Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 63.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер63.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Испарение и конденсация.

Цели урока:


  • образовательная - формировать понятия о явлениях испарения и конденсации;

  • развивающая - развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представление о процессах научного познания;

  • воспитательная - прививать культуру умственного труда.



Тип урока : - урок усвоения новых знаний.
Оборудование: сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки, опорные схемы.

План урока


  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Подготовка к усвоению нового материалы ( 3 мин).

  3. Актуализация опорных знаний (3 мин).

  4. Освоение нового материала (20 мин).

  5. Первичная проверка понимания и закрепления знаний (10 мин).

  6. Подведение итогов урока (3 мин).



Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
а) Мотивация
Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над ними,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в природе? ( круговорот воды в природе)
Верно. Сегодня будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значить, и облик нашей планеты был бы иным.
б) Формулировка темы урока
Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стеклышко.

  • Что вы наблюдаете?

  • Как и почему изменяется «картина» на стеклышке?

  • Как называют происходящие явления?

  • Какой будет тема урока? Это


«Испарение и конденсация»
Запишите тему урока в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока (см. приложение).
в) Постановка цели урока
Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает и др.

Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации.
3. Актуализация опорных знаний
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. В ходе ответов на вопросы будем заполнять схему, вы - в опорном конспекте, а я - на доске ( см. опорный конспект).

  • Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

  • В каких агрегатных состояниях может находится вещество?

  • Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

  • Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?

  • Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

  • Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему



4. Освоение нового материала
На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые в природе и в быту явления, связанные с испарением и конденсацией. В опорном конспекте изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно.

(На доске рис.1 прикрыт листом бумаги. Он открывается, когда ученики выполнили задание.)

Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу (рис.2). У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее?

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.

А что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения?

Испарение - это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности.

На столе, находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде?

Почему масса жидкости при этом не изменяется? Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации?



Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.
Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость ( рис.3). Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации. Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение - следствие модели испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации.

Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку? Да она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимает часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится. Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете? Почему? Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели. Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно - научного познания. Представим его в виде схемы:

Экспериментальная работа в группах
Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости. Сформируем группы по 4 человека. Предлагаю в группах обсудить этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы.

(Ученики затрудняются выдвинуть гипотезы, поэтому задаю наводящие вопросы.)

  • Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду?

  • Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?

  • Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?

  • Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?


Вы высказали несколько предположений - гипотез. Для того, чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести эксперимент. Используя имеющиеся у вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости:


  • От площади поверхности жидкости,

  • Рода жидкости,

  • Скорости ветра.

(После выполнения заданий представители групп докладывают, как скорость испарения зависит от каждого фактора.)

Сопоставьте результаты эксперимента и выдвинутого вами предположения. Сделайте вывод о правильности построенной нами модели. Таким образом, эксперимент доказал справедливость теоретических следствий, вытекающих из модели явления испарения, а значит, и ее правильность.

От чего еще может зависеть скорость испарения? От температуры. (Демонстрирую зависимость скорости испарения от температуры, капнув воду из пипетки на холодную и горячую электрические плитки.) А как объяснить этот опыт?

Конденсация - это процесс обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация? Вы правы: при конденсации происходит выделение энергии.
5. Закрепление знаний учащихся
Используя построенные модели явлений и конденсации, решим следующие задачи:

  • Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит.

  • Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему.

  • Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше делать? Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло?

  • Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?



6. Подведение итогов урока
Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?

Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Г.Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучили новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. Достигли ли мы цели урока? Большое спасибо за урок!
Домашнее задание: § 17, 18, упр. 10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск