Открытый урок по окружающему миру в 1 «А» классе
Тема: «Как помочь птицам зимой?» с презентацией
Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Уметь изготовить простейшую кормушку
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
Изготавливать простейшие кормушки
Подбирать для птиц корм
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
Участие в диалоге
Обсуждать, слушать и понимать речь других
Отвечать на вопросы
Работать в группе
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельности
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, плакаты «Зимующие и перелётные птицы»
аппликации и рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей ( выставка кормушек), карточки с надписями корма для птиц, шапочки с картинками птиц, детали птиц, шаблоны для кормушки (картон, клей, верёвочки), выставка книг, плакат « Помоги птицам зимой», значки – птички.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Показать настроение в начале урока ( солнышки, тучки)
Улыбнуться друг другу
Пожелать удачи ( хлопок рук)
Актуализация знаний.
Мы отправляемся в лес на лесную поляну. Вспомним , как вести себя в лесу.
( стих о поведении в лесу)
Если в лес пришёл гулять Свежим воздухом дышать Бегай, прыгай и играй Только чур не забывай
Что в лесу нельзя шуметь Даже очень громко петь
Испугаются зверюшки Убегут с лесной опушки Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
-Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители.
Слайд 1
- Что это? ( следы птиц)
- А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне? ( нет)
-Почему? ( нет перелётных птиц , т.к. они улетают на юг нет корма и холодно)
- А как нам назвать этих птиц , которые оставляют эти следы? ( зимующие)
-О ком будем говорить на уроке?
3. Определение темы и целей урока.
- К нам на урок прилетели 2 птички: СИНИЧКА И ВОРОБЕЙ (диалог птиц)
ВОРОБЕЙ.
Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко!
СИНИЧКА Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут?
Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
ВОРОБЕЙ Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!
СИНИЧКА Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто поможет? - О чём заставил вас задуматься разговор этих птиц?
- Над какой проблемой мы будем работать на уроке?
- Кто скажет тему урока?
Слайд 2
- Поставьте цели:
1.Чему должны научиться?
2.Что должны узнать?
3. Какие знания нам помогут? ( птицы нашей местности, названия птиц, группы птиц) 4. Изучение нового материала. Каждый этап урока оценивается значком – птичкой. Работа в группах: 4 группы Правила работы в группах:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.
6. Работать в группе дружно.
7. Не перебивать друг друга. 1. Собрать каждой группе птичку из деталей.( 1 группа - дятел, 2 группа – клёст, 3 группа – синица, 4 группа – снегирь)
Слайды 3,4,5,6
2. Рассказать об этой птичке по плану: План сообщения:
1.Название птицы.
2.Внешний вид птицы.
3.Где живут?
4.Чем питаются? - Как назвать этих птиц?
Загадки.
- А каких зимующих птиц вы знаете ещё? Отгадайте загадки. Маленький мальчишка Непоседа пёстрая
В сером армячишке Птица длиннохвостая
По двору шныряет Птица говорливая
Крохи собирает ( воробей) Самая болтливая ( сорока)
Известно с давних нам времён Окраска сероватая
Что это птица – почтальон ( голубь) Повадка вороватая
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Кто это? ( ворона)
| Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам
Вверх и вниз и тут и там
Кто мелькает целый день?
Это птица ( поползень)
Слайд 7 Рассказ учителя об этой птичке.
( Эта птичка с размером с воробья, имеет голубовато – серый окрас, на головке проходит чёрная полоска, на хвосте есть белые пятна. Название этой птицы пошло от слова « ползать», она действительно ползает по стволу дерева вниз головой и вверх головой на ходу поворачивается и перепрыгивает. В сё это время она работает ищет насекомых в щелях деревьев. А зимой она вместе с синичками жмётся к человеческому жилью и прилетает на кормушки, она корм перетаскивает и прячет, делает запасы.)
Физкультминутка.
Руки вверх, руки вниз. На носочках подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем поприседаем, Никогда не замерзаем
Работа над темой урока.
- Над какой проблемой мы работаем на уроке?
Самый опасный зимний период для птиц. Что опаснее холод или голод?
Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью.
Синичка нас спросила: Кто им поможет? ( человек)
- Можем ответить синичке?
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? ( кормушка)
Слайд 8
Практическая работа.
Изготовление кормушки в группах.
На партах шаблоны картона, клей, верёвочки.
Алгоритм выполнения кормушки:
Распределите обязанности в группе.
Сложи по линиям бортики картона.
Склей края.
Завяжи узелки на кончиках верёвочек с одной стороны.
Просунь верёвочку в отверстие в бортиках.
Завяжи в узел 4 верёвочки.
Выполнение работы.
Представление творческих работ , выполненные дома с родителями кормушки.
Кормушки готовы. Что должны ещё сделать? ( подкормить)
Раздать карточки со словами корма в каждую группу
- Угостите свою птичку. Выберите корм, которым питается ваша птичка.
Какой сделаем вывод?( не всем кормом можно кормить)
Закрепление и обобщение в виде тестовых вопросов.
Слайды на экране 9, 10,11,12,13
С помощью сигнальных карточек – их у каждого ученика три ( 1,2,3), дети выбирают нужный ответ под цифрой.
1. Почему птицы осенью улетают на юг ?
1) становится холодно
2) земля покрывается снегом
3) нет корма 2. Какая птица зимующая?
1)сорока 2)грач 3)утка 3. Какая птица имеет ярко – красную грудку?
1)поползень 2) клёст 3) снегирь 4. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?
1) снегири 2) синицы 3) вороны 5. Как помочь птицам зимой ?
1) развести костёр
2) сделать кормушки
3) устроить тёплое жильё
Итог урока. Рефлексия.
Слайд 14
- Можем мы ответить на вопрос, который звучит в теме урока? - Чему научились? (делать кормушки, различать птиц)
-Что узнали? (чем кормить птиц, о птичке поползне)
Обратить внимание на выставку книг.
Оценим работу в группе:
Подсчитаем, сколько птичек прилетело на ваши кормушки. Лист самоконтроля группы.
№ п/п
| Мы выполнили эти действия:
| Да
| Нет
| 1
| Мы собрали аппликацию птички
|
|
| 2
| Мы отгадали загадки про птиц
|
|
| 3
| Мы сделали кормушку для птиц
|
|
| 4
| Мы правильно подобрали корм для птички
|
|
| 5
| Мы работали дружно
|
|
|
Оцените свои достижения:
У каждого ученика по 3 птички ( зелёная, оранжевая, розовая)
Посадите птичку на кормушку ( на ватмане нарисованы пустые кормушки) Зелёная птичка - я всё запомнил, всему научился, всё получилось
Оранжевая птичка – всё получалось, но придётся повторить
Розовая птичка – я работал н уроке , но не очень запомнил и не всё получалось
Показать настроение в конце урока ( солнышко, тучки)
Самоанализ урока окружающего мира в 1 «А» классе по теме
« Как помочь птицам зимой?»
Я работаю с этим классом первый год, за первое полугодие работы с детьми могу выделить 3 группы: сильные, средние и слабые. Поэтому использую дифференцированный подход в обучении.
Класс по развитию мышления – средний, по способностям – средний.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?
Тема урока «Как помочь птицам зимой?»
Данный урок относится к типу: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Исходя из темы урока и учитывая особенности класса мною были поставлены следующие цели и задачи. ( см. конспект урока)
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно – коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников, побуждая к действию.
На уроке были использованы методы работы: словесный, наглядный, практический, а также метод стимулирования интереса к учению.
Организация познавательной деятельности происходила через интерактивные формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, т.е. имела коммуникативную направленность, где у детей развивались такие умения и навыки как умение говорить, слушать, рассуждать.
Форма педагогического общения была игровая, эмоциональная. Эта форма рациональна, т.к. соответствует возрастным особенностям детей, их жизненному опыту, наглядно – образному мышлению.
Все этапы урока логически последовательны, взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности и подчинены теме, цели и задачам урока.
На уроке были использованы технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно – ориентированного обучения (создание психологического комфорта для учеников, условий для самовыражений), информационная (предоставляются слайды из презентации, которая работает в ходе урока поэтапно), различные виды активности: физической ( говорят, слушают, творят), социальной ( отвечают на вопросы), познавательной( находят решение проблемы, делают выводы).
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На уроке давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока был доступен, посилен для учеников 1 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт этого повысилась возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Важен последний этап урока – самооценка (оценочная самостоятельность учащихся). Учебное время использовалось на уроке эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Вывод: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС направлены на формирование функционально- грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это человек самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью УУД, которые отражены в ФГОС. |