Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер80.19 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > География > Презентация
Приложение 2

Дополнительный материал к презентации: «На Волге»

Презентация 5. ppt.
Весной 1887 года И.И.Левитан впервые поехал на Волгу. Он поселился в Васильсурске, но спускался и ниже по реке до Самары. Весна в том году выдалась холодная и дождливая. Волга встретила художника неприветливо. Он пишет оттуда А.П.Чехову: «Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно?». И действительно, он пробыл на Волге недолго, и летом мы находим его уже в Бабкине у Чеховых, а затем в Жуковке на Клязьме у Поленовых.

Волжская природа с ее просторами, с широким водным пространством вначале как будто бы даже смутила И.И.Левитана. Но вместе с тем она произвела на него очень большое впечатление, вошла в его душу и властно потребовала понять себя. На другой год И.И.Левитана снова потянуло на Волгу, и так он ездил туда в течение четырех лет, с 1887 по 1890 год, постепенно овладевая новыми для него мотивами и впечатлениями, художественно осознавая волжскую природу. Он будет ездить на Волгу до тех пор, пока не возьмет от нее все, что ему нужно, пока не исчерпает своих переживаний в ряде картинных образов. В них он обобщит, сконцентрирует, подытожит все то, что было увидено, пережито и понято на Волге, все то, что подсказала ему, вызвала в его уме и чувствах природа великой русской реки. Здесь, на Волге, совершился переход от первого, раннего периода творчества И.И.Левитана к новому, уже вполне зрелому периоду. Здесь его искусство окончательно сформировалось в своем содержании.
Той же весной 1887 года И.И.Левитан пишет А.П.Чехову: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти свои большие ощущения…». И.И.Левитан всю жизнь будет стремиться раскрыть это большое, значительное для духовного мира человека содержание природы. И ему всегда будет казаться, что он этого не может достичь:

«Как беден наш язык! Хочу и не могу -

Не передать ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною», -

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах», –
Писал как раз в эти годы А.А.Фет, которого любил декламировать И.И.Левитан. Как будет рад художник, когда критик В.А.Гольцев признает за его искусством эту замечательную способность.
(Презентация 5. ppt., вступительное слово).
В самом деле, не все же время лил дождь, хмурилась погода, и предавался меланхолии художник. Выдавались и радостные, солнечные дни. В один из таких дней и был написан этюд «Васильсурск» (Музей – усадьба В.Д.Поленова). Город изображен вдали, с возвышенности. И здесь художника занимает передача далевого, видимого сверху пейзажа с широкими планами земли и неба. Голубое небо покрыто белыми кучевыми облаками. Это придает пейзажу радостный и нарядный характер. В небе с облаками чувствуется ветреная погода. Написанный в красочной гамме, этюд этот очень красив и живописен, проникнут живым, непосредственным переживанием природы. (Презентация 5. ppt., слайд №2).
Особенно характерен и интересен по живописи этюд к недошедшей до нас картине «Пасмурный день на Волге» (Частное собрание, Москва). Он чрезвычайно темпераментен и в трактовке природы и в своей живописи, в ее цветности и энергичности мазков. Низкий горизонт и высокое небо с гонимыми ветром облаками, а внизу бурлящая, словно «кипящая» река, в волнах которой отражается свет, прорывающийся сквозь тучи. Эта высветленная вода резко контрастирует с темными силуэтами изогнутого берега и качающихся на воде судов. Все охвачено какой – то тревогой, тревожны и пятна цвета в своих контрастах: темные коричневые и зеленовато – серые в передаче берега и барж, серые свинцовые в облаках, желтые и красноватые от заката прорывы между облаками, в особенности у горизонта. Так энергично и страстно И.И.Левитан еще не писал. (Презентация 5. ppt., слайд №3).
Интересен пейзаж «Осень. Мельница». Сюжет этот, весьма распространенный в пейзажной живописи того времени (у В.Д.Поленова, А.П.Боголюбова и других), всегда понимался, начиная с Ф.А.Васильева, как лирический и в большей мере интимный. И.И.Левитан же, захваченный и увлеченный волжскими просторами, выразительностью пространственных разворотов, вводит их и в этот сюжет. Мельница изображается на фоне реки и лесистых холмов за нею. Природа словно ждет чего – то и застыла в молчании. Разлитая тишина и настороженность создается и приглушенной гаммой картины И.И.Левитана с ее осенними тонами листвы. (Презентация 5. ppt., слайд №4).
Картина «Вечер на волге» была начата еще в первую поездку. Оканчивалась же она зимой 1888 года, после второй поездки. В ней как бы суммировались впечатления и переживания обоих лет. Отсюда то богатство и сложность ее образа, которые делают этот небольшой пейзаж подлинной картиной.

«Левитан выразительно передает не только мотив, но и само переживание пасмурного вечера, - пишет Федоров – Давыдов, - когда надвигающаяся из – из горизонта туча, закрывая еще светлое небо, ускоряет наступление сумерек. Есть что – то суровое и неотвратимое в этой темной движущейся туче, как и стихийная сила в этой водной шири, уходящей далеко к горизонту, где едва виднеется берег».

Как отличается своей глубиной при внешнем сходстве композиция этой картины от предшествовавших ей изображений волжских пейзажей, так отличается и ее колорит. Сам характер серых и черных цветов теперь уже гораздо более живописен. Благодаря верно найденным отношениям белые тона как бы светятся, передавая борьбу угасающего света с надвигающейся темнотой.

То, что пугало И.И.Левитана вначале – стихийная мощь природы, - стало теперь осознанным и художественно выраженным в своей красоте и значимости. Картина «Вечер на Волге» экспонировалась на 8 Периодической выставке в числе других работ И.И.Левитана. (Презентация 5. ppt., слайд №5).

Картина «Вечер. Золотой плес» (Государственная Третьяковская галерея) является как бы итогом многочисленных поисков и достижений. Здесь приобретая ясную, почти классическую завершенность и четкость композиция речного пейзажа с изображением обоих берегов и текущей между ними ленты реки. Двигаясь в глубину, мы как бы постепенно «входим» в городок и переживаем его пейзажную красоту и лиричность. Домик спереди и в особенности высокая колокольня, задерживая взгляд, заставляют сильнее ощущать пространство далей, реки и берега за ней.

Тонкости и сложности красочных переходов на небе и на воде соответствует и сложность самого письма. Небо, как светлое, писано плотнее берега, а вода в свою очередь – плотнее неба. Там, где на воде изображаются блики света, И.И.Левитан особенно плотно, густо и даже пастозно накладывает краску.

Художник применяет технику работы мастихином. Эту технику мы. Как кажется, впервые встречаем у И.И.Левитана в этой картине.

Безмятежная светлая радость тихого вечера согласуется с предчувствием печали. Эта лирика природы есть одновременно и лирика человеческой жизни; в ней соединяются природа и жизнь людей, размах пространства могучей реки и интимность жизни городка на ней.

Отточенности композиции, органичного сочетания внутреннего лирического содержания картины с ее живописным строем, И.И.Левитан достиг, работая не с натуры, а по памяти. Сохранилось свидетельство художника С.А.Виноградова о том, как создавалась эта картина: «Я слышал, что он писал картину, там, в Плесе (закат), и писал следующим образом: ходил куда – то на гору каждый вечер и наблюдал закат, а днем писал картину по впечатлению, и так каждый вечер и день продолжалось». (Презентация 5. ppt., слайд №8).

Картина «После дождя. Плес» (Государственная Третьяковская галерея) как бы развивает то, что мы находим в картине «Вечер. Золотой Плес».

Это еще более тонкий и богатый в своем содержании показ природы в связи с жизнью маленького, типичного волжского городка.

В основе картины «Вечер. Золотой Плес» лежала передача широты пространства и спокойного величия волжской природы. Река словно дремлет в закатном мареве, все полно мира, покоя и тишины. Домики и церкви – детали в общей панораме этого спокойного, плавного пейзажа. В картине «После дождя. Плес» жизнь людей, ее следы – дома и церковь городка, баржи и лодки, бегущий по реке пароход – играют большую роль в изображении, как бы окрашивают пейзаж особым содержанием.

Именно таким, как бы сразу увиденным, представляется нам этот волжский вид с его движущимися по небу, набегающими друг на друга облаками, рябью на воде, бегущей по ней пароходом, покачивающимися у берега баржами. Динамична и передача строений городка вдали. Изображенные предметы столь же выразительны и эмоциональны, как и состояние погоды, образуя вместе то, что можно назвать эмоциональной атмосферой пейзажа, его лирическим звучанием. Оно и делает его таким впечатляющим, таким дорогим и близким зрителю. В этом обыденном виде России того времени получили воплощение чувство красоты, душевные переживания художника. (Презентация 5. ppt., слайд №8).

Весной 1890 года И.И.Левитан первый раз поехал за границу, а летом 1890 года художник опять едет на Волгу, сначала в Юрьевец. Эта поездка интересна тем, что здесь он делает зарисовки Кривоозерского монастыря, которые легли в основу картины «Тихая обитель»(государственная Третьяковская галерея). Исполнив карандашные наброски монастыря, берегов, монахов за рыбной ловлей и т.д. (альбом в Государственной Третьяковской галерее), И.И.Левитан продолжал работу в Плесе. По свидетельству С.П.Кувшинниковой, И.И.Левитан воплощал в пейзаже уже существовавший до того в его сознании образ. С.П.Кувшинникова так рассказывает историю создания картины. Еще в годы жизни в Саввинской слободе на И.И.Левитана произвел большое впечатление вид Саввино – Сторожевского монастыря при закате. «Прошло два года. Левитан поехал из Плеса в Юрьевец в надежде найти там новые мотивы, и, бродя по окрестностям, вдруг наткнулся на ютившийся в рощице монастырек. Он был некрасив и даже неприятен по краскам, но был такой же вечер, как тогда в Савине: утлые лавы, перекинутые через речку, соединяли тихую обитель с бурным морем жизни, и в голове у Левитана вдруг создалась одна из лучших его картин, в которой слились воедино и Саввинские переживания, и вновь увиденное, и сотни других воспоминаний». Понятие «тихая обитель» выражено чисто пейзажными средствами. Их частью, и притом очень существенной, является вечернее освещение, так гармонирующее с настроением тишины, мира, покоя, вечерней задумчивости и примиренности погружающейся в отдых природы. Лирика этой картины богата внутренним содержанием, в котором переживание красоты природы, тихая светлая радость переходят в легкую печаль. Здесь как бы вспоминаешь пушкинское: «Мне грустно и легко, печаль моя светла».

О впечатлении, производимым пейзажем И.И.Левитана, хорошо рассказывает А.П.Чехов в письме сестре от 16 марта из Петербурга: «Был я на передвижной выставке. И.И.Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор. По выставке чичеронствовал мне Григорович, объясняя достоинства и недостатки всякой картины; от левитановского пейзажа он в восторге. Полонский находит, что мост длинен; Плещеев видит разлад между названием картины и ее содержанием: «Помилуйте, называет это тихой обителью, а тут все жизнерадостно»… и т.д. Во всяком случае, успех у Левитана не из обыкновенных». Это действительно был крупный успех. «Тихая обитель» принесла И.И.Левитану общее признание. Отныне он знаменитый пейзажист, которого ценят и охотно принимают на выставки. С марта 1891 года он становится из экспонента членом ТПХВ. Его полотна покупают, и он приобретает прочное материальное положение. Еще в 1889 году молодой С.Т.Морозов, промышленник, любитель живописи, сам ею дилетантски занимавшийся, бравший уроки у И.И.Левитана, предоставляет художнику возможность работать в своей прекрасной мастерской в Трехсвятительском переулке на Покровском бульваре (Презентация 5. ppt., слайд №10).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск