны характерны сосновые и еловые леса о которых идет речь в работе Н.А.Бобринского: «Ель растет во влажных местах. Корни её неглубокие,и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневыносливая и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви самой ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. В сумраке и сырости елового леса могут существовать лишь тенелюбивые папоротники, кислица, разнообразные лишайники и грибы... Сосна же любит сухие песчаные пригорки. Её золотисто-красноватая кора блестит на солнце. Деревья стоят редкими колоннами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло...» Вопрос учителя: Чем объясняется продвижение ели на Крайний Север? Ответ учащегося: «Неглубокой корневой системой и возможным контактом с вечной мерзлотой, а также иглами-листьями». Кроме того, для ели нужна своя почва и, следовательно, они растут в соответствующих местах, причем ель может расти севернее, чес сосна. Кроме того, эти растения по-разному относятся к свету, имеют разных характер подлеска. Учитель: Тайга занимает большую часть площади лесной зоны. В Европейской части России, на Западно-Сибирской равнине и в горах Южной Сибири преобладает темнохвойная тайга с елью и сосной, а в Восточной Сибири – светлохвойная тайга с господством лиственницы. Кроме них, в сибирской и дальневосточной тайге растут пихта и кедровая сосна. Учителем предлагается слудующее задание по зоне смешанного леса. Прослушайте, ощутите, что пишет писатель Н.Н.Михайлов с своей книге «Твоя Родина» о смешанном лесе: «Средняя полоса России... Где-то севернее, за Волгой, простерлась глухая еловая тайга, где-то южнее, за Окой, обнажилась горячая степь, а тут, в полосе смешанных лесов, в междуречье Оки и Волги ель растет рядом с дубом; из стрельчатой чащи густозеленых колких елок вырывается и блестит на солнце светлая зелень удлиненных, волнисто-вырезанных листьев. Медностволой колонной взмыла над лесом сосна с взлохмаченной вершиной, показались остроконечных клен и округлая липа, взмахнул своими перистыми листьями ясень, встрепенулась сосна. И сквозь все проходит береза, белое дерево, так любимое русским человеком...» Вопрос учителя: «Перечислите виды деревьев, встречающиеся в отрывке, обитающие в смешанных и широколиственных лесах. При ответе учащиеся отмечают следующие породы деревьев: дуб, ель, сосна, береза, ясень, осина, клен. Учитель: К югу от тайги на Русской равнине и юге Дальнего Востока располагаются смешанные леса. В смешанных лесах Русской равнины наряду с сосной и елью растут дуб, клен, липа, береза, осина. На юге Дальнего Востока в хвойно- широколиственных лесах сохранились некоторые виды доледниковых растений ( бархатное дерево, лимонник и др.). Задание для учащихся: 1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали изучая зоны арктической пустыни, тундры, лесотундры 2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов. 3) Дать характеристику зоне лесостепей. 5. Контроль усвоения нового материала, его закрепление: Вопрос учителя: Чем объяснить появление ели в горах? Ответ учащегося: «Наличием высотной поясности в горах, с поднятием в горы температура уменьшается, и ель, любящая холод, там уживается» Вопрос учителя: Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги. Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля. Вопрос учителя: Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии. Внесите в таблицу пять типичных представителей древесных пород и видов животных тайги, смешанного и широколиственного лесов:
Вопрос учителя: Определите границу лесной зоны и условия, в которых произрастают леса. Чем интересны растения и животные лесных зон для вас? Все ли перечисленные животные и растения встречаются в конкоетной лесной зоне, или есть животные и растения, которые распространены во всех лесных зонах? Домашнее задание: параграф 30 (Раковская), 24 (Баринова) - пересказ, ответы на вопросы Подготовить кроссворд, мини-сообщение или презентацию по теме урока. Используя учебник заполните таблицу:
|