Скачать 421.72 Kb.
|
Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихсятема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Демиденко, Нина Георгиевна Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on mymailruShare on odnoklassniki_ruShare on livejournalShare on surfingbirdMore Sharing Services Автореферат Начало формы Конец формы Диссертация Начало формы Конец формы Артикул: 413256 Год: 2010 Автор научной работы: Демиденко, Нина Георгиевна Ученая cтепень: кандидат педагогических наук Место защиты диссертации: Москва Код cпециальности ВАК: 13.00.02 Специальность: Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) Количество cтраниц: 181 Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Демиденко, Нина Георгиевна Введение. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ 11 ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1.1. Качество знаний учащихся по химии - ключевая проблема общеобразовательной школы. 1.2. Индивидуализация обучения химии как условие повышение качества знаний учащихся. 1.3. Сущностные характеристики индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся. 1.4. Методические особенности индивидуализации обучения химии как условие повышения качества знаний учащихся. 1.5. Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся. 1.6. Функциональное значение и методические пути осуществления индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся по химии. ^ Выводы по первой главе. ^ ГЛАВА II. МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ 80 ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 2.1. Содержательный компонент методической системы индивидуализации обучения химии, ориентированной на повышение качества знаний учащихся. 2.2. Деятельностный компонент методической системы индивидуализации обучения химии, ориентированной на повышение качества знаний учащихся. 2.3. Специальные средства индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся. Выводы по второй главе. ^^ ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ 120 КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 3.1. Результативность констатирующего этапа педагогического эксперимента. 3.2. Результативность обучающего этапа педагогического эксперимента. Выводы по третьей главе. Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихся" Построение обучения химии на основе взаимосвязи принципов индивидуализации и регионализации в системешкольного химического образования отражены в работах K.JÎ. Егоровой, А.Н. Матаннановой, H.A. Наховой, В.А. Щербаковой и др. [57,117,131,203]. Большинство методистов отмечают, что идея индивидуализации обучения должна стать неотъемлемой частью процесса обучения химии. Осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам теории и практики организации образовательного процесса в общеобразовательных школах позволяет утверждать, что индивидуализация обучения химии делает каждого школьника реальным субъектом образования. Безусловно, у каждого ученика вырабатывается свой, индивидуальный стиль учения. Качество знаний и учебных умений школьников в процессе обучения химии устанавливается учителем на основе действующего «Государственного образовательного стандарта по химии» [188]. Таким образом, идея индивидуализации обучения химии как необходимого условия повышения качества знаний и умений становится значимой для современного учителя химии. При этом возникают противоречия между: 1) усложняющейся системой требований к качеству химических знаний школьника и применением в процессе обучения химии стандартных методик, не предполагающих развития индивидуальности школьника; 2) между высокой природной любознательностью учащихся и отсутствием специальных методик, ориентированных на процесс индивидуализации обучения химии, развития индивидуального стиля деятельности школьника. Необходимость решения этих противоречий обусловило актуальность исследования. Цель исследования - повышение качества знаний школьников по^химии в процессе индивидуализации обучения. Объект исследования - обучение химии в общеобразовательной школе. Предмет исследования система организации процесса индивидуализации обучения химии и ее влияние на качество знаний школьников. Гипотеза исследования - организация и управление процессом индивидуализации обучения химии будет более успешным, если: 1) учитывать дидактические условия и методические принципы, ориентированные на активизацию процесса индивидуализации обучения химии в общеобразовательной школе; 2) осуществи 1ь системный, доп ельностный, индивидуально - личностный подходы в планировании и управлении процессом индивидуализации обучения химии; 3) разработагь учебно-методический комплекс, включающий программу, индивидуально - развивающие задания, средства, формы, содержательные направления, количественные, качественные, личностные критерии оценки эффективности процесса индивидуализации обучения химии. Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1) провести анализ психолого-педагогической, методической литературы для выявления роли индивидуализации обучения химии, практики её реализации в общеобразовательной школе. 2) сформировать учебно-методический комплекс, включающий программу, дидактические карточки, индивидуальные разноуровневые задания с включением регионального, исторического, экологического материала, влияющие на повышение качества знаний учащихся, предложить методику их использования. 3) разработать модель методической системы индивидуализации обучения химии и экспериментально проверить ее влияние на повышение качества знаний учащихся по химии. Методологической основой исследования является: 1) системный, деятельности ый, индивидуально - личностный подходы как основы планирования, организации, контроля, оценки эффективности процесса обучения (М.К. Акимова, В.В. Давыдов, И.Э. Унт, И.С. Якиманская, и др.) [3,49,185,206]; 2)психолого-иедагогические закономерности процесса индивидуализации обучения как важного условия повышения качества обученности школьников (JI.C. Выготский, И.Ф. Исаев, А.П. Леонтьев, В.А. Сластенин, E.H.Шиянов и др.) [37,104,169]; 3) психолого-дидактические особенности оценки качества учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.М. Полонский и др.) [7,20,47,149]. Методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование; экспериментальные - наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, собеседование, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент и обработка полученных экспериментальных данных. Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) впервые показано, что системная организация процесса индивидуализации обучения химии положительно влияет как на развитие индивидуальности школьников, так и на повышение качества знаний по химии; 2) созданы дидактические средства по организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся при обучении химии (разноуровневые задания, задачи, познавательные ситуации и т.д.); 3) разработана система методов, форм, средств, приемов методического сопровождения индивидуальной деятельности учащихся по химии (игровые, творческие дискуссии и др.); 4) выявлены содержательные направления (региональное, экологическое, историческое), принципы отбора содержания, значимые для повышения качества знаний, умений по химии. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: 1) расширено знание в области методики обучения химии за счет обоснования процесса индивидуализации обучения химии как условия повышения качества знаний, обученное™ школьников; 2) полученные результаты могут быть использованы для разработки учебных комплексов по организации процесса индивидуализации обучения другим предметам; 3) разработанный учебно-методический комплекс может быть использование институтах повышения квалификации учителей для обучения их проведению занятий с использованием,новой формы; 4) разработанная система- методов, форм, и средств воздействия на индивидуальность личности учащихся с целью повышения1 качества знаний может послужить основой для разработки программ дополнительного профессионального образования педагогических работников. Практическая значимость исследования: 1) сформирован учебно-методический комплекс индивидуализации обучения химии, включающий программу методического сопровождения; варианты индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; методическоепособие для учителя и учащихся по использованию регионального материала в процессе индивидуализации обучения химии; 2) разработан комплект индивидуальных заданий (уровня узнавания, воспроизведения, применения знаний в знакомой и незнакомой ситуациях); варианты блок - схем решения задач методом пошаговой детализации; логико-смысловые модели (ЛСМ), индивидуальные путеводители дифференцированного характера по технологии индивидуальных I образовательных траекторий (ТИОТ); 3) предложена программа элективного курса «Химические основы жизнедеятельности в условиях Севера» с включением модулей: химия в быту Северных народов, химия в культуре, медицине коренных народов ханты, манси, химия тайги; 4) разработана и проверена программа исследовательского практикума для школьников 10 - 11 классов «Природные химические вещества. Особенности состава, строения, получения»; 4) реализованы исследовательские проекты по химии для учащихся 10 -11 классов, ориентированные на формирование исследовательских умений учащихся; 5) создана и проверена система разноуровневых задач по химии для учащихся 8-11 классов, дидактические материалы, которые проверены и внедрены в практику обучения общеобразовательных, национальных школ Ханты - Мансийского автономного округа. Этапы исследования Исследование проводилось с 2004 по 2009 гг. в три этапа. На первом этапе (2004-2005 гг.) был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; определялись цели, задачи исследования, разрабатывалась модель методической системы, отбиралось содержание, разрабатывались средства обучения. На втором этапе (2005-2006 гг.) осуществлялось внедрение модели методической системы в образовательный процесс школ ХМАО, осуществлялась рефлексия, корректировка. На третьем этапе (2006-2009 гг.) проходила математическая обработка результатов формирующего эксперимента, осуществлялась диагностика, происходил анализ, учет мнений учителей химии. Проверка и практическое внедрение результатов исследования. Разработанная модель методической системы внедрена в практику муниципальных общеобразовательных школ Ханты - Мансийского автономного округа - Югры: Шугурской, Юмасинской, Алтайской, Кондинской, Морткинской и др.), в курсы повышения квалификации учителей химии в «ТОГИРРО» (Тюмень), «ИПК и РРО» (ХМАО). Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях различного уровня, включая международные: «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (г. Пенза, 2007); «Качество науки -качество жизни» (г. Тамбов, 2008); «Научное обеспечение профессионального самоопределенияличности в современных условиях» (г. Курган, 2008); «Актуальные вопросы современного образования» (г. Москва-Ульяновск, 2008); «Наука на рубеже тысячелетий» (г. Тамбов, 2008); всероссийские: «Российское образование в XXI веке, проблемы и перспективы» (г. Пенза, 2007); Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона» (г. Тобольск, 2007), «Социальные проблемы регионов и пути их решений» (г. Пенза, 2008); «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (г. Тобольск, 2008) и др. Многолетний опыт автора по проблеме исследования представлен в выступлениях на^ совещаниях учителей, в проведении серии открытыхуроков в рамках «Педагогического марафона», в участии в конкурсах «Учитель года» (п. Междуреченский, г. Ханты -Мансийск). Основные положения, выносимые на защиту. 1. Процесс индивидуализации обучения химии способствует повышению качества знаний учащихся по химии при реализации дидактических условий (включение школьников в выполнение разноуровневых заданий с учетом* региональной, исторической, экологической информации) и методических принципов (индивидуализации, научности, доступности, регионализации, системности, сотрудничества). 2. Методика организации процесса индивидуализации обучения химии реализуется с учетом учебно-методического комплекса, включающего программу, формы, средства, методы, дидактический материал, что позволяет развивать индивидуально - личностные качества школьников. Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации составил 181с. Библиография - 207 наименований. |
Значение коррекции неспецифических мышечно-скелетных нарушений в... | План работы мо учителей по предметам филологического цикла на 2013-2014 учебный год Тема: Индивидуализация и разноуровневая дифференциация как условие повышения качества знаний и сохранения здоровья детей | ||
Российской академии наук М. М. Горбунов-Посадов Оформление автореферата диссертации Рекомендации по содержанию и оформлению автореферата диссертации, готовящегося к печати в ипм им. М. В. Келдыша ран | Диссертации и автореферата по вак 03. 00. 02, доктор физико-математических... Физико-химические механизмы действия электромагнитного излучения крайне высоких частот на клеточном и организменном уровнях | ||
1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | Гаоу спо мо «губернский профессиональный колледж» И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич... | ||
Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование «Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая... | Пояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания... Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | ||
Рабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических... | ||
Советы по оформлению диссертации и авторефератА Ниже приведены подробные рекомендации по оформлению диссертации и автореферата, позаимствованные с web-ресурса Московского технического... | Утверждено Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... | Формирование основных естественнонаучных компетенций студентов-гуманитариев... А. Р. Камалеева, кандидат педагогических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор рае | ||
Программа «Детство» Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор... | Образовательная программа Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат... |