Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 103.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.05.2014
Размер103.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

педагогической деятельности

учителя физики Куншина Дмитрия Владимировича

«Применение электронных образовательных ресурсов при обучении физики»
1. Электронные образовательные ресурсы.

В настоящее время одной и наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности является применение электронных или цифровых образовательных ресурсов. Что же такое ЭОР? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае, к ЭОР можно отнести учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитофона или CD-плеера.

В настоящее время, современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Также часто ЭОР, называют цифровыми образовательными ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения информации.

Можно выделить несколько видов ЭОР, которые применяются на уроках:

- электронные учебные и методические пособия (электронные учебники);

- электронные задачники;

- средства поддержки практических занятий;

- библиотеки электронных наглядных пособий;

- виртуальные лаборатории;

- интерактивные карты и модели;

- модули проверки знаний;

- и другие.

Каждый из данных видов электронных образовательных ресурсов имеет свое назначение и место в структуре урока. В прошлое ушли времена, когда учитель был вооружен книгой, мелом и бумажным наглядным материалом. В настоящее время во все сферы жизни человека, в том числе и образование, вошли современные технологии, основу которых составляет решение различных задач с использованием компьютерной и мультимедийной техники.

Современный учитель должен не просто представлять, что такое ЭОР, но и успешно применять их в своей деятельности.

2. Применение ЭОР на уроках физики.

Применение электронных образовательных ресурсов при обучении физики открывает очень широкие возможности, так как физика – это предмет, в большей степени, практический и связанный с жизнью.

На своих уроках я использую различные формы применения ЭОР:

1. Библиотеки электронных наглядных пособий (БЭНП), электронные приложения к учебникам;

2. Компьютерные презентации:

- создание компьютерных презентаций к урокам;

- использование готовых компьютерных презентаций из электронных приложений и сети Интернет;

- создание презентаций силами учащихся.

3. Электронные учебники;

4. Модули проверки знаний;

5. Виртуальные лаборатории.

Но нужно отметить, что на уроке, чаще всего различные виды электронных образовательных ресурсов используются в комплексе.

Подробнее остановимся на применении электронных образовательных ресурсов из БЭНП или электронных приложений к учебникам.

Особое место на уроке физики занимает эксперимент. Именно он дает наглядное представление на проблему поставленную на уроке. Но, зачастую, для его показа нет возможности: он либо сложен для воспроизведения в условиях урока, либо для его постановки нет необходимого оборудования. Использование ЭОР, в данном случае, решает вышеуказанные проблемы.

Видеофрагмент или анимацию опыта можно показать перед объяснением материала в виде опережающего эксперимента с дальнейшим его обсуждением, в ходе изучения материала урока, или после изучения в качестве закрепления изученного.

Как показывает результат, учащиеся охотно включаются в деятельность, им интересно наблюдать и обсуждать увиденное.

Следует, однако, заметить, что не нужно увлекаться и перегружать показом видеофрагментов и анимаций. Перед уроком мной проводится тщательный просмотр и отбор ЭОР, которые имеются у меня по данной теме. Если объяснения диктором опыта сложно для восприятия, или используются термины, которые учащимся не знакомы, то такой фрагмент не проходит отбор и не используется. Кроме того, если эксперимент имеется возможность показать на уроке, то, непременно, следует сделать это. Так реальное представление всегда эффективнее виртуального.

Также следует уделить внимание использованию модулей проверки знаний учащихся. Я использую программу под названием «Физика ЕГЭ», разработанную учителем физики школы №73 г. Кирова Гаевским С.А., приобретенную мной у автора в 2005 году. Задания же для проверки знаний на уроке подбираю и вставляю сам. К сожалению, использую данную программу не так часто, так как нет возможности каждого учащегося проверить индивидуально. Для этого нужно, чтобы у каждого учащегося был доступ к компьютеру, что в условиях нашей школы пока нереально. Фронтальное же применение программы не дает возможности каждому поставить отметку.

Преимущество таких программ заключается в том, что они позволяют достаточно быстро и объективно оценить знания учащихся. При фронтальном же применении, такой тест интересен учащимся, прежде всего, необычностью выполнения.

