Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации21.05.2014
Размер2.49 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого).

Данная программа подкреплена учебником Суховой Т.С., Строганова В.И. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 5 классе на реализацию курса экологии «Введение в биологию и экологию» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 25 часов, на лабораторные работы – 6 часов, на практические работы – 1 час, на экскурсии – 2 часа.

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Вводный курс экологии «Введение в биологию и экологию» даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предполагается ввести учащихся 5 класса в мир биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята информация о живой и неживой природе, которые ученики получили в курсе «Окружающий мир». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии и биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Курс экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов состоит из следующих разделов:


Раздел

Кол. часов

Введение

1. Явления в живых организмах

2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

3. Как питаются живые организмы

4. Многообразие живого мира

5. Среда обитания. Факторы среды

6. Природное сообщество

7. Человек и природа

1

6

1

12

5

4

3

2


Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторные и практические работы и экскурсии.

Ожидаемый результат изучения курса экологии «Введение в биологию и экологию» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

Учебно-тематическое планирование курса «Введение в биологию и экологию»

Классы: 5

Количество часов - 34 часа (1час в неделю)

Плановых контрольных уроков – 2 часа

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Календ.

сроки

Вид

занятия

Виды и формы

деятельности

Нагляд. пособия и ТСО

Виды контроля

Повторение


1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.
9.


10.

11.

12.

13.

14.

15.


16.


17.

18.


19.

20.


21.

22.
23.


24.

25.
26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.
33.

34.

Введение

Многообразие явлений и процессов в природе

Тема 1. Явления в живых организмах
Живые организмы

Прибор, открывающий тайны
Как идёт жизнь на Земле

Как размножаются живые организмы

Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются

Почему всем хватает места на Земле
Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия
Тема 3. Как питаются живые организмы

Как питаются разные животные

Как питается растение

Только ли лист кормит растение
Как питаются паразиты


Нужны ли минеральные соли животным и человеку
Можно ли жить без воды


Можно ли жить не питаясь.

Как можно добыть энергию для жизни
Запасают ли живые организмы питательные вещества

Тема 4. Дыхание и обмен веществ
Можно ли жить и не дышать

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду
Контрольно-обобщающий урок по темам «Явления и процессы в живых организмах», «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды»

Тема 5. Многообразие живого мира

Деление живых организмов на группы


Царства живой природы. Растения

Царства живой природы. Грибы

Царства живой природы. Животные

Царства живой природы. Бактерии. Вирусы

Урок закрепления знаний по теме «Многообразие живого мира»
Тема 6. Среда обитания. Факторы среды
Среда обитания. Факторы среды

Кто живет в воде


Обитатели суши

Кто живёт в почве


Организм как среда обитания
Тема 7. Природное сообщество

Природное сообщество. Экосистема
Как живут организмы в природном сообществе

Тема 8. Человек и природа
Человек – часть живой природы
Влияние человека на биосферу

1 ч
1

6 ч

1

1

1

1


1

1




1


8 ч
1


1

1

1

1

1


1


1



1

1

1



1


1

1

1

1

1



1

1

1

1

1


1

1



1


1


7.09.09

14.09.09

21.09.09

28.09.09


5.10.09


12.10.09

19.10.09

26.10.09
11.09


11.09

11.09


повторе-ние
открытие знаний
лаборатор-ная работа
исследо-вание
исследо-вание

экскурсия
мозговой штурм
открытие знаний

панорама


поиск

поиск

открытие знаний
решение

задач
исследо-вание
открытие знаний

викторина


открытие знаний
игра (морской бой)

презента-ция

путешест-вие
открытие знаний
практикум


открытие знаний

мини-конфер.
практикум

панорама
открытие знаний
контроль знаний


открытие знаний
экскурсия
акция

защита проектов


эвристическая беседа

с/р. Анализ рисунков учебника
с/р. Анализ текста учебника
работа в парах

лабораторная работа

лабораторная работа


групповая сам. работа

состав. коллекций


закладка опыта

с/р. Анализ рисунков учебника


с/р. Анализ текста и рисунков учебника

решение экологических задач

тв/р. «Почему у животных разные зубы»(анализ допол. литературы)
лабораторная работа

лабораторная работа

с/р. Анализ текста и рисунков учебника

тв/р. «Полезные паразиты» (анализ допол. литературы)

с/р. Анализ таблиц и рисунков учебника,

решение экол. задач

наблюдение и описание опытов
с/р. Анализ рисунков учебника

работа в парах
решение экологических задач
с/р. Анализ текста и рисунков учебника

решение экол. задач

работа в команде, в парах

решение экологических задач

с/р. Анализ схем

с/р. Заполнение таблицы

с/р с различными источниками знаний
с/р с различными источниками знаний

с/р. Заполнение таблицы

л/р в парах

анализ Красной книги

с/р. Анализ текста и рисунков учебника

с/р. Анализ текста и рисунков учебника

выступление с творческим проектом
практическая работа в группах
с/р. Анализ текста и рисунков учебника
с/р. Анализ Красной книги Саратовской области

с/р с различными источниками знаний
решение экологических задач


с/р. Анализ текста и рисунков учебника
групповая сам. работа

п/р. Посадка декоративных и комнатных растений
выступление с творческим проектом




лабораторное оборудование: штатив, хим. стакан, про-бирка, колба, спиртовка

микроскопы

микроскопы, м/п «Плесень»
лупы, пророщ. семена фасоли


Маршр. листы с зад. по теме экскурсии

пробирки, сухие семена

табл. «Цепи питания», «Приспособ-ленности организмов
табл. «Пище-вар. система: человека, ра-ка, моллюска, дож. червя»

табл. «Внутр. строение листа»

гербарий «Типы корней и корневых систем»

табл. «Скелет человека», «Зубы»

пр-ка с сух. семенами, спиртовка, держатель


модель «Строение яйца»

карт.- задания по теме

табл. «Дыхат. система: рыб, земноводных, птиц, человека»
Табл. «Круговорот вещества в экосистеме»


Табл. «Много-образие органического мира»

иллюст. матер. по теме
Табл. «Шляп. грибы», «Плес грибы», «Грибы- паразиты», те-ла трутовиков

Табл. «Типы и классы животных», микроскоп, микропреп. «Простейшие»

экземпляры комнатных растений

табл. «Водные обитатели», «Ластоногие», «Рыбы»

«Обитатели пустынь и степей»

Табл. «Паразитичес. черви»

табл. «Природное сообщество», «Экосистема»
маршр. листы с зад. по теме экскурсии

посадочный материал, инструменты


фронт.устный

тестовый

инд. устный , взаимо-контроль

индивид.

письменный
индивид.

письменный

индивид.

письменный


фронтальный,

индивидуальн. устный опрос


тестовый
фронтальный

устный


индивидуальн. устный опрос


фронтальный

устный опрос

индивидуальн.

письменный
фронтальный

устный
фронтальный, индивидуальн.

устный
тестовый
фронтальный, индивидуальн.

устный
фронтальный, индивидуальн.

устный


фронтальный, индивидуальн.

устный

фронтальный, индивидуальн.

устный,

взаимоконтр.,

самоконтроль

индивидуальн.

устный и письменный

индивидуальн.

устный взаимоконтр.,

самоконтроль

фронтальный

устный и письменный
взаимоконтр.
тестовый
индивидуальн.

устный взаимоконтр.,

самоконтроль


взаимоконтр.,

самоконтроль
фронтальный

устный и письменный


индивидуальн.

устный
тестовый
тестовый
индивидуальн.

письменный

взаимоконтр.,

самоконтроль
взаимоконтр.,

самоконтроль

индивидуальн.

устный

взаимоконтр.,

самоконтроль


наука, тела живой и неживой природы, явление, методы исследования, окружающая среда, размножение, процессы жизнедеятельности

бактерии, грибы, растения, животные, среды обитания,
правила по техники без-опасности при работе с лаборатор. оборудованием

живые организмы


правила поведения во время экскурсии


благоприятные и неблагоприятные условия

среда обитания, условия среды, паразиты, хищники, цепи питания

хищники, травоядные, органы пищеварительной системы
свет, вода, углекислый газ,

строение цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя

организм – среда обитания,

правила личной гигиены
цепи питания, минеральн. в-ва, загрязнение почвы, правильное питание
Вода – источник жизни, вода – растворитель.
Пища – источник жизни, фотосинтез, органич. в-ва
Яйцо, семя, зародыш, молодой организм

Клетка, лист, корень, воздух, лёгкие, кислород, углекислый газ

Все понятия тем 1– 4.

Царства живой природы: бактерии, растения, животные, грибы
Фотосинтез, значение растений в жизни человека
Съедобные и ядовитые грибы

Группы животных: птицы и звери; одноклеточные организмы

Клетка. Микроскоп. Правила работы с микроскопом, правила техники безопасности
Царства органического мира; среда обитания организмов

Комнатные растения, почва, вода, полив, рыхление; правила техники безопасности

Лес, пустыня, воздух, степь

Почва, приспособленности к среде обитания
Паразиты, правила личной гигиены

правила поведения во время экскурсии


правила поведения во время работы на пришкольном участке
охрана природы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск