№ урока
| Дата
| Содержание (тема урока)
| Примечание
|
1
|
| I четверть (18 часов)
Земля и человечество (10 часов). Что изучает астрономия. Вселенная. Небесные тела. Солнечная система.
|
Стр.4-8
|
2
|
| Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, времён года.
| Стр.9-15
|
3
|
| Звёздное небо – великая «книга» природы.
Практическая работа №1 «Знакомство с картой звёздного неба».
| Стр.16-21
|
4
|
| Что изучает география. Глобус и географическая карта.
Практическая работа №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».
| Стр.22-29
|
5
|
| Пояса Земли. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
| Стр.30-34
|
6
|
| Что изучает история. Исторические источники.
| Стр.35-41
|
7
|
| Когда и как? Век. Столетие. Тысячелетие. Летоисчисление. Исторические карты.
Практическая работа №3 «Знакомство с историческими картами».
| Стр.42-46
|
8
|
| Влияние деятельности человека на природу. Современные экологические проблемы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
|
Стр.47-53
|
9
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.
| Стр.54-59
|
10
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная Книга.
| Стр.60-62
|
11
|
| Природа России (10 часов). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Практическая работа №4 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».
|
Стр.64-71
|
12
|
| Моря, озёра и реки России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».
| Стр.72-77
|
13
|
| Природные зоны России. Практическая работа №6 «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».
Зона арктических пустынь. Экологические проблемы Арктики.
| Стр.78-86
|
14
|
| Зона тундры. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.
| Стр.87-97
|
15
|
| Зона лесов. Тайга, смешанные и широколиственные леса. Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений».
| Стр.98-105
|
16
|
| Лес и человек. Экологические проблемы в зоне лесов.
| Стр.106-113
|
17
|
| Зона степей. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей. Охрана природы.
| Стр.114-122
|
18
|
| Зона пустынь. Приспособленность организмов к условиям обитания.
| Стр.122-131
|
19
|
| II четверть (14 часов). У Чёрного моря. Субтропики. Правила безопасного поведения у моря.
|
Стр.132-140
|
20
|
| Экологическое равновесие.
| Стр. 141-142
|
21
|
| Родной край – часть большой страны
(14 часов). Родной край – малая родина. Наш край на карте России. Практическая работа №8 «Знакомство с картой Тульской области».
|
Стр.146
|
22
|
| Форма земной поверхности нашего края. Охрана поверхности.
| Стр.147-153
|
23
|
| Водоёмы нашего края. Их значение и охрана.
| Стр.154-158
|
24
|
| Полезные ископаемые нашего края, их использование. Практическая работа №9 «Рассматривание образцов полезных ископаемых Тульской области, их определение и свойства».
| Стр.159-170
|
25
|
| Почва, её значение для жизни. Почвы родного края. Охрана почв.
| Стр.171-175
|
26
|
| Лес – природное сообщество.
| Стр.175-182
|
27
|
| Растения и животные леса. Экскурсия № 1 «Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя».
|
|
28
|
| Луг – природное сообщество.
| Стр.182-190
|
29
|
| Растения и животные луга. Экскурсия № 2 «Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя».
|
|
30
|
| Жизнь пресного водоёма.
| Стр.191-200
|
31
|
| Растения и животные пресного водоёма. Экскурсия № 3 «Растения и животные пресного водоёма, их распознавание в природе с помощью атласа – определителя».
|
|
32
|
| Растениеводство нашего края, его отрасли. Дикорастущие и культурные растения.
Практическая работа № 10 «Знакомство с культурными растениями Тульского края».
|
|
33
|
| III четверть (20 часов). Незаметные защитники урожая.
|
Стр.208-213
|
34
|
| Животноводство нашего края.
| Стр.214-222
|
35
|
| Страницы всемирной истории (5 часов). Начало истории человечества: первобытное общество.
|
Стр.4-7
|
36
|
| Древний мир: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.
| Стр.8-14
|
37
|
| Средние века: время рыцарей и замков.
| Стр.15-21
|
38
|
| Новое время: достижения науки и техники, географические открытия.
| Стр.22-27
|
39
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня. Достижения науки и техники.
| Стр.28-32
|
40
|
| Страницы истории Отечества (20 часов). Жизнь древних славян. Практическая работа № 11 «Поиск и показ на карте расселения древних славян».
|
Стр.34-39
|
41
|
| Во времена Древней Руси. Крещение Руси.
Практическая работа №12 «Поиск и показ на карте территории Древней Руси в конце IХ века и в середине ХI века».
| Стр.40-45
|
42
|
| Русь – страна городов. Культура Древней Руси.
| Стр.45-54
|
43
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси. «Летопись».
| Стр.55-58
|
44
|
| Наше Отечество в ХIII –ХV веках. Нашествие хана Батыя.
| Стр.59-64
|
45
|
| Русь расправляет крылья. Московский князь Иван Калита.
| Стр.65-69
|
46
|
| Куликовская битва.
| Стр.70-74
|
47
|
| Иван Третий. Образование единого Русского государства.
| Стр.75-81
|
48
|
| Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Фёдоров.
| Стр.82-86
|
49
|
| Патриоты России. Народное ополчение. Московское царство.
| Стр.87-91
|
50
|
| Пётр I – царь – преобразователь. Новая столица России – Петербург.
| Стр.95-100
|
51
|
| Михаил Васильевич Ломоносов.
| Стр.101-104
|
52
|
| Екатерина Великая. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.
|
|
53
|
| IV четверть (16 часов) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
|
Стр.112-119
|
54
|
| Страницы истории ХIХ века. Царь – освободитель Александр II.
| Стр.122-126
|
55
|
| Россия в ХХ веке. Революция 1917 года. Гражданская война.
| Стр.127-135
|
56
|
| Страницы истории 20 -30 годов. Образование СССР.
| Стр.135-139
|
57
|
| Великая отечественная война 1941 – 1945 годов. Героизм и патриотизм народа.
| Стр.140-146
|
58
|
| Страна, открывшая путь в космос. Запуск первого искусственного спутника Земли. Полёт в космос Ю.А.Гагарина. Станция «Мир».
| Стр.147-152
|
59
|
| История вокруг нас. Экскурсия № 4 «Знакомство с достопримечательностями города Тулы».
|
|
60
|
| Современная Россия (9 часов). Конституция – основной закон Р.Ф. Права человека.
|
Стр.156-159
|
61
|
| «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Конвенция о правах ребёнка.
| Стр.160-163
|
62
|
| Права и обязанности гражданина. Государственное устройство России: президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство.
| Стр.164-168
|
63
|
| Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
| Стр.168-174
|
64
|
| Государственные праздники России.
| Стр.175-179
|
65
|
| Многонациональная Россия. Регионы России: хозяйство, исторические места.
| Стр.180-186
|
66
|
| Путешествие по России.
| Стр.187-205
|
67
|
| Знакомство с историческими достопримечательностями родного края. Экскурсия в МВЦ «Тульские древности».
|
|
68
|
| Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок).
|
|