Рабочая программа по окружающему миру
1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы учебного курса «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
речевые;
организационные;
коммуникативные.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 2часа в неделю 66 часов.
Распределение часов в течение учебного года
-
Период обучения
| Количество часов
| Из них:
| Практических работ
| Проверочных
работ
| Экскурсий
| 1 четверть
| 18 часов
| 4
| -
| 3
| 2 четверть
| 14 часов
| 6
| 1
| -
| 3 четверть
| 18 часов
| -
| 1
| -
| 4 четверть
| 16 часов
| 1
| 1
| -
| Итого за год:
| 66 часов
| 10
| 3
| 3
| При изучении «Окружающего мира» младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Раздел
учебника
| № урока
| Дата
| Коррек-
тировка
| Тема урока
| Деятельность учащихся
| УУД
| Вводное занятие
3 часа Что и кто?
18 часов
| 1
|
|
| Задавайте вопросы. Вводный урок
| Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в
ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
Группировать объекты природы по признакам.
| Познавательные общеучебные действия:
Моделирование.
Структурирование знаний.
Смысловое чтение.
Личностные:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Действие смыслообразования.
Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли.
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Волевая саморегуляция.
Коррекция.
Оценка качества и уровня усвоения.
| 2
|
|
| Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой.
| 3
|
|
| Дорога от дома до школы.
Экскурсия № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
| 4
|
|
| Что и кто? Что у нас над головой?
| 5
|
|
| Что и кто? Что у нас над головой?
| 6
|
|
| Что у нас под ногами?
Практическая работа № 1 Знакомство с разнообразием камней.
| 7
|
|
| Что растёт на подоконнике?
Практическая работа № 2 Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа – определителя.
| 8
|
|
| Что растёт на клумбе?
| 9
|
|
| Что это за листья? Практическая работа № 3 Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям.
| 10
|
|
| Что такое хвоинки? Практическая работа № 4 Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду хвоинкам и шишкам).
| 11
|
|
| Что общего у разных растений?
| 12
|
|
| Экскурсия в тундру.
|
| 13
|
|
| Кто такие насекомые?
| Определять части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Различать лиственные и хвойные растения.
|
| 14
|
|
| Кто такие рыбы?
| 15
|
|
| Кто такие птицы?
| 16
|
|
| Кто такие звери?
| 17
|
|
| Что такое зоопарк?
| 18
|
|
| Что нас окружает дома? Обобщение по теме.
|
|
|
| 2 четверть
| 1
|
|
| Что умеет компьютер?
Практическая работа № 1 Знакомство с компьютером, простейшие приёмы работы с ним.
| 2
|
|
| Что вокруг нас может быть опасным?
| 3
|
|
| Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе)?
| 4
|
|
| На что похожа наша планета?
Практическая работа № 2 Знакомство с глобусом.
| Как откуда и куда?
12 часов
| 5
|
|
| Куда текут реки?
| Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, движение воды.
Анализировать влияние человека на природу.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Применять простейшие навыки ухода за комнатными
| Познавательные общеучебные действия:
Умение структурировать знания;
Смысловое чтение;
Знаково – символическое моделирование;
У П логические Д
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей;
| 6
|
|
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| 7
|
|
| Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа № 3.Сборка простейшей электрической цепи.
| 8
|
|
| Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа № 4 Изучение свойств снега и льда.
|
| 9
|
|
| Как живут растения? Практическая работа № 5 Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями.
| растениями.
Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим.
| Классификация объектов;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
Планирование;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция.
| 10
|
|
| Как живут животные?
| 11
|
|
| Как ухаживать за кошкой и собакой?
| 12
|
|
| Как помочь птицам зимой?
Практическая работа № 6 Изготовление простейшей кормушки для птиц.
| 13
|
|
| Как путешествует письмо?
| 14
|
|
| Обобщение по теме. Проверочная работа по теме: Как, откуда и куда?
|
|
|
| 3 четверть
| 1
|
|
| Откуда берутся изюм, шоколад и мёд?
| 2
|
|
| Откуда берётся и куда девается мусор?
| 3
|
|
| Откуда в снежках берётся грязь?
| Когда и где? 9 часов.
| 4
|
|
| Когда придёт суббота?
| Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Одежда людей в прошлом и теперь. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых.
| Познавательные общеучебные действия:
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания;
Моделирование;
Смысловое чтение.
| 5
|
|
| Когда наступит лето?
| 6
|
|
| Где живут белые медведи?
| 7
|
|
| Где живут слоны?
| 8
|
|
| Где зимуют птицы?
| 9
|
|
| Когда жили динозавры?
| 10
|
|
| Когда появилась одежда?
| 11
|
|
| Когда изобрели велосипед?
| 12
|
|
| Когда станешь взрослым?
| Почему и зачем?
17 часов.
| 13
|
|
| Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?
|
| У П логические Д
Анализ объектов;
Синтез объектов;
Сравнение объектов;
Классификация объектов.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
Планирование;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция.
| 14
|
|
| Почему идёт дождь и дует ветер?
| 15
|
|
| Почему звенит звонок?
| 16
|
|
| Почему радуга разноцветная?
| 17
|
|
| Почему их так назвали?
| 18
|
|
| Обобщение и повторение. Проверочная работа по теме: Почему и зачем?
|
|
|
| 4 четверть
| 1
|
|
| Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
| 2
|
|
| Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
| 3
|
|
| Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| 4
|
|
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа № 1 Простейшие правила гигиены.
| Применять правила личной гигиены.
Описывать на основе наблюдений различные явления природы.
Применять правила поведения в транспорте.
Классифицировать транспорт по назначению.
Понимать значение слова «экология».
Анализировать ситуации с точки зрения экологии.
| Познавательные общеучебные действия:
Смысловое чтение;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Моделирование
| 5
|
|
| Зачем мы спим ночью?
| 6
|
|
| Зачем строят корабли?
| 7
|
|
| Зачем нужны автомобили?
| 8
|
|
| Почему поезда такие длинные?
| 9
|
|
| Зачем нужны самолёты?
| 10
|
|
| Зачем летают в космос?
| 11
|
|
| Почему мы часто слышим слово «экология»?
|
| 12
|
|
| Как мы находили ответы на свои вопросы?
|
| У П логические Д
Анализ объектов;
Сравнение объектов;
Установление причинно-следственных связей;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества;
Постановка вопросов;
Управление поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка);
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
Целеполагание;
Планирование;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция.
| 13
|
|
| Проверочная работа за год.
| 14
|
|
| Повторение по теме: Что и кто?
| 15
|
|
| Повторение по темам: Как, откуда и куда? Когда и где?
| 16
|
|
| Повторение по теме: Почему и зачем?
| |