Одним из самых распространенных форм применения ЭОР является показ презентаций. Но если 3 – 4 года назад он являлся одним из современных методов использования данного вида ресурсов, то в настоящее время, следует говорить, что показ презентаций просто как показ слайдов не несет большого эффекта.

Поэтому при создании презентации мной тщательно продумывается ее структура. Вокруг презентации на уроке я выстраиваю применение всех электронных образовательных ресурсов, применяемых на уроке. При построении презентации особое внимание уделяется, в какой ее части более эффективно уйти с помощью гиперссылки на тот или иной электронный ресурс, включая видеофрагменты, анимации или контролирующие программы.

Такая презентация уже является логически встроенной в урок и позволят эффективно использовать время при использовании ЭОР. Единственным дополнительным моментом является то, что необходимо используемый видеофрагмент или анимацию найти в структуре БЭНП или электронного приложения к учебнику.

При организации такого вида применения электронных образовательных ресурсов имеет место и использование готовых презентаций, созданных учителями физики и размещенных на их сайтах. Но прежде, чем использовать их необходимо, опять же, внимательно проанализировать и, при необходимости, внести изменения.

Еще одним видом применения ЭОР в виде презентаций, является создание их с дальнейшим выступлением учащимися класса. Этот прием позволяет учащимся, подготавливающим презентацию, более глубоко понять материал, сформировать у них умения выделять главное, анализировать, размышлять. Как правило, такой прием уместен при несложном для усвоения материале, а также материале прикладного характера (биография ученого, практическое применение изучаемого явления в жизни и т.д.) или проведения семинарных занятий. Так, например, при изучении темы «Электрический ток в различных средах» некоторым учащимся дается задание подготовить сообщение с презентацией об особенностях электрического тока в той или иной среде. После чего, каждый докладчик выступает с рассказом, сопровождаемым показом презентации на уроке-семинаре. Затем организуется обсуждение с вопросами и выводами.

3. Использование ЭОР на уроке «Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома».

Практическим примером применения ЭОР на уроках физики является урок по теме «Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома», проведенный мной в качестве открытого в декабре 2012 года.

Данная тема является одной из первых тем раздела «Электрические явления», изучаемого в 8 классе.

Презентация к данному уроку была построена по тому же принципу, что и говорилось выше. В ходе урока использовались следующие виды электронных образовательных ресурсов: модуль проверки знаний «Физика ЕГЭ» Гаевского С.А., мини-видеофильм «Опыт Иоффе и Милликена», снятый центральной кинолабораторией школьного фильма «ШколФильм», взятый с сайта youtube.ru, анимации из электронного приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика-8», разработанного издательством «Дрофа», фотографии и рисунки с различных сайтов Интернета.

Проверка знаний учащихся была проведена фронтально с помощью программы «Физика ЕГЭ» (хотя, еще раз необходимо отметить, что индивидуальное применение данного модуля более эффективно».

Затем через несколько слайдов презентации в качестве опережающего эксперимента был продемонстрирован видеофрагмент «Опыт Иоффе и Милликена», а затем анимация о строении атома (она является наиболее ценной в структуре урока, так как внутрь атома «заглянуть» нельзя не при каких условиях, тогда как данная анимация это позволяет сделать, пусть и в смоделированной ситуации).

В ходе урока ЭОР были уместно применены, не было перегруженности учащихся просмотром, кроме того, они позволили провести урок более эффективно и интересно.

Модель урока «Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома» представлена в приложении №1.

4. Применение ЭОР во внеклассных мероприятиях.

Электронные образовательные ресурсы открывают большие возможности и при проведении внеклассных мероприятий. Пространство Интернета позволяет в настоящее время найти практически любую информацию по задуманной тематике. Просмотр видеофрагментов, показ презентаций, фотографий и рисунков – все это возможно с помощью ЭОР.

При организации данного вида деятельности использование обычных презентаций, также становится не совсем актуальным. Поэтому при подготовке к внеклассному мероприятию создание презентации также имеет свою особенность. После того, как презентация готова, на слайдах размещен необходимый текст, фотографии и другие объекты, мною составляется текст к каждому слайду, который затем с помощью микрофона записывается как звук. Таким образом, представленная презентация имеет звуковое сопровождение. При запуске ее слайды сменяются автоматически и, таким образом, учащимся предлагается прослушать и просмотреть необходимый материал. Данный вид деятельности позволяет учащимся не отвлекаться на докладчика, сосредоточиться при прослушивании и просмотре материала.

После показа презентации, с целью закрепления и контроля прослушанного учащимся предлагается ответить на вопросы викторины. Как показывает опыт, учащиеся отвечают практически на все задаваемые вопросы, что говорит об их интересе во время изложения.

Такой прием при построении презентаций применялся мною при проведении мероприятий, посвященных 75-летию Ю.А. Гагарина, 50-летию космонавтики, 300-летию М.В. Ломоносова, мероприятия и других.

Сценарий указанных мероприятий представлены в приложении №2.

5. Дальнейшее применение электронных образовательных ресурсов при обучении физике.

Методы использования ЭОР, о которых говорилось выше, будут практиковаться в моей деятельности и в дальнейшем. Но необходимо двигаться дальше в указанном направлении.

В настоящее время я работаю над методической темой «Применение возможностей школьного сайта при обучении физике». Она предполагает расширение возможностей при обучении предмету. В настоящее время идет завершен первый этап – создание методической страницы и совершенствование ее дизайна.

Далее началось наполнение web-страницы учебным материалом, в частности презентациями. Впереди большая работа по составлению уроков, внедрению «он-лайновых» модулей контроля знаний, проверочных программ и других материалов с дальнейшим выходом на дистанционное обучение.

6. Основные проблемы в применении электронных образовательных ресурсов.

Несомненно, ЭОР несут много положительного и полезного в работу учителя при обучении предмета. Но нужно отметить и некоторые проблемы в применении этого вида современных ресурсов.

Во-первых, при их использовании не стоит применять их только ради применения. Любое использование ресурсов требует тщательного анализа уместно ли оно в структуре урока и не вызовет ли отторжение учащихся. Использование плохо подготовленного ресурса, непродуманное его место в структуре урока не несет не только пользы, но и, наоборот, вызывает неприятие учащихся.

Во-вторых, постоянное ежедневное применение без необходимости ЭОР также не дает должного эффекта, так как всего должно быть в меру.

В-третьих, использование электронных ресурсов при подготовке к уроке требует дополнительного времени, а также особых умений учителя.

В-четвертых, зависимость техники от внешних факторов (электричество, освещенность, связь и др.) не дает 100% гарантии, что данный урок будет проведен как он был запланирован.

7. Заключение.

В заключение нужно отметить, что применение электронных образовательных ресурсов в учебной и воспитательной деятельности несет большие возможности, но применяя их стоит помнить указанные выше проблемы и учитывать их при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.
Используемые ЭОР:
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru)

4. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов, «Физикон», 2003;

5. 1С: школа. Физика, 7 – 11 классы, библиотека электронных наглядных пособий, фирма «1С», 2004;

6. 1С: Репетитор. Физика, фирма «1С», 2007;

7. Физика. Мультимедийное сопровождение уроков, издательство «Учитель», 2011

8. Школьный физический эксперимент: сборник демонстрационных опытов для средней школы. Квантовые явления, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2008;

9. Школьный физический эксперимент: сборник демонстрационных опытов для средней школы. Основы молекулярно-кинетической теории, в 2-х частях, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2008;

10. Электронное приложение к учебнику Н.С. Пурышевой «Физика-7», издательство «Дрофа», 2012;

11. Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика-7», издательство «Дрофа», 2012;

12. Электронное приложение к учебнику Н.С. Пурышевой «Физика-8», издательство «Дрофа», 2012;

13. Электронное приложение к учебнику Н.С. Пурышевой «Физика-10», издательство «Дрофа», 2012;

14. Электронное приложение к учебнику Н.С. Пурышевой «Физика-11», издательство «Дрофа», 2012;

15. Модуль проверки знаний «Физика ЕГЭ», школа №73 г. Кирова, С.А. Гаевский
Необходимые технические и программные средства:
1. Компьютер или ноутбук (нетбук)

2. Мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска

3. Модем для выхода в Интернет

4. Динамики

5. Микрофон

6. Операционная система Windows XP/7

7. Офисный пакет программ Microsoft Office 2003/2007/2010

8. Графический редактор CorelDraw/Photoshop

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск