Скачать 2.11 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Вот и наступило долгожданное лето! Дети и подростки с большим нетерпением ждут летние каникулы. Это смена впечатлений, мест, круга общения, постоянное движение. Сегодня ребенок выступает центром педагогического мироздания. Современные дети - это представители поколения, ориентированного на экономическую самостоятельность, легко включающегося в предпринимательскую деятельность, стремящегося одновременно к межличностному общению и уединению, самопознанию и самосовершенствованию. Лето - период, благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и влияния взрослых. Общение - сфера, стимулирующая такой обмен, позволяющая приобрести опыт взаимоотношений. Лето - период свободного общения детей, удовлетворения каждым из них сформированных интересов, приобретения новых в сферах, ранее недоступных. И лагерь - одно из немногих мест, в котором могут сочетаться организация образовательной и практической деятельности, формирование качеств лидера, привитие умений и навыков здорового образа жизни. В лагере ребята получают дополнительные возможности самореализации, раскрытия скрытых талантов и способностей. В лагере показатель ценности личности - не успехи в учебе, а своеобразие человека, его личные таланты и возможности, имеющиеся у каждого. Задача педагогов создать необходимые возможности для реализации поставленных целей и задач. Для того чтобы правильно организовать работу в лагере, в учебно-производственной бригаде педагогам необходимо знать логику развития детского временного коллектива. Детский временной коллектив включает в себя основные периоды развития, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Существует, как правило, три периода: организационный, основной и заключительный. Оргпериод, он же период адаптации. Результатом оргпериода должно стать становление коллектива, выявление лидеров, развитие интереса к своему отряду, лагерю, бригаде, привыкание детей к ритму жизни и требованиям лагеря; понимание каждым ребенком перспективы собственного успеха в раскрытии и реализации себя, успеха в общении, в развитии своих возможностей. Основной период - это время развития коллектива, проявление личности, время развития личностных отношений. Это период включения личности в социальное творчество (т.е. творческий подход к восприятию окружающего мира). Педагогическая позиция: - наблюдение, коррекция взаимоотношений, включение в жизнедеятельность; педагогическое влияние на реакцию детей на события, происходящие вокруг и с самой личностью;
Заключительный период - период рефлексии. Итогом должно стать:
Органы самоуправления в заключительный период способствуют созданию атмосферы коллективного анализа; создают атмосферу значимости каждой личности в коллективе и уникальности данного коллектива; создают «фестивальное» настроение. В последние годы в республике значительное внимание уделяется организации отдыха, труда и оздоровления детей и подростков. На решение вышеназванной проблемы делается установка в Послании Главы РМ Государственному собранию РМ. Распоряжением Правительства РМ утверждаются организационные моменты, источники финансирования, организационные формы летней занятости детей и подростков. Ежегодно растет число учащихся, охваченных летним отдыхом и оздоровлением. Если в 1999 году летней кампанией было охвачено 78 %, то в 2003 - 85 %. Разнообразятся организационные формы лагерей, положительно решаются вопросы индивидуального трудоустройства учащихся в летний период. Возрождаются лагеря труда и отдыха. Совершенствуется содержание деятельности профильных лагерей, лагерей активистов сельских школьников и дополнительного образования. Делается все возможное для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. В данном сборнике систематизированы действующие документы, но основным видам лагерей, по соблюдению правил пожарной безопасности, гигиенических норм и санитарных правил, охраны жизни и здоровья учащихся. Включены примерные программы профильных лагерей, режим дня и перечень основных обще лагерных мероприятий. Сборник рекомендован для руководителей учреждений образования, органов управления образованием, начальников лагерей. ТАЙНЫ ЛЕСНОГО КЛЕЩА Весной, когда пробуждается природа, земля покрывается свежей зеленью, а в лесах на все голоса щебечут птицы, пробуждаются и носители опасных инфекций. К особо опасным инфекционным заболеваниям относится клещевой энцефалит. Сущность его связана с проникновением вируса в организм человека и его развитием преимущественно в нервной ткани. Заболевание происходит тяжело, с воспалением головного и спинного мозга, последствия чего часто ведут к потере трудоспособности, инвалидности и даже гибели человека. А виновата в этом маленькая букашка - лесной клещ. ПОРТРЕТ Внешне голодный клещ похож на клопа: уплощенное, овальное тело, суженное спереди, где расположен хоботок с хитиновыми зубцами, направленными назад, и режуще-сосущий ротовой аппарат, что позволяет кровососу легко внедряться и крепко удерживаться на теле человека. Размеры клещей невелики - от 2 до 3,5 мм. При насыщении кровью тело клеща становится шарообразным, серого цвета, а в объеме увеличивается в 100 раз. МЕСТО ОХОТЫ Многие люди ошибочно думают, что клещи падают с деревьев. В действительности же они двигаются вертикально вверх по траве и кустарникам на высоту 30-80 см от почвы. Накапливаются клещи ближе к тропам животных, к зарастающим лесным дорогам и просекам.С мая по июнь это самые опасные места. Необходимо помнить, что клещи обитают не только в густой лесной чаще, но и в зарослях дорог, на берегах рек. Они сидят на концах листьев деревьев и ожидают добычу, выкину к вперед передние ноги, на которых есть органы чувств и коготки. Если человек заденет растение, клещ мгновенно цепляется за одежду и сразу устремляется вверх (у него такая врожденная реакция). С одежды клещ сразу стремится перебраться на кожу. В поисках удобного места для кровососания паразит может находиться до двух и более часов. Практически он прикрепляется к любой части тела, но чаще всего в области пояса, складок тела, подмышечных впадин, на шее и голове. Сосет кровь до 5 — 7 дней. Чем дольше клещ сосет кровь, тем больше он выделяет слюны и тем выше степень заражения клещевым энцефалитом. По наблюдениям специалистов, вирусом энцефалита заражен каждый сотый клещ, каждый десятый - боррелиозом. По внешнему виду зараженного клеща определить невозможно. К сожалению, сейчас люди заражаются не только в лесу, но и на огородах, расположенных вблизи леса. Есть случаи заноса клещей в квартиры с рабочей одеждой, лесными цветами и ветками березы. А в некоторых районах Тюменской области зарегистрированы случаи заболевания людей от употребления некипяченого молока - чаще коз, реже от коров к которым присосались клещи. БОЛЕЗНЬ Укус клеща коварен тем, что человек его практически не ощущает: прокалывая своим хоботком кожу, клещ вводит вместе со слюной обезболивающее вещество. Лишь на второй — третий день место укуса становится слегка болезненным. Время между укусом клеща и проявлением первых клинических признаков составляет от 7 до 14 дней, а иногда и месяц. Если после укуса появилась головная боль, боль в горле, мышцах и конечностях, возникла раздражительность, то, скорее всего, заражение вирусом клещевого энцефалита произошло. Кроме того, у больного могут появиться тошнота, рвота, боли в животе, понос, потливость. Начинают болеть глаза, утомляют резкие звуки. Температура тела в начальной стадии заболевания может подняться до 38 градусов. Тут поможет только врач. ЗАЩИТА ОТ КРОВОПИЙЦА Перед походом в лес необходимо тщательно продумать наряд. Рубашка с длинными рукавами, заправленная в брюки, которые в свою очередь заправлены в носки, а на ноги лучше всего обуть сапоги. Да и рукава рубашки желательно закрепить, например бинтом. Голову и шею плотно обвязать платком. При входе в лес необходимо использовать препараты, отпугивающие клещей. Их продают в аптеках и магазинах. Если клещ все же присосался, его необходимо удалить: предварительно тельце клеща нужно смазать небольшим количеством растительного масла; затем осторожно захватить его пинцетом и извлечь раскручивающими движениями. Если нет пинцета, обычную нить обвяжите между основанием головки клеща и кожей человека и, растягивая концы нити в стороны, поступательно-круговыми движениями вытягивайте клеща. Обязательно посмотрите, остался ли при нем хоботок. Если клещ выдернут вместе с ним, то его нельзя не заметить. В противном случае хоботок извлекают так, как обычную занозу. Ни в коем случае нельзя вытащенного клеща давить пальцами или руками! Место укуса смажьте зеленкой или спиртом. И по возможности поскорее обратитесь в поликлинику. ЕСЛИ КЛЕЩ ПОЛЗЕТ... С целью профилактики клещевого энцефалита и предупреждения его развития необходимо сразу же после обнаружения присосавшегося клеща обратиться за медицинской помощью для введения иммуноглобулина. С наступлением теплой погоды, в апреле - мае, в Мордовии возможно возникновение очагов лесных и дачных пожаров. Люди, пользуясь благоприятной для отдыха погодой, выезжают в лес и на дачные участки. Поэтому пожары в садоводческих обществах, загорания травы занимают в оперативных сводках пожарной охраны первые места. Разведение костров и пал травы, неосторожное обращение с огнем, загорания мусора являются основными причинами пожаров в этот период. ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ Природные пожары относятся к числу очень опасных и часто повторяющихся ЧС. Они приводят к уничтожению лесных массивов, гибели животных и растений, нарушению теплового баланса в зоне пожара, загрязнению атмосферы продуктами горения, к эрозии почвы. Нередко природные пожары являются причиной травмирования, заболеваний, гибели людей. Источником возникновения природных пожаров могут явиться естественные причины — разряд молнии, извержение вулкана, самовозгорание, трение деревьев, падение космического объекта, но в подавляющем большинстве случаев природные пожары являются следствием нарушения человеком требований пожарной безопасности. Примерно 60 - 70% природных пожаров возникает в радиусе 5 километров от населенных пунктов. В этой зоне чаще всего люди проводят время «на природе». В этих случаях, говоря о причине возникновения пожара, мы называем человеческий фактор. Основные причины возникновения природных пожаров: непотушенная сигарета, горящая спичка, тлеющий пыж после выстрела, масляные тряпки или ветошь, стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света, искры из глушителя транспортного средства, сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника, расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ. Одним из основных потенциальных источников природных пожаров является костер. В ряде случаев природные пожары становятся следствием умышленного поджога, техногенной аварии или катастрофы. ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. В нашей стране сосредоточено почти 25% всех запасов древесины планеты. Лес является национальным богатством страны, значительная часть которого регулярно погибает в результате лесных пожаров. В лесу может гореть практически все - трава, мох, пни, порубочные остатки, корни, валежник, бурелом и кустарник. Более 90% всех природных пожаров составляют лесные пожары. Лесной пожар - это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. Огонь является самым опасным врагом леса. Лесные пожары справедливо считаются одним из крупнейших по охвату территорией стихийных бедствий. Они подразделяются на низовые, верховые, торфяные, подземные. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ В ЛЕСАХ И НА ТОРФЯНИКАХ Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли палом сухой травы и других причин. Пожары могут вызвать возгорания зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и сельскохозяйственных животных. Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто-кустар-ничковый покров, валежник, корневища деревьев и т. п. В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно, хвойных пород. Скорость распространения низового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту, а верхового - до 100 м в минуту по направлению ветра. При горении торфа и корней растений могут возникать подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха, и даже под водой. Над горящими торфяниками возможно образование «столбчатых завихрений» горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания или ожоги у людей и животных. В последние годы природные условия, в связи с массовым потеплением климата, в пожарном отношении весьма неблагоприятны. Малоснежные зимы приводят к понижению грунтовых вод, а это в свою очередь - к ускоренному иссушению лесной подстилки и заболоченных площадей. По словам специалистов МЧС, реальный прогноз возникновения и развития пожарной обстановки возможен только с заблаговременностью не более 5-ти дней. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5-10 метров в сплошных лесах и до 50 м в хвойных лесах. В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта. При пожарах в лесах и на торфяниках в населенных пунктах организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в лесах, вблизи населенных пунктов. Производится расчистка грунтовых полос между застройкой и примыкающими лесными массивами; заполняются пожарные водоемы из расчета не менее 10 л воды на 1 метр длины лесной опушки, примыкающей к границам застройки населенных пунктов и дачных поселков; восстанавливаются колодцы и пруды; изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы и другие средства защиты органов дыхания; ограничивается режим посещения лесов в засушливый период лета (особенно на автомобилях). ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ВБЛИЗИ ОЧАГА ПОЖАРА В ЛЕСУ ИЛИ НА ТОРФЯНИКЕ Если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей о необходимости выхода из опасной зоны. Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство или поляну, дышите воздухом возле земли - там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению. Знайте, сигналы оповещения о приближении зоны пожара к населенному пункту и принимайте участие в организации тушения пожаров. Пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой. При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь. При тушении торфяного пожара учитывайте, что в зоне горения могут образовываться глубокие воронки, поэтому передвигаться следует осторожно, предварительно проверив глубину выгоревшего слоя. |