Скачать 276.1 Kb.
|
Как звучит тема реферата? Оглавление Содержание I. Введение. II. Основная часть. § 1. От средневековой алхимии к современным методам анализа
III. Заключение. I. Введение Во введении помимо актуальности работы пишется цель и обозначаются задачи. В качестве задач – название параграфов. Во введении делается краткий обзор прочитанной литературы (не список литературы, а обзор!). Выбирая в качестве темы для своего реферата увлекательную книгу венгерских авторов «Химия в криминалистике», я ориентировалась на вчерашнюю, сегодняшнюю и, очевидно, завтрашнюю актуальность проблем, которые открываются на её страницах. Сколько времени существует человеческая цивилизация, столько же действуют гласные или негласные нормы поведения, правила, законы и ровно столько же времени существуют проблемы с нарушителями этих норм, правил, законов, с поиском доказательств того, кем и как нарушен закон. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Многие подробности исследования криминалистических данных остаются до сих пор очень призрачными и труднодоступными для людей, занимающихся этими проблемами. Заслуживает внимания и сам вопрос, что же связывает две, на первый взгляд ни чем не перекликающиеся между собой, науки: химия и криминалистика. Представление об этом менялось на протяжении долгого периода времени, строились догадки, выдвигались теории. С годами химическая наука заняла почётное место в системе расследования преступлений. Научно-техническая революция и особенно достижения второй половины XX в. позволили привлечь в криминалистику технические методы сбора доказательств преступления - улик. Важное место в этих методах принадлежит химии, о некоторых областях применения которой в криминалистике и пойдет речь в реферате. Простое перечисление самых известных и часто используемых методов выглядит довольно внушительно: - поиск и сохранение скрытых отпечатков пальцев; - идентификация личности по анализу состава ДНК; - поиск и определение состава ядовитых веществ, взрывчатых веществ, наркотиков; - получение слепков отпечатков обуви; - анализ на содержание алкоголя и состава алкогольных напитков; - анализ состава чернил, бумаги и других средств, используемых для составления документов; - анализ всевозможных загрязнений. Это лишь небольшая часть проблем из области криминалистики. Что же такое криминалистика? Это юридическая наука, исследующая закономерности подготовки, совершения и раскрытия преступления, возникновения его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств. Целью криминалистики является раскрытие и расследование преступлений. Эта цель реализуется на основе достижений современной науки (судебно-медицинской, в том числе) и техники. Судебно-медицинская наука теснейшим образом связана с практикой. Потребностями повседневной практической экспертной деятельности определяется тематика научных работ в области судебной медицины. Судебная медицина в силу своей специфики использует современные достижения общей медицины, биологии, физики, химии и т. д. Каковы же связи химии и криминалистики? Что объединяет эти две, непохожие области знания, две самостоятельные науки? Ответ вполне конкретен: общие благородные цели, среди которых, прежде всего, борьба с преступностью, всемерное укрепление правопорядка, обязательное соблюдение законности, охрана интересов человека и государства, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан. Основной вопрос, ответ на который мы находим у авторов этой книги: ЧЕМ ЖЕ ЗАНИМАЕТСЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА? Последовательно листая страницы этой увлекательной книги, я постараюсь утвердиться, а главное утвердить читателя в мысли о невозможности проведения объективных расследований и вынесении беспристрастных решений без использования химической науки. II. Основная часть.
Зачем нужен этот параграф? Какое отношение имеет он к теме? «Алхимия — это процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе». Парацельс «Магические наставления» Что же такое алхимия? Одна из трактовок термина Алхимия (лат. Alchimia, от Аль и Хеми – «огонь, бог и патриарх» или от греческого Хемейя или арабского Ул-хеми) - древнее тайное учение философского, религиозного, мистического характера, целями которого было получение «Философского камня», особого вещества, способного превращать неблагородные металлы (прежде всего, ртуть) в серебро и золото, а также: поиски сокрытого духа в каждой неорганической крупице материи, исследование возможности получения универсального растворителя, способного в числе прочего, удаляя болезни вернуть молодость. Уместна ссылка на использованный источник. Основу алхимии заложили древние египетские (III-IV века н.э.), китайские, восточные знания, учение о стихиях и 4 элементах (огонь, вода, земля, воздух), способных превращаться друг в друга. В большинство стран Европы алхимия попала благодаря трудам арабского мудреца Гебера в VIII веке. «Кроме похожих названий, химия ничего общего с алхимией не имеет. Алхимия-мать современной химии, но ведь дочь не виновата, если ее мать не в своем уме». Так писали в учебниках химии два века назад. о каких учебниках идет речь? Ссылка Искренне верящим в свои убеждения алхимикам, получить золото с помощью «Философского камня» ну, никак не удавалось, зато их «опередили» мошенники – фальшивомонетчики. Золото как основная денежная единица используется с глубокой древности. Однако, поскольку этот металл не отличается механической прочностью, в обращении «ходили» монеты, изготовленные из сплавов золота, серебра и меди. Монеты часто подделывали. Подбирая комбинацию металлов красного и белого цвета, мошенникам удавалось, сохранив окраску золотых монет, снизить в них содержание золота, а то и вовсе обойтись без этого драгоценного металла. О том, что борьба с фальшивомонетчиками велась еще в библейские времена, упоминается в Ветхом завете. Диодор Сицилийский (древнегреческий историк) Лучше сделать сноску внизу страницы с краткой биографией этого историка следующим образом описывает процедуру испытания золота огнем: «Плавильщики берут пробу золотой руды, взвешивают и помещают в глиняный сосуд, добавляют в определенной пропорции к весу пробы свинец, соль, немного олова, ячменные отруби; капель плотно закрывают крышкой. Сосуд пять дней и пять ночей без перерыва держат в горячей печи, и при охлаждении на его дно оседает чистое золото без примеси угля, которое весит намного меньше, чем исходная руда». И сегодня не до конца понятно, зачем понадобились добавки олова, ячменных отрубей и почему сосуд должен быть плотно закрыт; но по существу описанный рецепт используют и в наши дни. Позже испытание огнем проводили, нагревая испытуемый металл с такими веществами, которые, сплавляясь с примесями золотого образца, давали шлак; золото к такому шлаку не прилипало и по охлаждении оставалось в виде блестящего желтого королька, удобного для взвешивания. Зная первоначальную массу испытуемой пробы и массу королька, можно узнать, сколько «неблагородных» примесей содержалось в «золоте». Однако шлакующие добавки не взаимодействовали и с серебром. Поэтому после очистки в корольке могло оказаться не только золото, но и серебро. А поскольку именно серебро чаще всего добавляли в золотые монеты, необходимо было срочно найти такой способ проверки золота, который бы ясно указывал на присутствие серебра. В конце концов, и эта задача была благополучно решена, и испытание огнем с определенного времени стали проводить по-иному. Новый способ получил название цементации. До нас не дошло подробное описание методики цементации, применявшейся в то время, потому что каждый мастер держал свою методику в тайне. Тем не менее, известно, что от старого способа испытания огнем цементация отличается тем, что в качестве шлакообразователей использовали смеси соды с поваренной солью и серы с песком. В присутствии этих добавок соединения серебра переходят в шлак, а королек из чистого золота оседает на дно. Сейчас мы по-иному оцениваем деятельность алхимиков, которые положили начало использованию неорганических кислот, передали нам искусство приготовления растворов, у них же мы научились основным приемам лабораторных работ. Подстегиваемые фанатическим желанием научиться получать золото из других материалов, они «мимоходом» сделали ряд замечательных открытий. Наукой химия начала становиться только в XIX в., когда был открыт закон кратных отношений, и разрабатывалось атомно-молекулярное учение. С этого времени химический эксперимент стал включать в себя не только изучение превращений веществ и способов их выделения, но и измерения различных количественных характеристик. Современный химический эксперимент включает множество разнообразных измерений. Изменились оборудование для постановки опытов и химическая посуда. В современной лаборатории не встретишь самодельных реторт — на смену им пришло стандартное стеклянное промышленное оборудование. Стали типовыми и приемы работы, которые в наше время уже не приходится каждому химику изобретать заново. Описание наилучших из них, проверенных многолетним опытом, можно найти в учебниках и руководствах. Методы изучения вещества сделались не только универсальными, но и более разнообразными. Все большую роль в работе химика играют физические и физико-химические методы исследования, предназначенные для выделения и очистки соединений, а также для установления их состава и строения. Классическая техника очистки веществ отличалась чрезвычайной трудоемкостью. Известны случаи, когда химики тратили на выделение индивидуального соединения из смеси годы труда. Так, соли редкоземельных элементов удавалось выделить в чистом виде лишь после тысяч дробных кристаллизаций. Но и после этого чистоту вещества далеко не всегда можно было гарантировать. Современные методы хроматографии позволяют быстро отделить вещество от примесей и проверить его химическую индивидуальность. Кроме того, для очистки веществ широко применяются классические, но сильно усовершенствованные приемы перегонки, экстракции и кристаллизации, а также такие эффективные современные методы, как электрофорез, зонная плавка и т. д.
На месте происшествий или криминальных событий всегда остаются предметы или какие-то следы – немые свидетели событий. Действий или присутствия участников преступления. После соответствующей экспертизы они служат важными доказательствами расследования случившегося. Чем более совершенными методами вооружаются следователи и эксперты, тем старательнее изощряются правонарушители, чтобы не оставить за собой улик. Сегодня следователи в содружестве с экспертами опираются на достижения естественных наук, и им все чаще удается идентифицировать мельчайшие следы, которые преступники не в состоянии ликвидировать, поскольку их просто нельзя увидеть невооруженным глазом. Какими же способами следователь, осматривая многочисленные судебные улики, ухитряется выявить, зафиксировать и исследовать микрочастицы? На первом этапе работы он часто с помощью эксперта отбирает такие предметы, которые, скорее всего, могут содержать множество остатков веществ и материалов, обладающих доказательной силой. Отобранные предметы отправляют в лабораторию. При исследованиях собранных образцов используются операционные лампы, которые дают сильное, бестеневое, рассеянное освещение в любом выбранном направлении. Каждый квадратный миллиметр рассматриваемого предмета исследуется как при прямом, так и при боковом освещении. Особенно подробно осматриваются поврежденные, деформированные участки, а также мазки, которые образуются под действием мощных ударов, связанных со столкновением, наездом и т. п. Если предполагается, что мазки могут иметь отношение к совершенному преступлению, то их надо изучать очень внимательно, потому что это может оказать большую помощь в расследовании. Мазки возникают тогда, когда два предмета с огромной силой прижимаются друг к другу и, хотя при наезде или столкновении двух автомобилей такая «встреча» продолжается считанные секунды, след от скольжения одной поверхности о другую остается. Дело в том, что в результате трения обе соприкасающиеся поверхности мгновенно разогреваются, и отдельные частички начинают отслаиваться от одной поверхности и прилипать к другой. Тугоплавкие вещества, например металлы, образуют тонкие наплывы, по которым уже нельзя восстановить их первоначальную форму. Материалы с невысокой температурой плавления, например краски, текстильные изделия, закрепляются на поверхности в виде густых мазков. В месте соприкосновения с поверхностью металла эти материалы часто очень сильно деформированы, но исходную структуру металла они не нарушают. Если при осмотре какого-то предмета эксперт замечает признаки повреждения или деформация, но невооруженным глазом не может разглядеть следов мазков, ему приходится прибегать к помощи микроскопа. Но нередко случается так, что на поверхности имеются натеки металла, которые неразличимы даже под микроскопом. Тогда приходится обнаруживать эти следы другими методами. Вот, один из многих примеров, приведённых в этой работе. «Однажды в помещение полицейского участка ворвался разъяренный посетитель. Долго и путано рассказывал он о происшествии, суть которого сводилась к тому, что накануне вечером в него дважды стреляли. В темноте различить злоумышленника он не смог, но подозревает, что это дело рук его старого заклятого врага. Доставил он в участок и вещественные доказательства. На его пальто и шапке насчитали тринадцать мелких круглых отверстий. Получалось, что только каким-то чудом сам посетитель остался невредим. При осмотре места происшествия удалось найти единственную дробинку»¹. Обычная экспертиза простреленной одежды должна включать ответы на вопросы о том, из какого оружия и с какого расстояния сделаны выстрелы. Однако, согласно заключению экспертизы, в данном случае выстрелов вообще не производилось. Этот вывод основывался на следующих соображениях. Если одежда пробита выстрелом, то края «дырки» в волокне ткани должны иметь обгорелый или оплавленный вид. А на одежде, отправленной на экспертизу, по краям всех дырок можно было разглядеть ровные, незатронутые огнем текстильные волокна. Тринадцать дырок в одежде «жертвы» покушения по размеру были неодинаковы, и края отверстий отличались зигзагообразными очертаниями. Изучив фотоснимки, сделанные с большим увеличением, установили, что дырки в одежде были проделаны вручную, скорее всего, с помощью ножниц. Если такое предположение правильно, то твердый материал-сплав, из которого изготовлены ножницы, должен при резании оставить свои «следы» на текстильных волокнах, но с помощью оптического микроскопа металлические «следы» различить невозможно. Эксперт решил использовать электрограф. Принцип работы этого прибора достаточно ясен из рис. 1. Нужны поясненияОбразец, в данном случае кусок одежды, пропитывают раствором электролита (соли), помещают между двумя электродами и включают в цепь источник тока. Частички металла, застрявшие в текстильных волокнах, начинают растворяться, а образующиеся при этом ионы устремятся в сторону катода, где они разряжаются и образуют слой металла. Поместив между двумя электродами толстый слой фильтровальной бумаги, можно собрать на нём, как на экране, слой металла. Всего через каких-нибудь две минуты станет заметно, что на бумаге проступают пятна, точно повторяющие металлический рисунок на образце. Чтобы добиться лучшего проявления пятен, бумагу надо обработать соответствующим реактивом. В случае, о котором идет речь, бумагу обработали диметилглиоксимом, после чего пятна приобрели ярко-красную окраску, что указывало на присутствие на одежде металлического никеля, хотя его количества на поверхности одежды были не более 1 мг. Форма пятен не оставила никаких сомнений в том, что ткань действительно была прорезана и «пробитые дробью» отверстия на самом деле были проделаны с помощью никелированных ножниц. Тот, кто хотел ввести суд в заблуждение и чужими руками свести счеты с противником, сам вынужден был занять скамью подсудимых за клевету. рис.1 электрограф При анализе улик очень широко используют методы аналитической химии, заключающиеся в определении элементов или групп элементов, входящих в состав различных веществ. Например, с помощью кислот проводят качественный анализ в растворах, позволяющий выявить его состав. Использование кислот основано на их способности по-разному взаимодействовать с теми или иными металлами. Так, азотная кислота одинаково легко растворяет медь и серебро, но не взаимодействует с золотом, а «царская водка» способна растворять и золото. Известно, что нечестные торговцы подмешивают в сметану муку. Так делали очень давно. Сейчас тоже так делают? Для борьбы с мошенниками существуют контролёры, у которых под рукой - раствор йода. Одной капли достаточно, чтобы разоблачить фальсификаторов. При добавлении йода в испорченный мукой товар тотчас появляется синяя окраска. Характерный синий цвет возникает в результате взаимодействия йода с крахмалом, содержащимся в муке. При необходимости реагент и объект поиска можно поменять местами и использовать крахмал для обнаружения йода. В отсутствие крахмала добавление йода не вызывает посинение. По данным количественного анализа можно найти соотношение компонентов в исследуемом веществе. Вот один из простых примеров количественного анализа. Речь идёт о методе определения содержания уксусной кислоты в её водном растворе – уксусной эссенции. Метод используется для выявления фальсификации эссенции. При взаимодействии с карбонатом натрия уксусная кислота превращается в ацетат натрия и угольную кислоту, которая в свою очередь быстро разлагается на воду и диоксид углерода, бурно с шипением выделяющийся из раствора. После становится нейтральным. Если в такой раствор ещё добавить соды, то вспенивания уже не происходит и раствор становится щелочным (избыток соды). Происходящие реакции можно описать следующими химическими уравнениями: Пробу с неизвестной концентрацией уксусной кислоты помещают в какую-то ёмкость. Затем берут точное количество чистой соды и постепенно добавлять её в сосуд с уксусом до прекращения выделения пузырьков газа. Конечно, наиболее надёжные результаты можно получить, если нейтрализацию провести в присутствии соответствующего вещества, которое подаёт сигнал об изменении кислотности среды. Такое вещество называется индикатором. Для нашей реакции лучший индикатор - лакмус. В кислой среде лакмусовая бумажка окрасится в красный, а в щелочной среде – в синий цвет. Нанесём на лакмусовую бумажку маленькую каплю раствора. Если бумажка не станет ни красной, ни синей, а окрасится в промежуточный цвет, реакция нейтрализации прошла до конца и из такого нейтрального раствора пузырьки газа при добавлении соды не выделяются. После этого остаётся только узнать количество неизрасходованной соды (от взятой вначале навески) и найти, сколько соды прореагировало с кислотой. Метод, когда реагент небольшими порциями добавляют к исследуемому веществу, получил название титрования. Сноски д.б. внизу страницы ¹Лейстнер Н. Бурнаш П. Химия в криминалистике. Перевод с венгерского. Мир 1990. С. 57. |
Применение it в банковском праве (бюро кредитных историй) В состав кредитной истории, согласно закону рб входят три части: Титульная часть Основная часть Закрытая часть | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | ||
Рабочая программа дисциплины «Контроль качества строительно-монтажных работ» Умо (2010 г.), соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению... | Урок по теме: Электромагнитная индукция Основная часть магнитофона. (Громкоговоритель Ученый, открывший явление э-м индукции. (Фарадей). Вещество с ярковыраженными магнитными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть... | Реферат по теме «Цели опричнины» Основная часть | ||
Основная часть Глава Специфика использования метода проектов в преподавании иностранного языка | Требования к рефератУ Работа должна содержать развернутый план (введение, основная часть, заключение, библиография) | ||
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | ||
Основная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология... | Рефератов по дисциплине «рынки икт и организация продаж» Основная (теоретическая) часть. Содержит постановку и основные пути решения рассматриваемой проблемы | ||
Основная образовательная программа на 2011 2012 учебный год Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162 | Программа курса Часть Место астрофизики в естествознании Основная цель курса – дать слушателям целостное представление о строении и законах | ||
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» Основная часть (анализ источников и литературы, изложение авторской позиции с опорой на авторите6ты и классиков) | Культура и духовная жизнь часть 1 (А) При выполнении заданий этой части в бланке ответов «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан |