Западное Окружное Управление Образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа №81
Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»
учителей начальных классов Директор школы ГБОУ СОШ № 81
Протокол № 50 от 30.05.2013 г. приказ №115 от «02» сентября 2013г.
Председатель МО ___________ Тарасова С.И. ___________________ Чукашева В.В. Рабочая программа учебного предмета
по окружающему миру (ОБЖ и ПДД интегративно) для 2 –ых классов
на 2013/2014 учебный год.
Разработчики программы:
Брага И.Н., Чичерина И.Г., Голубовская Э.Р.
2013 год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий).
3. Основные требования к уровню подготовки второклассников к концу учебного года.
4. Содержание курса.
5. Учебно-методическое обеспечение.
6. Календарно-тематическое планирование (математика и ОБЖ).
Приложение. Тематическое планирование по ПДД.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Рабочей программы по русскому языку УМК «Школа России» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности , целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт второкласснику материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Это позволяет ученику осмыслить личный опыт, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
В рамках данной программы решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения второклассники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной,
и социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества имеют в программе сведения из области экономики, истории, современной социальной жизни.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Второклассники ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в музее, в парке. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют следующие виды деятельности учащихся: 1) распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем; 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Работа с детьми, начатая на уроке, продолжается и дома. Это и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Количество часов в год – 68 часов. Из них
Где мы живём? – 4 ч
Природа – 20 ч (в т.ч. 1 экскурсия)
Жизнь города и села – 10 ч (в т.ч. 1 экскурсия)
Здоровье и безопасность – 9 ч
Общение – 7 ч
Путешествие – 18 ч (в т.ч. 1 экскурсия) ОБЖ – 16 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты.
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные результаты.
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты.
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВТОРОКЛАССНИКОВ
ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Обучающиеся должны знать:
о природе: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времён год; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своём городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, в лесу, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества близких; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора», «равнина»; разнообразие водоёмов; части реки; название нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Обучающиеся должны уметь:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики») для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия. Важнейшие объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человек с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого члена семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта.
Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с главными достопримечательностями Франции, США, Индии, Японии, Китая.
Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме. Правила противопожарной безопасности. Опасные места в квартире, доме. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Учебно-методическое обеспечение. Учебник Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях. /А.А.Плешаков/ М. – Издательство «Просвещение», 2011 г.
Рабочая тетрадь Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях /А.А.Плешаков/ М. – Издательство «Просвещение», 2012 г.
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Окружающий мир. Издательство «Просвещение».
Поурочные разработки по окружающему миру к УМК А.А.Плешакова /Максимова Т.Н./ 2класс – М.: ВАКО, 2012 г.
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности: 1 – 4 кл. М. – Издательство АСТ, 2001 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № урока дата
| Тема
| Планируемые результаты
| Деятельность учащихся
| Информационное сопровождение
| I триместр Где мы живём? (4 ч).
| 1.
| Родная страна.
| Знать государственные символы России, отличать их от символики других стран; приводить примеры народов России.
| Работают с учебником, отвечают на итоговые вопросы, обсуждают, почему все народы России называют братскими.
| Электронное приложение.
| 2.
| Город и село. Проект «Родной город». ОБЖ Дом – машина для жилья.
| Знать особенности города и села.
| Работают с учебником: сравнивают городской и сельский дома, рассказывают о своём городе. Работают в паре над проектом «Родной город».
| Электронное приложение.
| 3.
| Природа и рукотворный мир.
| Знать, что такое природа. Различать объекты природы и рукотворного мира.
| Работают в паре: классифицируют объекты окружающего мира, работают с таблицей в тетради.
| Электронное приложение.
| 4.
| Проверим себя и оценим свои достижения.
| Выполнить тестовые задания в учебнике, оценить себя.
| Работают с учебником и тетрадью: оценивают свои достижения.
|
| Природа (20 ч).
| 1.
| Неживая и живая природа.
| Научиться различать объекты живой и неживой природы, устанавливать связи между неживой и живой природой.
| Приводят примеры неживой и живой природы, классифицируют их, составляют таблицу в тетради.
| Электронное приложение.
| 2.
| Явления природы. ОБЖ Опасность вредных привычек.
| Знать, что такое явления природы, различать явления живой и неживой природы.
| Анализируют иллюстрации учебника, составляют рассказ о своих наблюдениях. Практическая работа: работают с термометром.
| Электронное приложение.
| 3.
| Что такое погода.
| Знать, из чего складывается погода. Обозначать явления погоды условными знаками.
| Наблюдают и описывают состояние погоды за окном. Работают со взрослыми: фиксируют результаты наблюдений в «Научном дневнике».
| Электронное приложение.
| 4.
| В гости к осени (экскурсия).
| Наблюдать изменения в неживой и живой природе и делать выводы.
| Наблюдают изменения, устанавливают связь между ними, определяют природные объекты.
|
| 5.
| В гости к осени (урок).
| Закрепить знания об изменениях в осенней природе.
| Сравнивают картины осени по учебнику с наблюдениями на экскурсии.
| Электронное приложение.
| 6.
| Звёздное небо.
| Знать новые созвездия и различать их среди других созвездий.
| Находят по рисунку созвездия, моделируют созвездия.
| Электронное приложение.
| 7.
| Заглянем в кладовые Земли.
| Знать отличие горных пород от минералов, различать составные части гранита.
| Рассматривают образцы гранита, с помощью лупы исследуют его состав. С помощью атласа-определителя приводят примеры горных пород и минералов, читают и обсуждают отрывок из книги А.Е.Ферсмана «Моя коллекция».
| Электронное приложение. Коллекция «Гранит», «Полезные ископаемые».
| 8 – 9.
| Про воздух и про воду.
| Знать, почему воздух и воду относят к важнейшим природным богатствам.
| Рассказывают о значении воздуха и воды, анализируют схемы. Находят информацию об охране воздуха и воды в Интернете.
| Электронное приложение.
| 10.
| Какие бывают растения. ОБЖ Ядовитые растения и грибы.
| Знать, на какие группы делятся растения, выделять и сравнивать признаки этих групп.
| Называют и классифицируют растения. По схеме устанавливают различия между группами растений, формулируют выводы.
| Электронное приложение. Гербарий.
| 11.
| Какие бывают животные.
| Знать, на какие группы делятся животные, выделять и сравнивать признаки этих групп.
| Работают в паре: соотносят группы животных и их существенные признаки. Находят новую информацию в рассказах о животных.
| Электронное приложение.
| 12.
| Невидимые нити.
| Научиться находить связи в природе, между природой и человеком.
| Учатся изображать изученные связи с помощью моделей, обсуждают стихотворение Б.Заходера.
| Электронное приложение.
| 13.
| Дикорастущие и культурные растения.
| Различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные растения на группы.
| По гербарию сравнивают и различают растения, находят информацию о растениях в рассказах учебника, обсуждают материалы книги «Великан на поляне».
| Электронное приложение. Гербарий.
| 14.
| Дикие и домашние животные.
| Различать диких и домашних животных. Знать значение домашних животных.
| Работают в группе: приводят примеры диких и домашних животных. Находят информацию о животных в дополнительной литературе.
| Электронное приложение.
| 15.
| Комнатные растения.
| Научиться определять комнатные растения по атласу-определителю.
| Работают парами и группами: осваивают приёмы ухода за комнатными растениями по инструкции.
| Электронное приложение.
| 16.
| Животные живого уголка.
| Научиться определять животных живого уголка по атласу-определителю.
| Рассказывают о животных живого уголка и уходе за ними.
| Электронное приложение.
| II триместр
| 17.
| Про кошек и собак. ОБЖ Животные вокруг нас.
| Запомнить некоторые изученные породы кошек и собак.
| Рассматривают картинки различных пород кошек и собак, учатся различать породы. Обсуждают роль кошек и собак в жизни человека.
| Электронное приложение.
| 18.
| Красная книга.
| Знать, что такое Красная книга и почему туда попали некоторые виды растений и животных.
| Работают с учебником, используют информацию для составления собственных рассказов о Красной книге.
| Электронное приложение.
| 19.
| Будь природе другом! Проект «Красная книга».
| Узнать, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить.
| По учебнику знакомятся с правилами друзей природы и экологическими знаками. Совместно со взрослыми готовят презентацию проекта.
| Электронное приложение.
| 20.
| Проверим себя и оценим свои достижения.
| Выполнить тестовые задания учебника и оценить свои достижения.
| Работают с учебником и тетрадью: оценивают свои достижения.
|
| Жизнь города и села (10 ч).
| 1.
| Что такое экономика.
| Знать значение слова «экономика», называть составные части экономики.
| Рассказывают об отраслях экономики по предложенному плану, моделируют взаимосвязи отраслей экономики.
| Электронное приложение.
| 2.
| Из чего что сделано. ОБЖ Что и как мы едим.
| Узнать, из чего и как люди изготавливают некоторые изделия.
| Учатся классифицировать предметы по характеру материала, по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки.
| Электронное приложение.
| 3.
| Как построить дом.
| Узнавать различные строительные машины и материалы.
| Рассказывают о строительстве городских и сельских домов ( по наблюдениям), о строительных машинах и их назначении.
| Электронное приложение.
| 4.
| Какой бывает транспорт.
| Знать, на какие виды можно разделить транспорт.
| Учатся узнавать по фотографиям различные виды транспорта, рассказывать об истории транспорта, используя информацию из учебных текстов.
| Электронное приложение.
| 5.
| Культура и образование.
| Узнать, какие бывают учреждения культуры и образования, какую роль они играют в нашей жизни.
| Учатся различать учреждения культуры и образования, совершают виртуальную экскурсию в музей.
| Электронное приложение.
| 6.
| Все профессии важны. Проект «Профессии».
| Узнать о разнообразии профессий и их роли в нашей жизни.
| По фотографиям учебника находят представителей профессий, обсуждают их роль в нашей жизни, распределяют обязанности по подготовке проекта.
| Электронное приложение.
| 7.
| В гости к зиме (экскурсия).
| Наблюдать зимние изменения в живой и неживой природе, делать выводы.
| Наблюдают изменения в природе, устанавливают связи между ними.
|
| 8.
| В гости к зиме (урок). ОБЖ Зимняя река и география безопасности
| Закрепить знания о зимних изменениях в природе.
| Обобщают свои наблюдения и фиксируют их в «Научном дневнике». Работают в паре.
| Электронное приложение.
| 9.
| Проверим себя и оценим свои достижения.
| Проверить знания и умения по разделу.
| Выполняют тестовые задания, оценивают свои достижения.
|
| 10.
| Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии».
| Представить результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.
| Выступают с подготовленными сообщениями, презентациями. Обсуждают выступления одноклассников, оценивают свои выступления.
| Детские презентации.
| Здоровье и безопасность (9 ч).
| 1.
| Строение тела человека. ОБЖ Зачем нам нужна кожа.
| Знать, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему. Определять на своём теле места расположения внутренних органов.
| Работают в паре: извлекают из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, моделируют внутреннее строение тела человека.
| Электронное приложение.
| 2.
| Если хочешь быть здоров.
| Составить режим дня второклассника. Знать, что необходимо для сохранения здоровья.
| Составляют режим дня, обсуждают сбалансированное питание школьника, демонстрируют умения чистить зубы.
| Электронное приложение.
| 3.
| Берегись автомобиля! ОБЖ Учись читать дорожные знаки.
| Знать основные правила дорожного движения для пешехода, различать основные дорожные знаки.
| Моделируют сигналы светофора, соотносят изображения и названия дорожных знаков, формулируют правила движения по загородной дороге.
| Электронное приложение.
| 4.
| Школа пешехода.
| Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя
| Участвуют в практической работе по соблюдению изученных правил безопасности под руководством учителя.
|
| 5.
| Домашние опасности. ОБЖ Что делать при пожаре в квартире.
| Знать основные правила безопасного поведения в быту, учиться предвидеть опасную ситуацию.
| Формулируют правила безопасного поведения в быту, моделируют их с помощью условных знаков, отвечают на итоговые вопросы.
| Электронное приложение.
| 6.
| Пожар! ОБЖ Если горит у соседей.
| Знать основные правила противопожарной безопасности, уметь вызывать пожарных по телефону.
| Характеризуют пожароопасные предметы, рассказывают о назначении предметов противопожарной безопасности, моделируют вызов пожарной охраны по телефону.
| Электронное приложение.
| 7.
| На воде и в лесу. ОБЖ Лесной пожар.
| Знать основные правила безопасного поведения на воде и в лесу, учиться различать съедобные и несъедобные грибы, жалящих насекомых.
| Характеризуют потенциальные опасности на воде и в лесу, запоминают правила поведения во время купания, находят информацию в книге «Зелёные страницы».
| Электронное приложение. Муляжи грибов.
| 8.
| Опасные незнакомцы. ОБЖ Если кто-то звонит в твою дверь.
| Узнать, когда незнакомые люди могут быть опасны. Учиться правильно действовать в таких ситуациях.
| Запоминают правила поведения при контактах с незнакомцами, моделируют звонок по телефону в полицию и МЧС.
| Электронное приложение.
| 9.
| Проверим себя и оценим свои достижения.
| Проверить знания по разделу.
| Выполняют тестовые задания, работают с учебником и тетрадью.
|
| Общение (7 ч).
| 1.
| Наша дружная семья.
| Знать, что такое семья, семейные традиции.
| Рассказывают по рисункам и фотографиям о семейных взаимоотношениях, моделируют ситуации семейного чтения и семейных обедов.
| Электронное приложение.
| 2.
| Проект «Родословная».
| Подготовиться к выполнению проекта.
| Знакомятся с материалами учебника, распределяют задания, обсуждают способы и сроки работы.
|
| 3.
| В школе.
| Учиться оценивать роль школы в нашей жизни, характер взаимоотношений людей в школе.
| Рассказывают о своём школьном коллективе, моделируют различные ситуации общения на уроке и перемене.
| Электронное приложение.
| 4.
| Правила вежливости.
| Знать, что такое культура поведения и для чего она нужна.
| Обсуждают различные формулы вежливости, называют правила вежливости в различных ситуациях.
| Электронное приложение.
| 5.
| Ты и твои друзья.
| Знать и учиться выполнять правила поведения в гостях.
| Обсуждают проблему подарка в день рождения друга, правила этикета за столом, моделируют правила поведение за столом.
| Электронное приложение.
| 6.
| Мы – зрители и пассажиры. ОБЖ Кодекс выживания городского пешехода.
| Знать и учиться выполнять основные правила поведения в общественных местах.
| Обсуждают правила поведения в театре и в общественном транспорте, формулируют их на основе иллюстраций учебника.
| Электронное приложение.
| 7.
| Проверим себя и оценим свои достижения.
| Проверить знания по разделу.
| Выполняют тестовые задания, оценивают свои достижения.
|
| III триместр Путешествия (18 ч).
| 1.
| Посмотри вокруг.
| Знать, что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.
| Находят линию горизонта, различают стороны горизонта, делают вывод о форме Земли.
| Электронное приложение.
| 2 – 3.
| Ориентирование на местности. ОБЖ Если заблудился в лесу.
| Знать, что такое ориентирование на местности. Учиться ориентироваться по компасу.
| Работают в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомятся с ориен-тированием по солнцу и местным признакам.
| Электронное приложение. Компасы (раздат. материал).
| 4.
| Формы земной поверхности.
| Знать изученные формы земной поверхности, сравнивать по схеме холм и гору.
| Сопоставляют фотографии различных форм земной поверхности, анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе, составляют фоторассказ на тему «Красота гор».
| Электронное приложение.
| 5.
| Водные богатства.
| Различать виды водоёмов, рассказывать по схеме о частях реки.
| По учебнику учатся различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, анализировать схему частей реки, рассказывают о водных богатствах своего края.
| Электронное приложение.
| 6.
| В гости к весне (экскурсия).
| Наблюдать весенние изменения в неживой и живой природе, их взаимосвязь, делать выводы.
| Наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, используя при этом атлас-определитель.
| Атлас-определитель.
| 7.
| В гости к весне (урок).
| Знать основные признаки весенних изменений в природе.
| Обобщают свои наблюдения и фиксируют их в «Научном дневнике», моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.
| Электронное приложение.
| 8.
| Россия на карте.
| Знать, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Учиться читать карту.
| Сравнивают изображение на глобусе и карте, осваивают приёмы чтения карты, учатся правиль-но показывать объекты на настенной карте.
| Электронное приложение. Физическая карта.
| 9.
| Проект «Города России».
| Подготовиться к выполнению проекта: познакомиться с материалом учебника, распределить задания, способы и сроки выполнения.
| Находят дополнительный материал из разных источников, составляют презентацию своего исследования, оформляют стенд «Города России».
|
| 10.
| Путешествие по Москве.
| Знать, когда и кем была основана Москва, что такое план и как выглядит Москва на плане.
| Находят Москву на карте России, знакомятся с планом Москвы по учебнику, соотносят фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями.
| Электронное приложение.
| 11.
| Московский Кремль.
| Познакомиться с достопримечательностями Кремля и Красной площади.
| Обсуждают значение Кремля для каждого жителя России, читают текст учебника, находят в нём сведения из истории Кремля.
| Электронное приложение.
| 12.
| Город на Неве.
| Познакомиться с гербом и планом города, архитектурными памятниками.
| Знакомятся с планом С.-Петербурга, с памятником ПетруI, совершают виртуальную экскурсию с помощью Интернета.
| Электронное приложение.
| 13.
| Путешествие по планете. ОБЖ Чем важен сон.
| Знать, как выглядит наша страна на карте мира, что такое океаны и материки.
| Находят, называют и показывают на глобусе и карте океаны и материки.
| Электронное приложение. Глобус. Карта полушарий.
| 14.
| Путешествие по материкам.
| Узнать об особенностях каждого материка, учиться находить нужную информацию в различных источниках.
| Находят материки на карте мира. Работают в группе: знакомятся с особенностями материков, готовят сообщения, предлагают вопросы по содержанию сообщений.
| Электронное приложение. Карта полушарий.
| 15.
| Страны мира. Проект «Страны мира».
| Знать, какие карты называются физические, а какие – политическими. Познакомиться с политической картой. Готовиться к выполнению проекта.
| Учатся сравнивать физическую и политическую карту мира. Находят и показывают на политической карте мира территорию России. Готовят сообщения по проекту в парах.
| Электронное приложение.
| 16.
| Впереди лето. ОБЖ Повторенье – мать ученья.
| Узнать, что можно наблюдать в природе летом. Учиться определять растения и животные по атласу-определителю.
| Работают с атласом-определителем, читают и обсуждают рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», отвечают на итоговые вопросы.
| Электронное приложение.
| 17.
| Проверим себя и оценим свои достижения.
| Проверить знания по разделу.
| Выполняют тестовые задания по разделу, оценивают себя и свои достижения.
|
| 18.
| Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
| Представить результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.
| Выступают с подготовленными сообщениями (презентациями),обсуждают выступления одноклассников, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
| Детские презентации.
| |