Образовательное учреждение – МОБУ Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа№2 г.Якутска ( с углубленным изучением отдельных предметов)
Преподаватель – Копырина Лена Иннокентьевна Предмет – география
Класс – 6 класс .Начальный курс Тема : “Влияние природы на жизнь и здоровье человека” Задачи занятия:
Познакомить с понятием стихийными природными явлениями
Рассмотреть стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере .
Повторить навыки работы в программе MS PowerPoint
Формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.
Учебно-методическое обеспечение:
География .Начальный курс 6кл. Т.П.Герасимова , Н.П.Неклюкова .М: Дрофа ,2011.
География .Слайд- альбом. Стихии Земли .М.: Центр Планетариум.2006Соствавитель Смирнова М.С.
Электронное приложение. Стихии Земли . М.: Центр Планетариум.2006Соствавитель Смирнова М.С.
Продолжительность занятия –45минут (1 урок)
Авторский медиапродукт – презентация слайдов:
С использованием - Операционная среда - Windows XP; Microsoft Office Power Point, Ресурсы Интернет.
Вид медиапродукта – наглядная презентация учебного материала в программе Microsoft Office Power Point.
I. Структура учительской презентации:
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
7
Смена слайдов осуществляется по щелчку мыши.
Содержание кадров:
1.Тема урока « Влияние природы на жизнь и здоровье человека» Цель урока
Стихия-понятие
Стихийные природные явления
Причины возникновения явлений
К.Брюллов « Последний день Помпеи»
Письмо ученого Плиния « Извержение Везувия»
Карта землетрясений
Карта вулканов и зон землетрясений мира
« Самые страшные землетрясения»
Меры безопасности при землетрясений
Цунами
Меры безопасности при цунами
Наводнение
Меры безопасности при наводнении
Ураганы , смерчи
Меры безопасности при ураганах и смерчи
Закрепление
Практическая работа
Использованные источники
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
повышение эффективности усвоения материала;
эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения);
интенсификация учебно-воспитательного процесса;
развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся;
формирование информационной культуры и компетентности школьников;
Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др..
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
Персональный компьютер, (сканер, операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, Ресурсы Интернет.
интерактивная доска «SMART Board», мультимедийный проектор, компьютер, презентации
Карта уроков
Комментарий хода урока
| Время (мин)
| № слайд
| Развитие личностных качеств и психических процессов
| Репродуктивные формы деятельности
| Продуктивные формы деятельности
| Урок № 1. Влияние природы на жизнь и здоровье человека
| Учитель читает стихотворение «Стон Земли» С. Михалкова
| 3
| 1
| Внимание
|
| После небольшой паузы учитель интересуется у детей Почему земля дает нам ответ на все обиды? Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?
| 5
|
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Точность речи
Активность
| Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока
| 2
| 2
| Внимание Память
|
| Учитель задает вопрос Что такое катастрофа? Составление кластера.
| 5
| 3
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Точность речи
Активность
| Учитель дает определение термину Экологическая катастрофа. И рассказывает что же такое катаклизмы, стихия
| 2
| 4, 5
| Внимание Память
|
| Детям предлагается ответить на вопрос: Как нам мстит природа? Составляется схема природные экологические катастрофы.
| 5
| 6
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуник. Культура
Культура эмоций
| Детям предлагается ответить на вопрос «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?».
Вводится понятие антропогенные катастрофы. Составляется схема.
| 5
| 7,8,9
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуник. культура
Культура эмоций
| Учащимся предлагается работа в группах описать одну из экологических катастроф, составить презентацию и защитить её.
| 16
|
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуник. культура
Культура эмоций
| Детям предлагается домашнее задание доделать презентации катастроф и приготовится к их защите
| 2
|
|
| Ответственность
Рефлексивность
Любознательность
Гибкость
| Урок 2.
| Учитель рассказывает о том как дети будут защищать свои проекты
| 1
|
| Внимание Память
|
| Группы поочередно проводят защиту презентации своей катастрофы. Заполняют таблицы. Задают вопросы .
| 30
| 10
| Внимание Память
Точность речи
| Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуник. Культура
Культура эмоций
Системность
Аналитичность
|
|
|
|
|
| В заключении урока учитель проводит рефлексию – составить синквейн
| 5
| 11
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
| Учитель задает детям вопрос «Кто же виновник экологических катастроф?»
| 2
| 12
|
| Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуник. культура
| Домашнее задание:
закончить систематизирующую таблицу «Экологические катастрофы», дополнив другими катастрофами.
| 2
| 13
|
| Ответственность
Рефлексивность
Любознательность
Гибкость
|
« Влияние природы на жизнь и здоровье человека»
Цель: изучить стихийные природные явления и их влияние на человека и окружающую среду .
Задачи занятия: Образовательные
Расширить и углубить знания о природных стихийных явлениях, происходящих в литосфере, гидросфере ,атмосфере, причинах их возникновения;
Научить воспроизводить изученный материал на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Развивающие
Продолжить развитие умений ориентироваться на карте посредством определения районов возникновения стихийных явлений ;
Продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы;
Развивать метапредметные компетентности (компетентность в решении проблем и задач, учебные, коммуникативные, информационные компетентности, компетентность взаимодействия)
Развивать навыки работы с различными источниками географической информации
Воспитательные
Формировать положительную мотивацию к изучению предмета;
Воспитывать культуру умственного труда;
Познакомить учащихся с правилами поведения для сохранения жизни во время стихий природных явлений
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, Электронное приложение. Стихии Земли . М.: Центр Планетариум.2006.Соствавитель Смирнова М.С., Интернет ресурсы.
Интерактивная доска
Методы обучения:
словесный -беседа (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
частично-поисковый, исследовательский - работа с источниками информации (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
проектный (создание авторских медиаресурсов)
наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций)
информационные технологии
Формы обучения:
фронтальная беседа,
работа в группах (для развития коммуникативных умений)
Урок
Почему земля дает нам ответ на все обиды?
Мы воздействуем и изменяем все процессы на Земле, и она пытается дать ответ на наши отрицательные действия. Тема урока: Стихийные природные явления. Без природы человек не может жить, он сам часть природы. Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте ,сегодня рассмотрим это влияние.
Природа – в известном смысле живой организм, поэтому и она подвержена «болезням», или земными катастрофам.
В нашем веке стихийные явления на Земле — это игра ее разбушевавшихся сил, но для всего живого стихия оборачивается бедствием, ибо уничтожает со всеми се бесчисленными обитателями и приносит много вреда и тря человеку.
Стихия (от греч. stoichcion) - то явление природы, мощная сила которого независима от человека и непреодолима им.
Стихия — это бедствие, катастрофа дли всего живого, поэтому будем говорить так: стихийное бедствие.( слайд №3)
Если стихийные бедствия очень велики, губят среду обитания со всем живым, ведут к массовой гибели людей и уничтожению их жизненного, хозяйственного пространства, то такие бедствия в пауке принято называть природными стихийными явлениями.(слайд №4)
«Последний день Помпеи» К.Брюллов ( слай№5)
Письмо ученого Плиния младшему к римскому писателю Тациту
( слайд№6)
Работа в группах:
Формируются группы обучающихся:
группа :землетрясения;
группа: извержения вулканов;
группа :наводнения;
группа :цунами
группа :ураганы, смерчи
В группе 4-5 человека. Группы можно составлять разными способами: по желанию. Предпочтительнее, когда группы составляются произвольно, тем самым развиваются коммуникативные качества школьников. Виды природных явлений между группами распределяются согласно по желанию.
Группы получают творческие задания.
Творческое задание группе:
Сегодня вы будете учеными которые должны описать одну из стихийных природных явлений по вашему выбору. При выполнение проекта вы должны ответить на следующие вопросы: где произошла катастрофа, масштабы катастрофы, как она проявилась, последствия, влияние на окружающую среду и человека, пути решения.
Домашнее задание: Подготовка и защита презентации стихийные природные явления в литосфере, гидросфере ,атмосфере.
Учитель выполняет функции тьютора. Обучающиеся организуют самостоятельную работу в группе, распределяя роли, задания. Идет подготовка авторских презентации стихийные природные явления (c использованием Microsoft Office Power Point) своей согласно требованиям, используя все возможные ресурсы компьютера и дополнительной литературы.
Группы поочередно проводят защиту презентации своей стихийные природые явления . Защита проходит с применением компьютера и медиапроектора, экрана. По окончании презентации обучающиеся отвечают на поставленные классом вопросы. Каждой группе на презентацию и вопросы отводится 4 минуты. (Примеры презентаций, подготовленных обучающимися в программе Microsoft Office Power Point, прилагаются на диске.).
По окончании выступлений обучающихся .
Практическое задание :
Показать сейсмические зоны мира.
Карта землетрясения мира (показ карты) слайд №7
Самые страшные землетрясения ( слайды №8-16)
землетрясения;( слайды №1-10 «Самые страшные землетрясения» http://www.mirgeografii.ru)
землетрясение На Земле существуют две огромные сейсмические зоны – районы, где возможны землетрясения. Обе они находятся на стыках тектонических плит. Одна простирается вдоль Южной Азии через Средиземное море до Восточной Африки. Во вторую зону – «огненное кольцо», опоясывающее Тихий океан, входит и Северная Америка
Меры безопасности ( слайд17)
Цунами (Слайд№18)
Предупреждения (слайд№20)
наводнения (слайд№21)
Меры безопасности ( слайд№22)
Ураганы и смерчи (слайд№23)
Как вести себя при урагане (слайд №24)
После защиты дети задают друг другу вопросы.
Дают самооценку группе, описав вклад каждого участника группы в общий результат.
Заполнить таблицу:
Стихийные явления
| Причины возникновения ( ответы)
| Землетрясения
| подземные толчки и колебания земной поверхности
| Извержение вулканов
| разрыв, так и столкновение литосферных плит, из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии
| Наводнение
| половодье, паводки, заторы ,ветровые нагоны, вследствие гидродинамических аварий
| Цунами
| Подводные землетрясений
| смерчи
| столкновение ВМ
| ураганы
| разница в давлении
|
Рефлексия:
О каких стихийных явлениях вы узнали? Каковы причины этих явлений? Каковы последствия? Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений? Домашнее задание: Найти в газетах материал и подготовить презентацию по местным экологических катастрофам.
Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. |