Скачать 129.1 Kb.
|
Районный конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно – развивающей работе» Система логопедических занятий по теме: Дифференциация оптически сходных букв П – Т. Автор: Набойщикова Нина Иннокентьевна, учитель – логопед МБОУ Каргасокская СОШ №1 Пояснительная записка. Среди различных специфических затруднений в письменной речи учащихся выделяется группа так называемых оптико-кинетических ошибок. Это замена букв, похожих по начертанию. Ребёнок, начав написание буквы с элемента, которым начинаются и другие похожие буквы, с трудом переключается на движение, продолжающее письмо следующего элемента буквы. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-кинетических ошибок. Кроме того, вероятно и недостаточное умение детей различать звуки, так как они различаются лишь по месту образования ( [П] образуется губами, [Т] – языком), а в остальном характеристики этих звуков одинаковы ( парные, глухие согласные).Для запоминания количества элементов букв даётся шифровка букв в слогах, словах, предложениях. Данный вид ошибок характерен детям с нарушениями письма и чтения общеобразовательной школы, а также детям с системным недоразвитием всех сторон речи VII и VIII видов. Цель данной системы уроков: сформировать у учащихся чёткие графические образы букв и закрепить их речевым материалом на письме. Каждое занятие направлено на развитие навыка языкового развития и синтеза, так как у всех детей с нарушением письма этот навык сформирован недостаточно. По этой причине часто даётся так любимое детьми задание: « Собери слова из букв слова», собери слово из данных слогов, начерти схему к данному слову. Немаловажно для детей с данными нарушениями и развитие фонематического восприятия. Умение слышать звук в слове, определять его место способствует правильному написанию слов и грамотному письму, поэтому в каждом предложенном занятии есть 1-2 задания по развитию фонематического восприятия. Пополнение словарного запаса учащихся, уточнение значений многих слов – одна из важных задач учителя - логопеда. Данный вид работы присутствует на каждом данном занятии. На уроках логопеда дети приучаются контролировать своё письмо. Формирование навыка самоконтроля трудно тем, что упорядоченные действия быстро наскучивают учащимся и требуют определённых волевых усилий. Вот поэтому важно предлагать работу в парах – проверку работы соседа. Это хорошо организует детей, требует внимательности и ответственности. Занятие № 1. Тема: Дифференциация п-т Цель: Упражнять детей в различении звуков букв п, т, развивать фонематическое и зрительное восприятие, обогащать словарный запас, учить соотносить звук с соответствующей буквой. Оборудование: картинки – повар, торт, слоговая таблица, цифровой ряд, буквы П,Т для каждого учащегося. План занятия. 1. Оргмомент. Артикуляционная характеристика звуков. -Кто это сегодня у нас в гостях? –Повар -Какой первый звук в этом слове? --Давайте его ещё раз произнесём его и обратим внимание на то, как этот звук образуется. Губы – сжаты, Воздушная струя –сильная, разрывает губы, Голосовые связки – не включаются. -Дайте характеристику этому звуку. – Согласный, твёрдый, глухой. -Обратите внимание на то, как пишется эта буква. Из скольких элементов она состоит? Давайте зашифруем эту букву: п -2 -Что же в руках у нашего повара? -Какой первый звук в этом слове? -Как он произносится? - Губы – улыбка, зубы – открыты, язык – «стучится» в зубы, воздушная струя – резкая, прохладная, голосовые связки – не включаются. - Дайте характеристику этому звуку. – Согласный, твёрдый, глухой. - Обратите внимание на то, как пишется эта буква. Из скольких элементов она состоит? Теперь давайте зашифруем эту букву: т -3 Подводим итог наших наблюдений: п – состоит из пары элементов, произносится губами, т– состоит из трёх элементов, произносится языком. 2.Работа устная по слоговой таблице. Расшифруйте слоги: 3а – 2а 3у – 2у - 3у и2- и3 2е – 3е – 2е 2ю - 3ю – 2ю 2о - 3о 2а – 3а – 2а у2 – у3 2и – 3и – 2и 3о - 2о - 3о 3у – 2у 2ы - 3ы -2ы э2 – э3 2ё – 3ё – 2ё 2ы – 3ы – 2ы 3у – 2о 2о – 3о – 2о ю3 –ю2 3я – 2я – 2я 3ю – 2ю – 3ю а) чтение хоровое пар слогов; б) чтение учащимся только твёрдых пар слогов - мягких пар слогов. 3. Письменно расшифруйте данные сочетания: 3и3 3у3 2у2 3у2 3о3 2у3 3о2 3и2 2я3 3ё2 2о3 2е3 4. Развитие фонематического восприятия. Внимательно слушаем стихотворение повара, поднимаем буквы п и т. Я хотел устроить бал И гостей к себе позвал. Я взял муку и взял творог, Испёк рассыпчатый пирог. Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек откусил, Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту съел. Когда же гости подошли, То даже крошек не нашли. 5. Назовите, какие слова, здесь зашифрованы. А теперь письменно расшифруйте слова: Ка2ус3а, кар3офель, 2омидор, ка2ус3ный, зав3рак, кас3рюля. - Какие из этих слов понадобятся нашему повару, чтобы сварить борщ? Самопроверка, проверка в парах. 6. Составление слов из данных слогов. - Для нас повар приготовил вкусные блюда и спрятал их в этих слогах, образуйте слова: ро ги пи е пи но рож ты тор пе за ка канн вид по ло ни пря ки Запишите эти слова в тетрадь. Самопроверка, проверка в парах. 7.Работа с цифровым рядом. Определите место звука т в словах: тарелка, торт, котлета, тефтели, салат, паштет, бутерброд, манты, бисквит, тартинки, омлет. -Какое слово вам незнакомо? (Манты, тартинки, тефтели, паштет). Объясняется значение слов. 8. Работа с деформированным текстом. -оздно -однялся – день по-ерял, в молодос-и не учился – жизнь -о-ерял. -руд корми-, а лень -ор-и-. Объясняется смысл пословиц. Запись пословиц в тетради. Самопроверка, проверка в парах. 9. Итог занятия. Занятие №2. Тема: Дифференциация п-т. Цель: учить различать п,т на слух и на письме, расширять словарный запас, тренировать в различении данных букв. План занятия.
Какой орган участвует в произношении звука « П»? Сколько элементов в написании этой буквы? Как произносится звук «т»? Сколько элементов в написании буквы Т? Какими элементами эти две буквы похожи? Какой элемент у буквы Т «лишний»?
Чтение слогов по порядку. Чтение слогов только с буквой П. Чтение слогов только с буквой Т.
Вместо слов записать в тетради буквы П и Т. Полка, пенал, тетрадь, портфель, перемена, тыква, помидор, репа, капуста. П, п, тт, пт, п, т, п, п, пт. Коллективная проверка: один – доски, все – в своих тетрадях.
Попил – топил, порт – торт Устно с каждым словом составить предложение. 5.Расшифруй слова. Выпиши только названия профессий. 100рож, ак3са, 100матолог, госп1, по100ронний, и100пник.
А--ека, ло-а-а, -о-ор, -е-ушок, ла--и, -оло-но, -а-очки, -ла-ок, -ере-лё-, -абуре-,-ас-ила, -е-ради. После устного разбора: встретились ли вам незнакомые слова? Запись в тетради, самопроверка, проверка в парах.
На огороде выросли красные …. . В саду распустились … . Мальчик отправил … . Полина сняла … . 8. Прочитай загадку и запиши её. Не рыбак, а сети расставляет (Паук). 9. Образуйте слова из букв слова ПЛАСТИЛИН. Пила, липа, аист, сила, лапти, стал, пили, Нил, ил пласт, лиса, настил, тина, план, лист, ласт, писал, слил, сани, плита, пианист. 10. Итог занятия. Занятие №3. Тема: Дифференциация п-т Цель: Учить различать на слух и по артикуляции п, т, закрепить полученные знания тренировочными упражнениями, расширять словарный запас, вырабатывать навык самоконтроля. План занятия.
-Чем отличаются в произношении звуки «п» и «т»? -Какими элементами отличаются буквы на письме? 2. Чем отличаются данные слова по звучанию, написанию, значению? Стал – спал, притушить – припушить. Устно составить предложения с каждым словом. Уточнить значение слова ПРИПУШИТЬ.
Танк - кант, товар – отвар, рвота, автор; тьма – мать; топка – капот. 4.Подбери пару, составь словосочетание. Тетрадь терпеливый тигр тяжёлый топор торопливый турист толстая пирог суповая тарелка тёплый Проверяем: тетрадь толстая, тигр терпеливый, топор тяжёлый, турист поропливый, пирог тёплый, тарелка суповая. 5. Физкультминутка
Устное чтение предложений, затем запись в тетради. На -лощади рас-у- с-арые -о-оля. По -росеке -ро-о-ал о-ряд -у-ешес-венников. -е-я -омог -ё-е -оли-ь ка-ус-у. Ви-я и -аша ка-ались на -ло-у. О--ей -ё-лого молока. Самопроверка. Проверка в парах.
Заметает пурга белый путь. тт п-пт. Хочет в мягких снегах потонуть. т - - - птт. Ветер резвый уснул на пути. т - - - пт. Ни проехать в лесу, ни пройти. - пт - - - пт. Самопроверка, проверка тетради соседа.
Подро100к Дми3рий Вол1 о5 в по2ле. Он 100рожит в живом уголке 40у, ла100чку, с3жа, 3тона и ну3ю. Проверка.
Занятие № 4. Тема : Дифференциация п,т. Цель: Учить различать на слух и на письме оптически сходные п,т; закрепить тренировочными упражнениями, развивать фонематическое восприятие, расширять словарный запас, развивать навык самоконтроля. План.
Как образуется звук «п»? Сколько элементов имеет буква П? Как образуется звук «Т»? Сколько имеет элементов буква Т?
Полк – толк, почка – точка. Уточнить значение слов ПОЛК, ТОЛК. 3. Чем отличаются слова степь – спеть? Уточнить значение слова степь, устно составить предложения. Запись под диктовку: Не спеть ли нам про степь?
Платок топор Лопата котик тропа рост логопед родители листопад известие
Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле. Проверка своей работы, затем проверка работы соседа. 5. Составление схем. Летят - _е___тя_т_, перелётные - е е ё ы е полотно - _по__от___о_____, переплёт - _пе__еп__ёт__.
Устно прочитываются предложения учащимися, затем записываются. -е-ерева -адали в снег и -ам -ря-ались от мороза. -ламя кос-ра -о-ухало. С -олей -о-янул -рохладный ве-ерок. -о-олок от сырос-и -о-емнел. Самопроверка, проверка тетради соседа. 8. Собери слова из букв слова ТРАНСПОРТ: спорт, рано, сор, торт, спор, рота, роса, трон, трос, нора, стон, рост, старт, сорт, порт, тост, трап, пар, тон, пот, нос, тропа, рапорт.
Занятие № 5. Тема: Дифференциация п,т. Цель: Закрепить дифференциацию п,т тренировочными упражнениями, развивать фонематическое восприятие, расширять словарный запас учащихся, развивать навык самоконтроля. План занятия.
