II. Основная часть. §





Скачать 276.1 Kb.
НазваниеII. Основная часть. §
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер276.1 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Химия > Анализ
  1   2   3
Как звучит тема реферата?

Оглавление

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.

§ 1. От средневековой алхимии к современным методам анализа

  1. § 2. Химия помогает найти улики

  2. § 3.Способы и методы поисков

  3. Анализ спектров (это тоже метод) Я бы не стала выделять отдельный параграф.

  4. Тайны чистого вещества

  5. Химия – главное оружие эксперта-криминалиста.


III. Заключение.

I. Введение

Во введении помимо актуальности работы пишется цель и обозначаются задачи. В качестве задач – название параграфов. Во введении делается краткий обзор прочитанной литературы (не список литературы, а обзор!).
Выбирая в качестве темы для своего реферата увлекательную книгу венгерских авторов «Химия в криминалистике», я ориентировалась на вчерашнюю, сегодняшнюю и, очевидно, завтрашнюю актуальность проблем, которые открываются на её страницах.

Сколько времени существует человеческая цивилизация, столько же действуют гласные или негласные нормы поведения, правила, законы и ровно столько же времени существуют проблемы с нарушителями этих норм, правил, законов, с поиском доказательств того, кем и как нарушен закон.

Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Многие подробности исследования криминалистических данных остаются до сих пор очень призрачными и труднодоступными для людей, занимающихся этими проблемами.

Заслуживает внимания и сам вопрос, что же связывает две, на первый взгляд ни чем не перекликающиеся между собой, науки: химия и криминалистика. Представление об этом менялось на протяжении долгого периода времени, строились догадки, выдвигались теории. С годами химическая наука заняла почётное место в системе расследования преступлений. Научно-техническая революция и особенно достижения второй половины XX в. позволили привлечь в криминалистику технические методы сбора доказательств преступления - улик. Важное место в этих методах принадлежит химии, о некоторых областях применения которой в криминалистике и пойдет речь в реферате.
Простое перечисление самых известных и часто используемых методов выглядит довольно внушительно:

- поиск и сохранение скрытых отпечатков пальцев;

- идентификация личности по анализу состава ДНК;

- поиск и определение состава ядовитых веществ, взрывчатых веществ, наркотиков;

- получение слепков отпечатков обуви;

- анализ на содержание алкоголя и состава алкогольных напитков;

- анализ состава чернил, бумаги и других средств, используемых для составления документов;

- анализ всевозможных загрязнений.
Это лишь небольшая часть проблем из области криминалистики.
Что же такое криминалистика? Это   юридическая  наука, исследующая закономерности подготовки, совершения и раскрытия  преступления, возникновения его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств. Целью криминалистики является раскрытие и расследование преступлений. Эта цель реализуется на основе достижений современной науки (судебно-медицинской, в том числе) и техники.

Судебно-медицинская наука теснейшим образом связана с практикой. Потребностями повседневной практической экспертной деятельности определяется тематика научных работ в области судебной медицины. Судебная медицина в силу своей специфики использует современные достижения общей медицины, биологии, физики, химии и т. д.
Каковы же связи химии и криминалистики? Что объединяет эти две, непохожие области знания, две самостоя­тельные науки? Ответ вполне конкретен: общие благородные цели, среди которых, прежде всего, борьба с преступностью, всемерное укрепление правопорядка, обязательное со­блюдение законности, охрана интересов человека и государст­ва, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан.
Основной вопрос, ответ на который мы находим у авторов этой книги: ЧЕМ ЖЕ ЗАНИМАЕТСЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА?
Последовательно листая страницы этой увлекательной книги, я постараюсь утвердиться, а главное утвердить читателя в мысли о невозможности проведения объективных расследований и вынесении беспристрастных решений без использования химической науки.

II. Основная часть.


  1. От средневековой алхимии к современным методам анализа

Зачем нужен этот параграф? Какое отношение имеет он к теме?
«Алхимия — это процесс, искатель истины погружается в нее, 
как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе».


Парацельс «Магические наставления»
Что же такое алхимия?
Одна из трактовок термина Алхимия (лат. Alchimia, от Аль и Хеми – «огонь, бог и патриарх» или от
греческого Хемейя или арабского Ул-хеми) - древнее тайное
учение философского, религиозного, мистического характера, целями которого
было получение «Философского камня», особого вещества, способного
превращать неблагородные металлы (прежде всего, ртуть) в серебро и золото, а
также: поиски сокрытого духа в каждой неорганической крупице материи,
исследование возможности получения универсального растворителя, способного
в числе прочего, удаляя болезни вернуть молодость. Уместна ссылка на использованный источник.

Основу алхимии заложили древние египетские (III-IV века н.э.), китайские,
восточные знания, учение о стихиях и 4 элементах (огонь, вода, земля,
воздух), способных превращаться друг в друга. В большинство стран
Европы алхимия попала благодаря трудам арабского мудреца Гебера в VIII
веке.

«Кроме похожих названий, химия ничего общего с алхимией не имеет. Алхимия-мать современной химии, но ведь дочь не виновата, если ее мать не в своем уме». Так писали в учебниках химии два века назад. о каких учебниках идет речь? Ссылка
Искренне верящим в свои убеждения алхимикам, получить золото с помощью «Философского камня» ну, никак не удавалось, зато их «опередили» мошенники – фальшивомонетчики.

Золото как основная денежная единица используется с глубо­кой древности. Однако, поскольку этот металл не отличается механической прочностью, в обращении «ходили» монеты, изготовленные из сплавов золота, серебра и меди. Монеты часто подделывали. Подбирая комбинацию металлов крас­ного и белого цвета, мошенникам удавалось, сохранив окрас­ку золотых монет, снизить в них содержание золота, а то и вовсе обойтись без этого драгоценного металла.
О том, что борьба с фальшивомонетчиками велась еще в библейские вре­мена, упоминается в Ветхом завете.

Диодор Сицилийский (древнегреческий историк) Лучше сделать сноску внизу страницы с краткой биографией этого историка следующим образом описывает процедуру испытания золота огнем: «Плавильщики берут пробу золотой руды, взвешивают и помещают в глиняный сосуд, добавляют в определенной пропорции к весу пробы свинец, соль, немного олова, ячменные отруби; капель плот­но закрывают крышкой. Сосуд пять дней и пять ночей без перерыва держат в горячей печи, и при охлаждении на его дно оседает чистое золото без примеси угля, которое весит намного меньше, чем исходная руда». И сегодня не до конца понятно, зачем понадобились добавки олова, ячменных отрубей и почему сосуд должен быть плотно закрыт; но по существу описанный рецепт используют и в наши дни.

Позже испытание огнем проводили, на­гревая испытуемый металл с такими веществами, которые, сплавляясь с примесями золотого образца, давали шлак; золото к такому шлаку не прилипало и по охлаждении оставалось в виде блестящего желтого королька, удобного для взвешивания. Зная первоначальную массу испытуемой пробы и массу королька, можно узнать, сколько «неблаго­родных» примесей содержалось в «золоте».

Однако шлакующие добавки не взаимодействовали и с серебром. Поэтому после очистки в корольке могло оказать­ся не только золото, но и серебро. А поскольку именно серебро чаще всего добавляли в золотые монеты, необходи­мо было срочно найти такой способ проверки золота, кото­рый бы ясно указывал на присутствие серебра. В конце концов, и эта задача была благополучно решена, и испытание огнем с определен­ного времени стали проводить по-иному.

Новый способ получил название цементации. До нас не дошло подроб­ное описание методики цементации, применявшейся в то время, потому что каждый мастер держал свою методику в тайне. Тем не менее, известно, что от старого способа испытания огнем цементация отличается тем, что в качестве шлакообразователей использовали смеси соды с поваренной солью и серы с песком. В присутствии этих добавок соеди­нения серебра переходят в шлак, а королек из чистого золота оседает на дно.
Сейчас мы по-иному оцениваем деятельность алхими­ков, которые положили начало использованию неоргани­ческих кислот, передали нам искусство приготовления раст­воров, у них же мы научились основным приемам лабора­торных работ. Подстегиваемые фанатическим желанием научиться получать золото из других материалов, они «ми­моходом» сделали ряд замечательных открытий.
Наукой химия начала становиться только в XIX в., когда был открыт закон кратных отношений, и разрабатывалось атомно-молекулярное учение. С этого времени химический эксперимент стал включать в себя не только изучение превращений веществ и способов их выделения, но и измерения различных количественных характеристик.

Современный химический эксперимент включает множество разнообразных измерений. Изменились оборудование для постановки опытов и химическая посуда. В современной лаборатории не встретишь самодельных реторт — на смену им пришло стандартное стеклянное промышленное оборудование. Стали типовыми и приемы работы, которые в наше время уже не приходится каждому химику изобретать заново. Описание наилучших из них, проверенных многолетним опытом, можно найти в учебниках и руководствах.

Методы изучения вещества сделались не только универсальными, но и более разнообразными. Все большую роль в работе химика играют физические и физико-химические методы исследования, предназначенные для выделения и очистки соединений, а также для установления их состава и строения.

Классическая техника очистки веществ отличалась чрезвычайной трудоемкостью. Известны случаи, когда химики тратили на выделение индивидуального соединения из смеси годы труда. Так, соли редкоземельных элементов удавалось выделить в чистом виде лишь после тысяч дробных кристаллизаций. Но и после этого чистоту вещества далеко не всегда можно было гарантировать.

Современные методы хроматографии позволяют быстро отделить вещество от примесей и проверить его химическую индивидуальность. Кроме того, для очистки веществ широко применяются классические, но сильно усовершенствованные приемы перегонки, экстракции и кристаллизации, а также такие эффективные современные методы, как электрофорез, зонная плавка и т. д.


  1. Химия помогает найти улики


На месте происшест­вий или криминальных событий всегда остаются предметы или какие-то следы – немые свидетели событий. Действий или присутствия участников преступления. После соответствующей экспертизы они служат важными доказательствами расследования случившегося.

Чем более совершенными методами вооружаются следователи и эксперты, тем старательнее изощряются пра­вонарушители, чтобы не оставить за собой улик. Сегодня следователи в содружестве с экспертами опираются на достижения естественных наук, и им все чаще удается идентифицировать мельчайшие следы, которые преступники не в состоянии ликвидировать, поскольку их просто нельзя увидеть невооруженным глазом.
Какими же способами следователь, осматривая многочисленные судебные улики, ухитряется выявить, зафиксировать и исследовать микрочастицы?

На первом этапе работы он часто с помощью эксперта отбирает такие предметы, которые, скорее всего, могут содер­жать множество остатков веществ и материалов, обладаю­щих доказательной силой. Отобранные предметы отправляют в лабораторию.
При исследованиях собранных образцов используются операци­онные лампы, которые дают сильное, бестеневое, рассеянное освещение в любом выбранном направлении. Каждый квад­ратный миллиметр рассматриваемого предмета исследуется как при прямом, так и при боковом освещении.

Особенно подробно осматриваются поврежденные, деформированные участки, а также мазки, которые образуются под действием мощных ударов, связанных со столкновением, наездом и т. п. Если предполагается, что мазки могут иметь отношение к совершенному преступлению, то их надо изучать очень внимательно, потому что это может оказать большую помощь в расследовании. Мазки возникают тогда, когда два предмета с огромной силой прижимаются друг к другу и, хотя при наезде или столкновении двух автомобилей такая «встреча» продолжается считанные секунды, след от сколь­жения одной поверхности о другую остается. Дело в том, что в результате трения обе соприкасающиеся поверхности мгно­венно разогреваются, и отдельные частички начинают отслаиваться от одной поверхности и прилипать к другой. Тугоплавкие вещества, например металлы, образуют тонкие наплывы, по которым уже нельзя восстановить их перво­начальную форму. Материалы с невысокой температурой плавления, например краски, текстильные изделия, закрепля­ются на поверхности в виде густых мазков. В месте со­прикосновения с поверхностью металла эти материалы часто очень сильно деформированы, но исходную структуру ме­талла они не нарушают. Если при осмотре какого-то предмета эксперт замечает признаки повреждения или деформация, но невооруженным глазом не может разглядеть следов мазков, ему приходится прибегать к помощи микроскопа.

Но нередко случается так, что на поверхности имеются натеки металла, которые неразличимы даже под микроскопом. Тогда приходится обнаруживать эти следы другими методами.
Вот, один из многих примеров, приведённых в этой работе.

«Однажды в помещение полицейского участка ворвался разъяренный посетитель. Долго и путано рассказывал он о происшествии, суть которого сводилась к тому, что накануне вечером в него дважды стреляли. В темноте различить злоумышленника он не смог, но подозревает, что это дело рук его старого заклятого врага. Доставил он в участок и вещественные доказательства. На его пальто и шапке насчитали тринадцать мелких круглых отверстий. Получалось, что только каким-то чудом сам посетитель остался невредим. При осмотре места происшествия удалось найти единственную дробинку»¹.

Обычная экспертиза простреленной одежды должна вклю­чать ответы на вопросы о том, из какого оружия и с какого расстояния сделаны выстрелы. Однако, согласно заключе­нию экспертизы, в данном случае выстрелов вообще не производилось. Этот вывод основывался на следующих со­ображениях. Если одежда пробита выстрелом, то края «дырки» в волокне ткани должны иметь обгоре­лый или оплавленный вид. А на одежде, отправленной на экспертизу, по краям всех дырок можно было разглядеть ровные, незатронутые огнем текстильные волокна. Тринадцать дырок в одежде «жертвы» покушения по размеру были неодина­ковы, и края отверстий отличались зигзагообразными очер­таниями.

Изучив фотоснимки, сделанные с большим увеличением, установили, что дырки в одежде были проделаны вручную, скорее всего, с помощью ножниц. Если такое предположение правильно, то твердый материал-сплав, из которого из­готовлены ножницы, должен при резании оставить свои «следы» на текстильных волокнах, но с помощью оптическо­го микроскопа металлические «следы» различить невозмож­но.
Эксперт решил использовать электрограф. Принцип ра­боты этого прибора достаточно ясен из рис. 1. Нужны поясненияОбразец, в данном случае кусок одежды, пропитывают раствором электролита (соли), помещают между двумя электродами и вклю­чают в цепь источник тока. Частички металла, застрявшие в текстильных волокнах, начинают растворяться, а образующиеся при этом ионы устремятся в сторону катода, где они разряжаются и образуют слой металла. Поместив между двумя электро­дами толстый слой фильтровальной бумаги, можно собрать на нём, как на экране, слой металла. Всего через каких-нибудь две минуты станет заметно, что на бумаге проступают пятна, точно повторяющие металлический рису­нок на образце. Чтобы добиться лучшего проявления пя­тен, бумагу надо обработать соответствующим реактивом. В случае, о котором идет речь, бумагу обработали диметилглиоксимом, после чего пятна приобрели ярко-крас­ную окраску, что указывало на присутствие на одежде металлического никеля, хотя его количества на поверхности одежды были не более 1 мг. Форма пятен не оставила никаких сомнений в том, что ткань действительно была прорезана и «пробитые дробью» отверстия на самом деле были проделаны с помощью никелированных ножниц. Тот, кто хотел ввести суд в заблуждение и чужими руками свести счеты с противником, сам вынужден был занять скамью подсудимых за клевету.



рис.1 электрограф
При анализе улик очень широко используют методы аналитической химии, заключающиеся в определении элементов или групп элементов, входящих в состав различных веществ.

Например, с помощью кислот проводят качественный анализ в растворах, позволяющий выявить его состав. Использование кислот основано на их способности по-разному взаимодействовать с теми или иными металлами. Так, азотная кислота одинаково легко растворяет медь и серебро, но не взаимодействует с золотом, а «царская водка» способна растворять и золото.

Известно, что нечестные торговцы подмешивают в сметану муку. Так делали очень давно. Сейчас тоже так делают? Для борьбы с мошенниками существуют контролёры, у которых под рукой - раствор йода. Одной капли достаточно, чтобы разоблачить фальсификаторов. При добавлении йода в испорченный мукой товар тотчас появляется синяя окраска. Характерный синий цвет возникает в результате взаимодействия йода с крахмалом, содержащимся в муке. При необходимости реагент и объект поиска можно поменять местами и использовать крахмал для обнаружения йода. В отсутствие крахмала добавление йода не вызывает посинение.

По данным количественного анализа можно найти соотношение компонентов в исследуемом веществе. Вот один из простых примеров количественного анализа.

Речь идёт о методе определения содержания уксусной кислоты в её водном растворе – уксусной эссенции. Метод используется для выявления фальсификации эссенции.

При взаимодействии с карбонатом натрия уксусная кислота превращается в ацетат натрия и угольную кислоту, которая в свою очередь быстро разлагается на воду и диоксид углерода, бурно с шипением выделяющийся из раствора. После становится нейтральным. Если в такой раствор ещё добавить соды, то вспенивания уже не происходит и раствор становится щелочным (избыток соды). Происходящие реакции можно описать следующими химическими уравнениями:



Пробу с неизвестной концентрацией уксусной кислоты помещают в какую-то ёмкость. Затем берут точное количество чистой соды и постепенно добавлять её в сосуд с уксусом до прекращения выделения пузырьков газа. Конечно, наиболее надёжные результаты можно получить, если нейтрализацию провести в присутствии соответствующего вещества, которое подаёт сигнал об изменении кислотности среды. Такое вещество называется индикатором. Для нашей реакции лучший индикатор - лакмус. В кислой среде лакмусовая бумажка окрасится в красный, а в щелочной среде – в синий цвет. Нанесём на лакмусовую бумажку маленькую каплю раствора. Если бумажка не станет ни красной, ни синей, а окрасится в промежуточный цвет, реакция нейтрализации прошла до конца и из такого нейтрального раствора пузырьки газа при добавлении соды не выделяются.

После этого остаётся только узнать количество неизрасходованной соды (от взятой вначале навески) и найти, сколько соды прореагировало с кислотой. Метод, когда реагент небольшими порциями добавляют к исследуемому веществу, получил название титрования.
Сноски д.б. внизу страницы ¹Лейстнер Н. Бурнаш П. Химия в криминалистике. Перевод с венгерского. Мир 1990. С. 57.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

II. Основная часть. § iconПрименение it в банковском праве (бюро кредитных историй)
В состав кредитной истории, согласно закону рб входят три части: Титульная часть Основная часть Закрытая часть
II. Основная часть. § iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
II. Основная часть. § iconРабочая программа дисциплины «Контроль качества строительно-монтажных работ»
Умо (2010 г.), соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению...
II. Основная часть. § iconУрок по теме: Электромагнитная индукция
Основная часть магнитофона. (Громкоговоритель Ученый, открывший явление э-м индукции. (Фарадей). Вещество с ярковыраженными магнитными...
II. Основная часть. § iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть...
II. Основная часть. § iconРеферат по теме «Цели опричнины»
Основная часть
II. Основная часть. § iconОсновная часть Глава
Специфика использования метода проектов в преподавании иностранного языка
II. Основная часть. § iconТребования к рефератУ
Работа должна содержать развернутый план (введение, основная часть, заключение, библиография)
II. Основная часть. § iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология...

II. Основная часть. § iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология...

II. Основная часть. § iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология...

II. Основная часть. § iconРефератов по дисциплине «рынки икт и организация продаж»
Основная (теоретическая) часть. Содержит постановку и основные пути решения рассматриваемой проблемы
II. Основная часть. § iconОсновная образовательная программа на 2011 2012 учебный год
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
II. Основная часть. § iconПрограмма курса Часть Место астрофизики в естествознании
Основная цель курса – дать слушателям целостное представление о строении и законах
II. Основная часть. § iconРефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Основная часть (анализ источников и литературы, изложение авторской позиции с опорой на авторите6ты и классиков)
II. Основная часть. § iconКультура и духовная жизнь часть 1 (А) При выполнении заданий этой части в бланке ответов
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск