Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»





Скачать 125.72 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата публикации09.07.2013
Размер125.72 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Химия > Исследовательская работа


На школьную научную конференцию «Шаг в науку».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»




Исследовательская работа


Автор работы:

Белов Дмитрий

ученик 6 «А» класса

Руководитель работы:

Тренина Елена Владимировна

учитель математики




Гусь-Хрустальный

1012

Введение
Тема исследования: Научные достижения Михаила Васильевича Ломо­носова.

Цель исследования: узнать о научных достижениях Михаила Василье­вича Ломоносова.

Гипотеза исследования: мне кажется, что Ломоносов совершил множество открытий.

Методы исследования:

  • Анализ.

  • Сбор информации.



Задачи исследования:

  1. Изучить биографию М.В.Ломоносова.

  2. Узнать его научные достижения в разных областях деятельности.

  3. Сделать заключение.

Содержание:

Биография Михаила Васильевича Ломоносова………………………………….4

Научные достижения М.В.Ломоносова в разных областях деятельности……..8

Молекулярно-кинетическая теория тепла………………………………………..8

«Коловратное движение»………………………………………………………….9

Наука о стекле……………………………………………………………………..10

Вклад Ломоносова в развитие астрономии……………………………………...12

Создание ночезрительной трубы и батоскопа…………………………………..14

Вклад Ломоносова своего труда в развитие математики………………………15

БИОГРАФИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований. Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении мате­рии, - многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термо­динамики; заложил основы науки о стекле. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосфе­ры у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств.

О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет.

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифме­тику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он на­стиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ло­моносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в на­чале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения.

Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из ни л него класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении не­скольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В 1735 году, не дойдя ещё до богословско­го класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. Первоначально предпо­лагалось принять двадцать человек, но ректор Калиновский избрал из них наи­более способных, в числе которых, помимо Ломоносова, оказался Виноградов, будущий товарищ его по заграничному путешествию, и Никита Попов, впо­следствии ставший первым русским астрономом. М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сло­жившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Несмотря на длительную переписку по поводу приезда из Москвы новых студентов. Академия Наук не позаботилась об их устройстве. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Здесь Ломоносов прожил почти полгода до отъезда в Германию. По отчётам о расхо­дах за февраль—апрель 1736 года, затраченных на нужды студентов, можно представить их скромный быт в Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д.

Первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии Наук было весьма неопределённым: они не были зачислены ни в Академическую гимназию, ни в Академический университет. Различный уро­вень знаний учеников Спасских школ не позволял создать единый класс Ака­демического университета. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию про­явил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физи­кой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биогра­фов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петер­бургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и ма­тематики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отмен­ную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

В 1735 году в Академии было создано Российское собрание для разработ­ки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской ака­демии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложе­ния, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания.

Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академиче­ской лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Уже тот да Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках.

Потом Ломоносова переводили во множество других институтов которые располагались заграницей.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА

В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Молекулярно-кинетическая теория тепла

Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла. В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или, как вариант, холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

М. В. Ломоносов обращает внимание научного сообщества на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фоку­сировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теори­ей теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породи­ли представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что матери­альный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теря­ется? Опровергая одну теорию, М. В. Ломоносов предлагает другую, в которой с помощью бритвы Оккама он отсекает лишнее понятие теплорода.

«Коловратное движение»

М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей дис­сертации «Элементы математической химии» учёный дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отли­чающихся от него тел... Корпускула есть собрание элементов, образующее од­ну малую массу».В более поздней работе он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» - партикула - «частица» или «молекула». «Элементу» он придаёт современное ему значение — в смысле предела дели­мости тел — последней составной их части. Древние говорили: «Как слова со­стоят из букв, так и тела — из элементов». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивает, что эти частицы чувственно неощутимы. М. В. Ломоносов указывает на различие «однородных» корпускул, то есть состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом», и «разнородных» — состоящих из различных элементов. Тела, со­стоящие из однородных корпускул, то есть простые тела, он называет началами.

Наука о стекле

В своей Химической лаборатории М. В.Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий - это была первая научно- исследовательская и учебная лаборатория в России. Без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. - М. В. Ломоносов. В октябре 1748 год а, когда она, наконец, была построена, и по­лучила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории рас­творов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд. Здесь он про­вёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (про­зрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. Стекольное производст­во гого времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент ре­активов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» (известен еще в Древнем Риме — включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну! М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту ре­цептуру. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Гер­мании. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову.

Вклад Ломоносова в развитие астрономии

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску (кстати, это явление повториться 6 июня 2012 года), М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было ожидаемо астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу, разработанному английским астрономом Э. Галлеем), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломо­носов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необхо­димость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, хо­датайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприя­тие, он составил руководства для наблюдателей и т. д. Результатом его усилий стало направление экспе­диции Н. И. Попова в Иркутск и С. Я Румовского — в С еленгинск. Немалых усилий также стоила ему ор­ганизация наблюдений в Санкт-Петербурге, в Акаде­мической обсерватории, при участии А. Д. Красиль- никова и Н. Г. Курганова. В их задачу входило на­блюдение контактов Венеры и Солнца — зрительно­го касания краёв их дисков. М. В. Ломоносов более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры. Эффект увидели многие наблюдатели, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении, получил его имя - «явление Ломоносова».

При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал при­ближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, ко­торый тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края.

Создание ночезрительной трубы и батоскопа

Академик С. И. Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что «...по объёму и оригинальности своей оптико-строительной дея­тельности Ломоносов был ... одним из самых передовых оптиков своего време­ни и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком». Ломоно­совым было построено более десятка принципиально новых оптических прибо­ров. Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально но­вых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оп­тики. М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную сис­тему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время или, как говорится в его статье тому посвящённой «Физическая задача о ночезрительной трубе» — служившую возможности «различать в ночное время скалы и корабли» — 13 мая 1756 года он демонстрировал её на заседании Ака­демического собрания, М. В. Ломоносов до конца своих дней продолжал зани­маться созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой своей идеи — для снаряженной по его же проекту по­лярной экспедиции капитана 1 ранга В. Я. Чичагова наряду с другими прибора­ми было собрано 3 ночезрительных трубы; оптической системы, «через кото­рую узнавать можно рефракцию светлых лучей, проходящих сквозь жидкие ма­терии». М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. М. В. Ломоносов — талантливый изобретатель и приборостроитель, в то же время стоит у истоков русской теоретической оп­тики.

Вклад Ломоносова своего труда в развитие математики



Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества. В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae (”Элементы математической химии”, на латыни). Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым. Его рукопись “Элементы математической химии” была найдена после смерти среди его бумаг. Видимо, Ломоносов, вдохновленный работой Principia И. Ньютона, намеревался написать подобный химический трактат, в котором он хотел изложить всё существующее на тот момент химическое знание в аксиоматической манере.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В моей работе представлены наиболее значимые в науке в то время достижения Михаила Васильевича Ломоносова. Кроме всего сказанного Ломоносов также вложил свой труд в создание книги (первой книги) по русской словесности, в ней он изложил правильное построение стихотворения. После всего сказанного можно смело утверждать, что Ломоносов один из величайших учёных и совершил огромное количество открытий и вложил свой труд терпение усилие практически во все науки.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «средняя...
Полное наименование оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРассмотрено
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconОбщеобразовательного учреждения (по уставу)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconИтоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением...
Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» icon«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРеферат Различные доказательства теоремы Пифагора
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» icon1. Официальное наименование Учреждения
Полное название муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconГ. Каменска -уральского за 2011-2012 учебный год Муниципальное бюджетное...
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconОбразовательная программа основного общего образования и
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №128 с углубленным изучением отдельных...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconГ. Каменска -уральского за 2012-2013 учебный год Муниципальное бюджетное...
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconСочинение «За что я благодарю своих родителей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» icon«Струковский парк вчера и сегодня»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconНазвание проекта: «Экологическое состояние атмосферы в промышленном городе (Старый Оскол)»
...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» Фоминой Елены Васильевны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск