Скачать 63.51 Kb.
|
Тема урока: Испарение и конденсация. Цели урока:
Тип урока : - урок усвоения новых знаний. Оборудование: сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки, опорные схемы. План урока
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Подготовка к усвоению нового материала. а) Мотивация Послушайте стихотворение: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над ними, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в природе? ( круговорот воды в природе) Верно. Сегодня будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значить, и облик нашей планеты был бы иным. б) Формулировка темы урока Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стеклышко.
«Испарение и конденсация» Запишите тему урока в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока (см. приложение). в) Постановка цели урока Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где? Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает и др. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации. 3. Актуализация опорных знаний Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. В ходе ответов на вопросы будем заполнять схему, вы - в опорном конспекте, а я - на доске ( см. опорный конспект).
4. Освоение нового материала На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые в природе и в быту явления, связанные с испарением и конденсацией. В опорном конспекте изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно. (На доске рис.1 прикрыт листом бумаги. Он открывается, когда ученики выполнили задание.) Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу (рис.2). У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. А что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения? Испарение - это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности. На столе, находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде? Почему масса жидкости при этом не изменяется? Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации? Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Конденсация - это явление превращения пара в жидкость. Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость ( рис.3). Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации. Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение - следствие модели испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации. Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку? Да она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимает часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится. Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете? Почему? Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели. Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно - научного познания. Представим его в виде схемы: Экспериментальная работа в группах Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости. Сформируем группы по 4 человека. Предлагаю в группах обсудить этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы. (Ученики затрудняются выдвинуть гипотезы, поэтому задаю наводящие вопросы.)
Вы высказали несколько предположений - гипотез. Для того, чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести эксперимент. Используя имеющиеся у вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости:
(После выполнения заданий представители групп докладывают, как скорость испарения зависит от каждого фактора.) Сопоставьте результаты эксперимента и выдвинутого вами предположения. Сделайте вывод о правильности построенной нами модели. Таким образом, эксперимент доказал справедливость теоретических следствий, вытекающих из модели явления испарения, а значит, и ее правильность. От чего еще может зависеть скорость испарения? От температуры. (Демонстрирую зависимость скорости испарения от температуры, капнув воду из пипетки на холодную и горячую электрические плитки.) А как объяснить этот опыт? Конденсация - это процесс обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация? Вы правы: при конденсации происходит выделение энергии. 5. Закрепление знаний учащихся Используя построенные модели явлений и конденсации, решим следующие задачи:
6. Подведение итогов урока Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным? Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Г.Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучили новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. Достигли ли мы цели урока? Большое спасибо за урок! Домашнее задание: § 17, 18, упр. 10. |