Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение





НазваниеПрянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение
Дата публикации27.06.2014
Размер107 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Химия > Реферат
Применение видео-сопровождения на уроках химии

Автор: Прянин Александр Кимович

учитель химии МОУ «Гимназия №8»

г. Энгельса, Энгельсского района,

2011 год

1
Введение

В современной России, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнеде­ятельности, сформировался социальный запрос, связанный с воспитанием и развитием компетентной личности, способной действовать осмысленно, ориентируясь в постоянно меняющемся окружающем мире.

Являясь преподавателем химии, считаю, что для формирования такой личности необходимо использовать в процессе обучения современные педагогические технологии. Богатейшие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях химии предоставляет использование информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ на занятиях химии позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя и учащегося; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно ис­пользовать ИКТ является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям я обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всех учеников).

2

При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся.

На протяжении ряда лет на своих занятиях и во внеурочной деятельности, я использую видео-сопровождение уроков. О преимуществах и возможностях применения этих ресурсов идет речь в моей работе.

3

Основное содержание

В последние годы возможность использования компьютеров на любом уроке непосредственно в кабинете химии привела к тому, что компьютеры стали использоваться системно. Это означает, что речь не идет о применении определенных технологий, приемов на каких-то отдельных этапах урока, на определенных типах урока и т.д. Компьютеры стали неотъемлемой частью всей системы преподавания химии в большинстве школе, а их использование обрело очертания системы. Тем не менее, как и любая другая система, система использования информационных технологий состоит из самых различных составляющих. Это компьютерный эксперимент и компьютерное моделирование, компьютерный контроль знаний, использование электронных учебников, в том числе электронных учебно-методических комплексов, создание собственных электронных пособий к урокам и т.д. Заметную роль в этой системе занимает применение видео-сопровождения. Изначально я использовал готовые обучающие программы на СD и DVD дисках, но очень скоро убедился, что их применение на уроках зачастую не рационально, а во многих случаях приводит не к экономии учебного времени а его затрате. Кроме этого, я еще никогда не встречал ни одного электронного или печатного учебного пособия, полностью отвечающего личным методическим взглядам каждого учителя. А учитель, успешно может вести урок только тогда, когда он это делает в соответствии с собственными убеждениями, ориентируясь на конкретную аудиторию, экспериментируя и творя вместе со своими учениками. Впрочем, большинство обучающих программ изначально не рассчитаны для применения их на уроке, они во многом не соответствуют программному материалу, в них редко соблюдается последовательность изложения, отвечающая школьным учебникам и т.д. В

4

основном эти программы создаются для индивидуальных занятий. Однако каждый сюжет в отдельности, будь то видеоролик или анимация, представляют методический интерес для учителя. Со временем я пришел к тому, что стал монтировать из отдельных видео- и анимационных сюжетов небольшие учебные фильмы продолжительностью от пяти до десяти минут, которые полностью соответствуют последовательности и содержанию изучаемой темы и моим методическим подходам.

Оговорюсь сразу: в данном случае речь не идет о каком либо авторстве с моей стороны, я только компоную готовые сюжеты, взятые из различных источников. Безусловно, я никогда не тиражирую эти фильмы и применяю их только на своих уроках, тем самым не нарушая авторских прав создателей тех сюжетов, которые я использую. То есть, это делается только для того, чтобы получить возможность демонстрации интересующих меня роликов одновременно, в течении одного урока, что я не могу сделать технически, если они содержатся на нескольких носителях. Подобная форма видео-сопровождения удобна еще и тем, что я, относительно легко могу изменить содержание фильма: добавить какие-то сюжеты или заменить их на другие.

В работе по монтажу фильмов я использую видео-редакторы Nero Vision и Pinnacle Studio.

Применяя такое сопровождение уроков, я, на первый взгляд, возвращаюсь к виду наглядности широко применяемой задолго до появления компьютера и даже самого телевидения, я имею в виду учебные кино-ролики, но, в отличии от учителя, вооруженного кинопроектором, я имею возможность в любой момент приостановить демонстрацию нажав на «паузу», вернуться к увиденному, добавить свои комментарии, акцентируя внимание класса на том или ином моменте, я могу воспроизвести ролик непрерывно, или фрагментами, включая воспроизведение, когда этого
5

требует логика урока. И главное: я имею возможность постоянно пополнять и обновлять коллекцию видео-ресурсов.

Разумеется, основная функция, которую выполняет видео-сопровождение на уроках – иллюстративная. При этом, в процессе объяснения нового материала, имеет смысл демонстрация тех экспери-ментов, которые невозможно провести «в живую» по различным причинам: это опыты связанные с реактивами запрещенными к использованию в школьной практике (токсичные вещества, взрывоопасные, легковоспла-меняемые и т.д.) и веществами, которых нет в школьной лаборатории. Либо, это реакции, которые требуют особых условий проведения, чаще всего из соображения безопасности. Однако, об этих реакциях идет речь в школьном учебнике, даны их описания, приведены уравнения, например: взаимодействие ртути с серой, разложение нитратов, взаимодействие металлов с хлором и бромом и т.д. Во всех этих случаях видеоролики - это единственная возможность познакомиться с этими реакциями воочию.

Безусловно, видео-опыты не должны вытеснять реальный эксперимент на уроках химии, но вполне возможно и полезно разумное сочетание этих компонентов. Например, при повторении изученного материала физически невозможно заново провести демонстрационные опыты, показанные на предыдущих уроках, но легко осуществим показ тех же экспериментов в цифровом варианте, причем с большой экономией времени. Я даже выработал особый методический прием, который называю «видео-опросом». Он заключается в том, что на экране демонстрируются химические опыты известных классу реакций, которые прерываются в нужный момент и на экране появляются титры предлагающие составить уравнения реакций, дать объяснение происходящим процессам и т.д. В этом случае соблюдается очень важный методический принцип, который принято называть «вариативным повтором», т.е. рассмотрение уже известного материала с новых позиций и в новой ситуации. Этот прием очень эффективен т.к. в

6

процессе вариативного повтора задействуется и моторная и зрительная и логическая память.

Особое значение играют анимационные сюжеты, позволяющие проиллюстрировать те объекты и процессы, которые, как правило, описываются вербально или с помощью достаточно приближенных схем: это касается, прежде всего, вопросов строения атома, пространственного строения молекул, механизмов реакций и т.д. Компьютерная графика позволяет рассмотреть эти объекты и процессы как бы изнутри, на уровне микромира. В этих случаях анимационные сюжеты просто незаменимы.

Не менее эффективны видео- и анимационные сюжеты при иллюстрировании вопросов связанных с различными технологическими процессами, практическим применением различных веществ, содержанием их в природе.

Но, помимо иллюстративных функций видео-сопровождение может выполнять ряд других задач, при условии его грамотного составления и применения. Чтобы планомерно управлять учебными действиями учащихся, учитель должен уметь так применять свой методический арсенал, чтобы операционная структура компонентов урока соответствовала преследуемым педагогическим целям и планируемым результатам. Нельзя забывать, что учебный фильм, каким бы эффектным, и методически точным он ни был, сам по себе не даст результата, если он не встроен в общую канву урока, если он лишен необходимых комментариев и не имеет продолжения в виде обсуждения или иного способа актуализации отраженной в нем информации.

Как известно, одна из основных задач обучения в современной школе – это формирование у учащихся приемов умственной деятельности. Как любой другой методический инструмент, видео-сопровождение должно быть подспорьем в решении этих задач.

7

Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком либо объекте. Чтобы успешно развивать внимание учащихся можно применять следующие приемы:

Учитель при демонстрации фильма должен учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопрос: что особенного в данном химическом объекте? Чем отличается данный объект или процесс от того с чем они уже встречались? Если речь идет о химической реакции, то уместно каждый раз напоминать учащимся о признаках химических реакций, если делать это систематически, то ученики, предвидя вопрос, начинают анализировать увиденное уже в процессе просмотра.

Приучать класс замечать все изменения, происходящие в реагирующей системе, желательно сразу после просмотра, потребовать краткое описание увиденного. Это превращает учащихся из пассивных наблюдателей в активных участников учебного процесса и как результат, вырабатывает привычку к концентрации внимания в нужный момент.

Учить детей охватывать своим вниманием, как можно большее информационное пространство, например: видеть не только то, что происходит в реакционной пробирке, но и замечать детали, видеть все оборудование в целом; не просто воспринимать картинку происходящего, но и соотносить ее с комментарием учителя. То есть практиковать развитие концентрации и распределения внимания.

Чаще менять вид деятельности: чередовать реальный эксперимент с видео, элементы лекции с беседой и обсуждением, менять темп урока - с размеренного на быстрый и наоборот. Это ведет к развитию таких свойств внимания, как переключение и сосредоточение.

8

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в памяти и мысленно манипулировать им.

Собственно, химия из всех естественнонаучных дисциплин требует в наибольшей степени наличия этого качества, так как очень многие категории в химии требуют их абстрактного осмысления, и часто ученикам трудно соотнести электронные схемы с тем, что представляют собой реальные атомы или молекулы, уравнения химических реакций с реальными химическими процессами. Видео- и анимационные сюжеты призваны «материализовать» в сознании учеников то, что порой невозможно увидеть или даже описать, как макрообъект.

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком различной информации.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Безусловно, наиболее прочный след в памяти ученика оставляют те химические опыты, которые он осознанно провел своими руками и та информация которую он добыл самостоятельно, поскольку в этом случае в процесс запоминания включаются все виды памяти и все формы мыслительной деятельности. Однако, качественно выполненный видео-сюжет в совокупности со всеми необходимыми методическими приемами о которых шла речь выше, также хорошо запоминается на эмоциональном уровне.

Не менее важно развитие ассоциативной памяти. Но ассоциации по смежности, сходству, контрасту, которые поневоле возникают в процессе просмотра видеороликов, требуют немедленного закрепления и становятся

9

длительными во времени, если они подтверждаются в дальнейшем, возникая в различных учебных ситуациях по различным поводам. Поэтому очень важно на последующих уроках, как можно чаще апеллировать к увиденному или при удобном случае даже повторно демонстрировать сюжеты, что технически сделать не сложно. И только при подробном обсуждении содержания ролика вырабатываются наиболее сложные и устойчивые ассоциации – смысловые.

Мышление – высшая форма творческой активности человека, психический процесс отражения действительности.

Видео-сопровождение, при грамотном его применении, как всякая наглядность, вырабатывает, в основном, приемы репродуктивного мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного. Но в том случае, когда видеосюжет становится предметом обсуждения, если требуется вербальное подтверждение увиденного, или в связи с этим происходит постановка проблемы, требующей своего решения, то при этом задействуется и словесно-логическое мышление словесно-логическое.

10

Заключение

Новые информационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

- формирование личности информационного общества;

- максимальное усвоение учебного материала;

- формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.

Использование видео-сопровождения на уроках химии решает, как одной из составных частей информационных технологий, решает более частные, оперативные задачи:

- увеличение объема учебного материала, при значительной экономии времени;

- улучшение наглядности подачи учебного материала за счет цвета, звука и движения;

- возможность демонстрации тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей;

- ускорение темпа урока за счет эмоциональной составляющей.

Библиография

Выготская Л.С. Педагогическая технология // М.,1996

Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии // М.,1978

Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. // Химия в школе, 2005 г, № 10

Макотрова Г.В. Интернет на уроке химии. // Химия в школе 2009. – № 10.

Мастер-класс учителя химии. // М. «Глобус» 2010

Первик С.П. Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование 1994

Щелканова Г.В. Использование информационных технологий на уроках химии. // Химия: методика преподавания. 2004, № 8.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconИлларионова Алла Алексеевна, учитель химии маоу гимназия №5 г. Новороссийска...
Сагакянц Александр Борисович, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета...
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconУрок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8»
Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» г. Энгельса Саратовской области
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПлан работы кафедры педагогики моу «хибинская гимназия» 2011 2012...
...
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПубличный отчет моу "гимназия №5" за 2008-2009 учебный год г. Тырныауз
Публичный доклад моу «Гимназия №5» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconДоклад директора моу гимназия №86
Моу гимназия №86 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа реализует свою деятельность на основе Устава школы, в соответствии...
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Константинов Александр Иванович, учитель технологии моу «сош п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПротокол №3 заседания рмо учителей химии на базе моу-сош р п. Советское от 03. 2011 г
Присутствовали: учителя химии: Агеева И. А., Викулова Е. В., Денисова Т. А., Заседателева Н. Н., Надуева С. А., Оксюта Е. Н, Самсонова...
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель первой квалификационной категории моу «Гимназия»пгт Б. Сабы Сабинского района рт гумерова Г. К
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стрельцова Ольга Васильевна-учитель экономики моу гимназия №166 Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы курса: Иванушкина Юлия Владимировна, учитель английского языка моу сош №33 города Энгельса
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы курса: Иванушкина Юлия Владимировна, учитель английского языка моу сош №33 города Энгельса
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малюкина Полина Васильевна, учитель математики моу «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconРеферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся...
Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» Моркинского района
Прянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса, Энгельсского района, 2011 год 1 Введение iconВыпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1»
Т. е меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. Только...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск