РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Е.П. Новикова
«____»________ 2012 г.
| СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
Н.В.Сидякова
«____»________ 2012 г.
| УТВЕРЖДЕНО
Директор школы №15
С.Н.Столярова
Приказ № ___
от «____»________ 2012 г.
|
«Уроки доброты»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
для учащихся 1-2 классов
Составитель:
Воспитатель ГПД 2 квалификационной категории
Николаева Юлия Олеговна
г. Нижний Новгород
2012
Содержание
|
| стр.
|
| Пояснительная записка к программе курса «Уроки доброты»
| 3
|
| Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Уроки доброты» 1-2 класс
| 8
|
| Содержание программы
| 10
|
| Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
| 23
|
| Учебно-методическая литература
| 24
|
| Приложение
| 25
| Пояснительная записка
к программе курса «Уроки доброты»
Данная работа представляет собой программу курса духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что наряду с развитием нравственных качеств большое внимание в ней уделяется воспитанию свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, формированию у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни, созданию условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка».
Вид программы.
Модифицированная
Цель программы. Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи программы.
Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Развитие творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной внеклассной деятельности;
Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Учащиеся 1 - 2 классов (7-9 лет). Состав группы постоянный, набор свободный, 10-25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, 34 часа в год.
Формы занятий:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
праздники.
Ожидаемые результаты.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
У обучающихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формы подведения итогов реализации программы.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии
| Показатели
| Измерители
| Сформированность моральных норм и правил поведения
| Знает основные моральные нормы и правила поведения
| Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
| Соблюдает моральные нормы и правила поведения
| Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
| Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
| Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
| Для оценки результативности программы «Уроки доброты» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Уроки доброты»
класс
Тема
| Общее количество часов
| В том числе
| Теоретические
| Практические
| I. Радость знакомства
| 9
| 1
| 8
| II. Учимся общению
| 8
| -
| 8
| III. Быть человеком
| 10
| -
| 10
| IV. Как прекрасен этот мир
| 7
| -
| 7
| Итого
| 34
| 1
| 33
|
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Уроки доброты»
1-2 класс
№ П/П
| Тема занятия
| Кол-во
часов
|
| Введение. Знакомство
| 1
|
| Самопознание
| 1
|
| Путешествие в Страну Доброты
| 1
|
| Здравствуйте!
| 1
|
| Доброе сердце
| 1
|
| Настоящий, верный друг
| 1
|
| Наш дружный класс
| 1
|
| Добрые волшебники
| 1
|
| Сказочные подарки
| 1
|
| Азбука мудрости
| 1
|
| Учимся дружить
| 1
|
| Учимся вежливости
| 1
|
| Учимся помогать другим
| 1
|
| Учимся прощать
| 1
|
| Учимся у старших
| 1
|
| Радость общения
| 1
|
| Я уважаю себя и других
| 1
|
| Доброта
| 1
|
| Учимся доброте
| 1
|
| Милосердие
| 1
|
| Быть милосердным
| 1
|
| Быть трудолюбивыми
| 1
|
| Ответственность
| 1
|
| Быть ответственным
| 1
|
| Честность
| 1
|
| Быть честным
| 1
|
| Учимся творить добро
| 1
|
| Учимся беречь природу
| 1
|
| Как прекрасен этот мир
| 1
|
| Секреты здоровья
| 1
|
| Береги здоровье с молоду
| 1
|
| Красота души человека!
| 1
|
| Наши лучшие друзья
| 1
|
| Чему мы научились
| 1
|
Содержание программы. 1 -2 класс (34занятия)
|