Как образуется звук «П»? Как образуется звук «Т»? Какие общие элементы имеют эти буквы? 2. Дописать предложения, вставляя слова с буквами п,т. Отец и брат спилили … . Пастух погнал на поляну …. . Петя поставил посуду на … . Паша слепил из глины … . 3. Посмотри картинку и раздели слова на 3 группы. Логопед показывает картинки, учащиеся записывают слова в три столбика. п т пт (кепка, конфета, тетрадь, компот, тополь, костёр, попугай, потеха, листок, перепёлка, постель, капля, хлопоты, пенал, тетерев). Самопроверка, проверка в парах. 4. Прокомментируй предложение - загадку, выдели п,т разными цветными карандашами. Летит – гудит, а как сядет – замолчит(Самолёт). На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой (Арбуз). 5. Прочти слова, составь из них пословицу. Родится, пригодится, что, зимой, летом, то. Золотой, невесело, птичке, клетке, в. 6.Физкультминутка. 7. Самостоятельно составь слова из букв слова ПРОТАЛИНКА Рота, Алина, пот, пила, пора, палка, пилка, пан, рана, рак роли, ранка, Рита, Рина, орлик, тол, тропа, тина, тара, топка, капот, три, арка, Анка, канал, катар, кот, крот, клин, плита.
8. Итог занятия. Занятие № 6. Тема: Дифференциация п,т. Контрольный урок. Цель: Проверить, как отдифференцированны п,т у учащихся на письме, развивать фонематическое восприятие, зрительную память. План занятия. 1.Оргмомент. Объявление темы урока. 2. Прослушайте предложения, запишите слова в 3 колонки: п т пт Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пауки. Снуют по веткам потешные обезьяны. 3.Вставьте пропущенные буквы в тексте. Детям раздаются перфокарты. Дерево - ряче - корни в земле. Искры - ая- ся в - ё- лой золе. В жёлуде с- елом с-рятан дубок. В -онкой скорлу – ке с- рятан жел – ок. 4. Графический диктант. На крапиве, как на плитке, - п, - - пт Вскипятили чай улитки. пт – т. Заходи чайку напиться, - - пт, Кто крапивы не боится. т п – т.
Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра будут делать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться. На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку. Прочитайте текст на доске, ответьте на вопросы:
На доске записаны слова: -лас-массовая, -риго-ови-ься. Коллективно разбираются слова, вставляются буквы, слова делятся на слоги. Прочтите текст еще раз, запишите как запомнили. Проверка своей работы, затем проверка тетради соседа. 5. Итог занятия. Список литературы:
Самоанализ проведённых занятий. Данная система занятий рассчитана на учащихся вторых общеобразовательных классов и третьеклассников, обучающихся по программе VII вида. Предложенные занятия соответствуют поставленным целям и задачам. Содержание занятий соответствует возрасту детей и их возможностям, выбранные задания развивают фонематическое и зрительное восприятие учащихся, обогащают словарный запас, развивают навыки самоконтроля, зрительную память, навыки языкового анализа и синтеза, учат соотносить звук и букву, сравнивать звуки по произношению и артикуляции. Все занятия строго соответствуют логопедической последовательности работы над звуками: звук – слог – слово – предложение – текст, все рассчитаны на урок. Многие предложенные задания повторяются на последующих уроках в более сложной форме для закрепления и автоматизации правильного написания букв. Для активизации познавательной деятельности учащихся используются средства наглядности, применяется метод сравнения. Для привлечения внимания детей выбраны разнообразные виды заданий: шифровка слов и слогов, деформированные слова и предложения, пословицы и загадки, составление слов из слогов, словосочетаний, образование новых слов из букв слова, дополнение предложений, графические диктанты, составление схем и т.д. На каждом уроке даются задания самоконтроля и работа в парах. Данная система занятий предполагает сформированность у учащихся чётких графических образов букв П и Т и их дифференциацию. |
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство... В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль... | I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка... | Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | Конкурс «Страна Безопасности» Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир" | ||
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М.... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Методические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Странства… предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей... | Конкурс методических разработок «Мой открытый урок» Конспект урока... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | ||
Школьный конкурс методических разработок уроков Тема методической... Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления нового материала | Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | ||
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:... Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» | Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |