Скачать 97.35 Kb.
|
Доклад заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе «Формирование здорового образа жизни школьников на уроках и во внеурочной деятельности» «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.» В.А. Сухомлинский. Сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса. Наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом, наличие обучающихся с нарушениями осанки и зрения. Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
В соответствии с законом “Об образовании Российской Федерации” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Перед школой стоит цель: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих: 1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях 2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека. 3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда. 4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков и факультативных занятий.
Во внеурочной деятельности формирование здорового образа жизни учащихся ведется в соответствии с программой «Школа здоровья». В прошлом учебном году начала реализовываться программа здоровьесбережения под названием «Школа здоровья». Механизм осуществления программы
Основные блоки программы:
Задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса. Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся “группы риска” должно помочь педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Отдельным блоком выделен блок физического развития, в котором акцентируется внимание на увеличение двигательной активности. Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы
Основные мероприятия по реализации программы Общешкольные мероприятия Малые олимпийские игры Дни здоровья Игра «Зарница» «Стартинейджер» Игра «Весенний букет» Эстафета по улицам посёлка Спортивные соревнования Пионербол Волейбол Мини-футбол Баскетбол Настольный теннис Лыжные гонки Легкая атлетика Стритбол Классные часы 5 класс Делу время – потехе час 6 класс Что имеем не храним – потерявши плачем 7 класс 25 000 шагов к здоровью, или движение – это жизнь 8 класс Сделай свой выбор 9 класс Алкоголь и человечество. Кто победит? 10 класс Здоровье – привилегия мудрых 11 класс Проблема зависимости от психоактивных веществ Диагностические беседы 5 класс «Как беречь здоровье?» 6 класс «Спорт в моей жизни» 7 класс «Здоровый образ жизни» 8 класс «Искусство жить с непохожими людьми» 9 класс «Трудно сказать «нет»?» 10 класс «Здоровый человек» 11 класс «Здоровая нация» Ожидаемые результаты.
|