Обобщающий урок по теме «Вселенная» Нечаева Надежда Николаевна,
учитель биологии и географии высшей категории Цели занятия: способствовать формированию ключевых компетенций:
Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о Вселенной, как складывались представления о Вселенной на протяжении веков, как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика
продолжить совершенствование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоконтроль.
Развивающая:
• способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного
запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать
выводы, обосновывать.
Воспитывающая:
• способствовать формированию научного мировоззрения на основе
познаваемости живой природы на макроуровне; сознательного отношения
к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и
результатов учебно-познавательной деятельности, ответственности за
результаты труда; привлечению обучающихся к активной познавательной
деятельности; воспитанию сознательной дисциплины и норм поведения,
культуры речи.
Тип занятия: урок – обобщение изученного материала, частично поисковый (закрепления у знаний)
Форма урока: командная игра,
Межпредметные связи: физика, астрономия, окружающий мир
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся, раздаточный материал по теме, физическая карта, глобус, книги, рисунки, канцелярские принадлежности, плакат «Солнечная система»
Методическая цель: повторение и закрепление изученного материала Литература:
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение» 5 класс, М., «Дрофа», 2010
Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение»5 класс, М., «Дрофа», 2011
Альбом-задачник» Твои открытия» к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение» 5 класс, М., «Дрофа», 2011
План урока:
1. Вступительное слово учителя 2.Представление команд 3. Викторина 4. Конкурс «Мир звёзд»
5. Конкурс « Распознай опасность»
6. « Знаешь ли ты планеты»
7. Кроссворд – Позывной
8. составить сообщение 9. Подведение итогов игры. Награждение
Ход урока:
«Две вещи поражают нас больше всего –
Звезды над головой и совесть внутри нас...»
Древняя мудрость
Вступительное слово учителя Какой раздел природоведения мы изучили? (Раздел 2 «Вселенная»)
Сегодня мы заканчиваем с вами путешествие по Вселенной. Смею надеяться, что путешествие было приятным, и вы узнали много нового, смогли ответить на интересующие вас вопросы, познакомились с последними новостями науки.
Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать на уроке?
(повторить, обобщить, закрепить полученные знания)
Нашу планету сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. На его борту имеется всё необходимое для нормальной жизни. Однако человек всегда стремился в космос.
Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок- игру, урок-путешествие, в ходе которого постараемся выяснить насколько мы готовы путешествовать в космическом пространстве
Этот урок проведут учащиеся 9 и 10 класса Васильева Кристина и Патрицкая Виолетта А теперь, мы предлагаем вам разделится на две команды, придумать ей название и выбрать капитана.
Вы готовились к этому уроку и заранее сформировали команды друзей для полёта на одном корабле, командира корабля и «позывной» - название команды
Итак, у нас 3 команды
Представтесь, пожалуйста
команда – «Икар», командир корабля ……..
команда – «Звезда», командир корабля ……..
команда – «Комета», командир корабля ……..
Командирам корабля заполнить бортовой журнал. ХОД УРОКА. Начинаем наш полёт
Разминка на знание общих вопросов о Вселенной
Викторина
Кто одним из первых высказал мысль о том, что в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце ……… (Аристарх Самосский)
Кто первым из итальянских ученых древности использовал для изучения небесных тел телескоп …(Галилео Галилей)
Сколько планет в Солнечной системе? Перечислите их? …..(9): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
Самая дальняя от Солнца планета земной группы? ……. (Марс)
Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу? ………..(Меркурий.)
Самая большая планета Солнечной системы? ……(Юпитер.)
Планета, окруженная яркими кольцами? …………(Сатурн.)
Самая удаленная от Солнца планета? …………(Плутон.)
На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой – почти 200º С холода? ……………..(Меркурий.)
Естественный спутник Земли? ………… (Луна.)
Какие планеты Солнечной системы не имеют спутников? ……. (Венера и Меркурий)
Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующих своеобразный узор? ……………(Созвездие.)
Сколько на небе созвездий? ……………(88)
С помощью какой звезды в северном полушарии находят стороны света? (С помощью Полярной звезды.) Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суши и на море.
В каком созвездии находится Полярная звезда? …………..(В созвездии Малой Медведицы.)
Как называется самая яркая звезда на небе? …………(Сириус.)
Каких величин достигает температура внутри Солнца? …….(15 млн. º С)
Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? …………(Затмение солнца и появление кометы.)
Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят?....... (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас.)
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики …......(К.Э. Циолковский.)
В каком году состоялся первый полет человека в космос? .(12 апреля 1961 г.)
Первый человек, покоривший звездное небо? ………….(Ю.А. Гагарин.)
Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин совершил полет в космос? …………(«Восток».)
Основной инструмент астронома? ………… (Телескоп.)
Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? ……………(Обсерватория.)
Как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908 г.? …………..(Тунгусский метеорит.)
Многие путешественники, отправляясь в дальние края, ориентировались по звёздам Конкурс «Мир звёзд»
У Вас на столах лежат конверты с заданиями. Вам надо за 2 минуты:
- узнать созвездие
- ответить на вопросы
Удаляясь от Земли, космическим кораблям будет угрожать множество небесных тел. Если их вовремя не распознать, можно столкнуться с ними и погибнуть.
Конкурс « Распознай опасность»
У Вас на столах лежат конверты с заданиями
Вам надо за 2 минуты:
- узнать небесное тело
- объяснить, что происходит с ними во время полёта
Земляне всегда искали во Вселенной братьев по разуму. Они настойчиво ищут сигналы из Космоса и сами посылают сигналы в Космос.
Вам предлагается за 3 минуты составить сообщение для инопланетян из 100 знаков русского алфавита на листе бумаги, который лежит на партах, о том, что Вы считаете самым важным.
Своих собратьев жители Земли ищут, прежде всего, на крупных небесных телах – планетах.
Конкурс « Знаешь ли ты планеты»
У Вас на столах лежат конверты с заданиями
Вам надо за 2 минуты:
- узнать планету по описанию,
- нанести её на звёздную карту-схему
Чтобы с успехом закончить полёт и вернуться на Землю надо поймать позывной Земли. Он зашифрован. Отгадайте кроссворд. Надо заполнить все квадраты. Не только угадать позывной в выделенной строке
Подведение итогов. Жури подводит итоги полётов экипажей.
Командиры корабля заполняют бортовой журнал. Советуясь с членами экипажа, в своем бортовом журнале они выставляют оценки членам своей команды по 5-бальной шкале. Оценки будут выставлены в классный журнал.
Итоги жюри. Лучшей была команда _____________ Она награждается грамотой.
Наша игра закончена. Мы все желаем Вам удачного продолжения исследования Вселенной
Самоанализ урока
Дата 21.11.2011, 5 класс, предмет - природоведение,
тема урока Вселенная»
Тип урока и его структура
| Тип занятия: урок – обобщение изученного материала, частично поисковый (закрепление знаний)
Форма урока: командная игра
| Место урока в теме, разделе
| Завершает изучение раздела «Вселенная»
| Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
| Класс активно интересующийся предметом «природоведение».
Учащиеся заинтересованы в знаниях и высоких оценках по предмету.
| Триединая дидактическая цель урока, её реализация (включая формирование ключевых компетенций учашихся: учебно-познавательных, информационных, коммуникативной, личностного самосовершенствования)
| Образовательная:
1.Обобщить и систематизировать знания обучающихся о Вселенной, как складывались представления о Вселенной на протяжении веков, как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика
2.продолжить совершенствование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоконтроль.
Развивающая:
способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать.
Воспитывающая:
способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы на макроуровне; сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; привлечению обучающихся к активной познавательной деятельности; воспитанию сознательной дисциплины и норм поведения, культуры речи.
| Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с типом урока, их хронология, рациональность, логичность , результативность
| Цели занятия: способствовать формированию ключевых компетенций:
Межпредметные связи: физика, астрономия, окружающий мир
Методическая цель: повторение и закрепление изученного материала
| Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями
| Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся, раздаточный материал по теме, физическая карта, глобус, книги, рисунки, канцелярские принадлежности, плакат «Солнечная система»
| Контроль усвоения ЗУНов учашихся (формы и методы осушествления коррекции
| Методическая цель: повторение и закрепление изученного материала Использованы методы: частично-поисковый.
| Психологическая атмосфера на уроке
| Комфортная, деловая
| Результаты урока с обоснованием
| Цели урока успешно реализованы. Поставленные задачи выполнены.
Ответы учащихся показали сформированость ключевых учебно-познавательных и коммуникативных компетенций, а именно: учащиеся самостоятельно в группах определяют порядок работы, планируют свою учебную деятельность, успешно реализуют поиск информации, умеют её отбирать и анализировать и применять. При работе в группах постоянного состава (команда) показали умение сотрудничать, оказывать помощь товарищу по команде, коллективизм и дружелюбие. Все команды успешно справились с предложенными заданиями, объективно оценили свою работу. Оценка учителя и самооценка учащихся совпали - «отлично».
| Перспективы деятельности
| Необходимо активнее использовать групповые формы обучения на разных этапах изучения материала. Так как они создают комфортное освоение и усвоение материала, формируют стойкую мотивацию к учению (уверенность в своих силах)
| |